Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 5. ХОД РОСТА ИССЛЕДУЕМЫХ КУЛЬТУР




Ход роста древостоев по основным таксационным показателям

Для выравнивания средних таксационных показателей древостоев в зависимости от возраста использовались различные функции. Культуры разных пород реагируют на рост в перегущенном состоянии не одинаково. Вырубка каждого второго ряда в культурах сосны, кедра и ели больше повлияла на рост деревьев в толщину, чем в высоту. Так, в культурах сосны разница по диаметру к тридцати пяти годам составляла в среднем 25%, а по высоте - 6-7% (рис 1.).

В культурах ели рубки ухода значительно сказываются на росте деревьев как в высоту, так и в толщину. Разница между секциями ухода и контрольными за последний период составляла 20-25 % по диаметру и по высоте.

В культурах кедра, так же, как в сосновых насаждениях, секции с рубками ухода отличаются в основном только по толщине (20-25%). Разница в высоте не превышает 10%.

 

А

Б

 

Рис. 1. Рост сосны по высоте-А; диаметру-Б.

Происходящие после рубок ухода изменения в строении и приросте древостоев кратковременны и обратимы. При некоторых превышениях средних высот и диаметров древостоев на секциях с проведенной рубкой ухода запасы к тридцати пяти годам практически сравнялись. В культурах сосны в тридцать пять лет запас древостоев составляет около 300 кбм. на одном гектаре, ели - около 200, кедра – около 170. Меньший запас к тридцати пяти годам имели насаждения березы - 68 кбм. Насаждения осины и лиственницы имели практически одинаковый запас – около 220 кбм. В опытных культурах саженцы березы имели низкую приживаемость.

Сравнение роста культур в высоту позволяет сделать вывод о том, что лучшим ростом отличается осина, затем идут лиственница, сосна, береза, а медленнее других растут кедр и ель. Но именно они лучше всего приспособлены к местным лесорастительным условиям и в естественных древостоях доживают до 280-300 (и более) лет, причем ель может достигать высоты 40 – 42 м, а кедр – 33 – 35 м.

По скорости роста в толщину древесные породы располагаются в аналогичный ряд – осина, лиственница, сосна, кедр, береза и ель, только у кедра увеличение диаметра идет несколько быстрее, чем у березы.

Динамика отпада в культурах разных пород

На стадии приживания лучшие показатели имела ель, величина отпада в первые годы не превышала 12 %. Подобные результаты были получены Л. А. Кайрюкштисом и др. [1976] в опыте с елью с первоначальной густотой 50 тыс. шт./га, где отпад в первые годы составил 14 %. В культурах кедра и сосны количество отпавших деревьев было в 2 раза больше.

 
 

Рисунок 2. Динамика числа стволов.

Наши результаты соответствовали данным в опыте Б. Д. Жилкина с соавт. [1977] для культур сосны с первоначальной густотой 40 тыс. шт./га. К 12 годам, то есть ко времени завершения фазы индивидуального роста, выживаемость в нашем случае составляла 65 %, у Б. Д. Жилкина - 66,7 %. Худшая приживаемость в первые годы наблюдалась у осины, количество выживших экземпляров не превышало 12 %.

Раньше всех начался отпад в культурах лиственницы и протекал наиболее интенсивно, почти такой же характер отпада наблюдался в сосновых культурах (рис. 2). Эти светлохвойные породы отличаются высоким светолюбием, но сосна может формировать более плотные древостои, что и наблюдается в изучаемых посадках.

Темнохвойные породы - ель и кедр – позже вступили в фазу изреживания, причем в ельнике отпад протекает медленнее. Изреживание в березовых и осиновых культурах началось также поздно вследствие высокого начального отпада и смешанного характера древостоя березы.

 

Таблицы хода роста культур

По данным, полученным в результате обмеров культур на протяжении тридцатичетырехлетнего периода, были построены таблицы хода роста изучаемых насаждений.

В качестве сравнения, представляет интерес оригинальный эксперимент разногустотных посадок, впервые выполненный в условиях Сибири в подзоне южной тайги (Большемуртинский лесхоз Красноярского края) под руководством А.И. Бузыкина. Здесь в 1982 году на серых лесных почвах были созданы посадки сосны обыкновенной, ели сибирской и лиственницы сибирской с использованием 18 вариантов густоты (от 0,5 до 128 тыс. шт./га) (Бузыкин и др., 2002).

Обширный диапазон густот этого эксперимента позволил сравнить биометрические показатели ценозов сосны и ели с культурами в Емельяновском лесхозе при одинаковой начальной густоте посадки - 40 тыс. шт./га в возрасте 20 лет. Так, в возрасте 20 лет запас культур сосны в Большемуртинском лесхозе оказался выше, чем в Емельяновском, в 1,4 раза, ели – в 2,2 раза, а отпад ниже - соответственно в 1,2 и 2 раза. Слабый отпад в еловых культурах Емельяновского лесхоза неизбежно приводит к увеличению доли тонкомерной части древостоя и, как следствие, к уменьшению площади сечения и запаса. Возможно, это различие в экспериментах объясняется рекреационной нагрузкой в Емельяновских посадках, поскольку они расположены вблизи населенного пункта.

Рост изучаемых культур сосны сравнили с исследованными В.В. Огиевским (1962). Для этого использовали таблицу хода роста 46-летних сосновых культур, произрастающих на дерново-слабоподзолистых легкосуглинистых почвах в Боготольском лесхозе (густота посадки 7 тыс. шт./га) Красноярского края. В возрасте 35 лет культуры Боготольского лесхоза превышали показатели по высоте и диаметру на 45 и 40 %, соответственно. Такие отличия объясняются разной густотой посадки, которая влияет и на величину запаса. В нашем случае запас почти в два раза больше.

Рост культур сосны сравнили с данными по опытным культурам этой породы разной густоты, заложенным В.И. Рубцовым в Воронежской области весной 1953 г. (Рубцов и др., 1976; Попов, Сухов, 2002). Оказалось, что при начальной густоте посадки 40 тыс. шт. на 1 га естественное изреживание протекает аналогичным образом (лучшая приживаемость – 90% - привела к тому, что к 35 годам в Воронежских культурах сохранилось около 12 тыс. экземпляров). Рост в высоту сначала наблюдался более интенсивный, в возрасте 20 – 25 лет - одинаковый, а к 35 годам отмечается некоторое отставание (11,2 м против 11,8 м в изучаемых культурах). В данном случае это различие может быть связано с более суровыми климатическими условиями.

Рост ели в культурах со сходной начальной густотой почти не изучен. Например, в работе А.А. Кайрюкштиса и А.И. Юодвалькиса (1975) приводятся средние таксационные показатели еловых культур в возрасте 14 и 18 лет в большом интервале первоначальной густоты посадки, доходящей до 100 тыс. штук на га. Можно лишь отметить более медленный рост в высоту и по диаметру изучаемых культур ели по сравнению с растущими в Литве.

Имеется лишь одна таблица хода роста культур кедра в фазах смыкания и жердняка, составленная А.И. Янгутовым и В.В. Дроздовым (1989) для подзоны смешанных лесов. При сравнении роста изученных культур с искусственными кедровыми молодняками европейской части страны получили, что по запасу в 35 лет они отличались незначительно, а высота и диаметр были ниже на 17-18%. Это связано, вероятно, с разницей в первоначальной густоте, что еще раз подтверждает влияние большой густоты насаждения на уменьшение прироста деревьев в толщину и высоту. В то же время признаков стрессового состояния у крупных деревьев не обнаружено, они обладают довольно большими симметричными кронами с заостренными верхушками.

Рост культур березы сравнили с ростом насаждений, произрастающих на черноземах Казахстана (Данченко и др., 1991),, с первоначальной густотой 10 тыс. шт./га. Изученные А.М. Данченко культуры к 30 годам достигли величины по высоте - 12,5 м, по диаметру- 11,7 см, по запасу - 150 м3. Таким образом, в возрасте тридцати лет они превышали показатели по высоте, диаметру и запасу на 40, 56 и 52%, соответственно.

Данных, характеризующих рост культур лиственницы со сходной первоначальной густотой, практически нет. Провели сравнительную оценку изучаемых культур с насаждениями лиственницы, произрастающими в Боготольском лесхозе Красноярского края (Огиевский, 1962). В возрасте тридцати пяти лет Боготольские культуры превышали в росте по всем показателям в среднем в полтора раза.

Динамика рядов распределения числа стволов по толщине

 

Ряды распределения, характеризующие размеры деревьев по толщине, аппроксимировали функцией Вейбулла (Третьякова, 2005).

Сравнение выровненных рядов распределения для отдельных древесных пород показало, что динамика рядов распределения числа стволов по толщине сосны и кедра является сходной, хотя кедр из - за своих биологических особенностей несколько отстает от сосны.

 
 
 
А

               
   
Б
 
 
 
 
   
 
     
 
 


 

Рисунок 3. Ряды распределения числа стволов по толщине в 15 (1), 25 (2), 35 (3) лет: А -сосна; Б -ель.

При анализе рядов в культурах ели видно, что в 15 летнем возрасте основное число стволов относится к меньшим ступеням толщины (рис. 3). Это объясняется большей теневыносливостью этой породы. В изучаемых культурах в возрасте 15 лет в основном завершается концентрация деревьев в небольших ступенях толщины. В низкогустотных культурах этот возраст является началом накопления тонкомера (Каплунов, 1989). Аналогичные результаты динамики изменчивости диаметра с возрастом и густотой представлены в работах В.Я. Каплунова (1989), В.В. Кузьмичева (1977), С.Н. Свалова (1982).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных