Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И




БЕЗРАБОТИЦА

 

 

Экономика СССР, которая представляла собой планово-административную систему решения фундаментальных проблем «что производить?», «как производить?», «для кого производить?», не знала экономических циклов. Переход к рыночной системе означает, что цикличность развития экономики станет закономерностью развития российской экономики. Поэтому для понимания того, как развивается рыночная экономика, необходимо познакомиться с этой существенной чертой развития рыночной системы. Это особенно важно потому, что движение экономического цикла непосредственно связано с изменениями спроса на труд. В странах с развитой рыночной системой наблюдается чередование периодов, когда немало рабочих теряют свою работу и оказываются безработными, с периодами, когда спрос на труд растет и многие безработные вновь вовлекаются в производство.

Безработица — весьма неприятное явление. Иногда ее рост приобретает угрожающие размеры. Поэтому необходимо знать причины, которые ее порождают, понимать, как можно противодействовать росту безработицы и добиваться ее сокращения, как следует смягчать ее негативные последствия.

 

 

12.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

 

Ключевые понятия и термины

 

Здесь приведены термины и понятия, с которыми вы познакомились, прочитав параграф 12.1. Подберите соответствующие им определения.

1. Циклический характер развития рыночной экономики.

2. Циклический подъем.

3. Пик циклического подъема.

4. Рецессия, или циклический спад.

5. Дно рецессии.

6. Экзогенные теории экономического цикла.

7. Эндогенные теории экономического цикла.

8. Принцип акселерации.

9. Потенциальный (естественный) уровень ВВП.

 

Определения

 

A. Высший уровень ВВП, инвестиций и занятости, который достигается в ходе циклического подъема.

Б. Закон, согласно которому индуцированные инвестиции изменяются в зависимости от изменений темпа прироста ВВП, ЧНП и национального дохода.

B. Регулярность чередований фаз циклических подъемов и спадов в процессе развития рыночной экономики.

Г. Уровень ВВП, который предполагает, что в экономике достигнута полная занятость и ресурсы экономики используются с оптимальной загрузкой.

Д. Фаза экономического цикла, которая характеризуется увеличением выпуска ВВП, ростом инвестиций и повышением уровня занятости.

Е. Теории, которые объясняют существование экономических циклов внешним воздействием на динамику инвестиций, занятости и выпуска ВВП.

Ж. Низший уровень ВВП, инвестиций и занятости, к которому приводит циклический спад.

 

 

З. Теории, которые объясняют феномен экономических циклов тем, что циклические колебания генерируются самой рыночной системой.

И. Фаза экономического цикла, во время которой происходит сокращение выпуска ВВП, сокращение занятости и уменьшение размера инвестиций.

 

Тесты

 

1. Укажите, что определяет продолжительность экономического цикла. Продолжительность цикла определяется периодом времени:

а) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

в) от момента времени, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента времени, когда спад следующего цикла достигает своего дна;

г) от момента, когда рецессия достигла дна в ходе данного цикла, до момента времени, когда рецессия достигла дна в ходе следующего цикла.

2. Укажите, в чем проявляется принцип акселерации. Принцип акселерации проявляется в том, что:

а) относительно небольшое повышение темпа прироста ВВП приводит к весьма значительному увеличению величины инвестиций;

б) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

в) изменения величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня

ВВП;

г) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к снижению темпа роста ВВП.

3. Укажите, какое определение потенциального уровня ВВП является правильным. Потенциальный уровень ВВП — это такой объем производства ВВП, при котором:

 

а) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

б) ВВП достиг своего максимального уровня;

в) ВВП находится на равновесном уровне;

г) процентная ставка обеспечивает равновесие спроса и предложения как на товарном, так и на денежном рынке в соответствии с условиями модели IS-LM.

 

Задача

 

Предположим, что ВВП имеет следующую динамику (в ден. ед.): 1-й год — 100; 2-

й год — ПО; 3-й год — 121; 4-й год — 135; 5-й год — 162; 6-й год — 170; 7-й год — 172; 8-й год — 170; 9-й год — 165. Предположим далее, что капиталоемкость ВВП, т.е. отношение капитал/продукт = 1, остается постоянной; что норма амортизации также постоянна и равна 10%. Определите, чему будут равны инвестиции в течение периода со 2-го по 9-й год, полагая, что в 1-м году они равнялись 10.

 

12.2. ЗАНЯТЫЕ И БЕЗРАБОТНЫЕ. ИЗМЕРЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Ключевые понятия и термины

 

Прочитав параграф 12.2 учебника, вы познакомились с несколькими новыми терминами и понятиями. Подберите определения, которые соответствуют этим приведенным здесь понятиям и терминам.

1. Трудоспособное население.

2. Нетрудоспособное население.

3. Экономически активное население.

4. Рабочая сила.

5. Добровольно незанятые.

6. Занятые.

7. Безработные.

8. Норма безработицы.

 

 

Определения

 

A. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Б. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения.

B. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных.

Г. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте (женщины — 55 лет и старше, мужчины — 60 лет и старше).

Д. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу.

Е. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных.

Ж. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения.

 

Тесты

 

1. Укажите, какое определение экономически активного населения является справедливым. Экономически активное население — это часть трудоспособного населения, которая:

а) работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;

б) равна сумме занятых и безработных;

в) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;

г) равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.

2. Укажите, какие определения занятых являются справедливыми. Занятые — это часть трудоспособного населения, которая:

а) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

 

 

б) остается за вычетом безработных;

в) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать;

г) равна экономически активному населению за вычетом безработных.

3. Укажите, какие определения безработных являются правильными. Безработные —

это:

а) часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;

б) часть трудоспособного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы; в) неработающая часть трудоспособного населения;

г) трудоспособные физические лица, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

4. Укажите, как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится. В этом случае норма безработицы: а) уменьшится;

б) останется неизменной;

в) увеличится.

5. Рассмотрим еще раз условия задачи 4 и предположим, что сокращение занятости происходит вследствие эмиграции части занятых, причем образующиеся в результате эмиграции вакантные места заполняются безработными. Как будет в результате этих процессов изменяться норма безработицы? В этом случае норма безработицы:

а) уменьшится;

б) останется неизменной;

в) вырастет.

 

Задачи

 

1. Определите, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население — 100 млн человек; неработающие — 46 млн человек; норма безработицы — 10%.

2. Имеются следующие данные: все население — 100 млн человек;

трудоспособное население — 60 млн человек; нерабо-

 

 

тающее население — 60 млн человек; норма безработицы — 20%. Определите число трудоспособных лиц, которые не работают и не намерены работать.

 

12.3. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Ключевые понятия и термины

 

Прочитав параграф 12.3 учебника, вы познакомились с несколькими новыми для вас понятиями и терминами. Здесь перечислены эти понятия и термины. Подберите соответствующие им определения.

1. Фрикционная безработица.

2. Структурная безработица.

3. Технологическая безработица.

4. Естественный уровень безработицы.

5. Полная занятость.

6. Циклическая безработица.

7. Скрытая безработица.

 

Определения

 

A. Уровень безработицы, который складывается, когда существует только фрикционная и структурная форма безработицы.

Б. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре рабочих мест.

B. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные.

Г. Уровень занятости, при котором существует только фрикционная и структурная безработица.

Д. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования.

 

Е. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу.

Ж. Безработица, которая возникает и растет во время циклического спада, а затем уменьшается и исчезает в ходе циклического подъема.

 

Упражнения и задачи

 

1. Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн человек, а норма безработицы равна 6%?

2. Известно, что в 1-м году экономически активное население составляло 100 млн человек. Ежегодный прирост экономически активного населения — 1 млн человек. Естественная норма безработицы — 6%. Фактическая безработица имела следующую динамику: 1-й год — 10 млн человек; 2-й год — 10 млн; 3-й год — 9 млн: 4-й год — 8 млн; 5-й год — 7 млн; 6-й год — 6,3 млн; 7-й год — 6,36 млн; 8-й год — 6,5 млн; 9й год — 7,0 млн; 10-й год — 8,0 млн человек. На основе этих данных определите, чему равнялась за эти десять лет полная занятость, естественная безработица, циклическая безработица и фактическая занятость.

3. Имеются следующие данные, которые характеризуют число рабочих, занятых полную рабочую неделю, т. е. 40 часов в неделю, и число рабочих, занятых неполную рабочую неделю, т. е. проработавших менее 40 часов в течение недели (данные в млн человек):

 

Количество часов, отработанных в Число занятых
течение недели одним занятым 1-й год 2-й год
40 часов   от 0 до 9 часов   от 10 до 19 часов   от 20 до 29 часов   от 30 до 39 часов 50 51   1 2   2 3   3 2   4 3  

 

 

Дайте оценку уровня занятости и нормыскрытой безработицы. Как изменились эти показатели во 2-м году по сравнению с 1-м?

 

Дополнительное чтение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных