Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая психологическая подготовка в основном осуществляется двумя путями.




Первый путь предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, направленным на психическую готовность к наиболее ответственному соревнованию в спортивной карьере:

- способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность;

- концентрации и распределению внимания;

- способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.

 

Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей. Особенно значима эта форма психологической подготовки в тех видах спорта, где дается попытка, перед которой необходимо мысленно выполнить целостное действие (например, в прыжках на лыжах с трамплина).

Известно, что спортивное совершенствование неотделимо от постоянной работы спортсмена над точностью ощущений при выполнении двигательных действий. Можно сотни раз за тренировку выполнять один и тот же прием, однако без оценки всех своих ощущений после каждой попытки, без анализа причин любой самой незначительной ошибки прогресса в эффективности не будет. Особенно важна такая работа именно на предсоревновательном этапе.

 

Одна из задач общей психологической подготовки — формирование эмоционально-волевой базы спортсмена — строится на использовании психолого-педагогических средств психопрофилактики и коррекции неадекватных адаптивных реакций на тренировочную нагрузку, направленных в первую очередь на:

• формирование реальной самооценки;

• формирование реальной установки;

• структурирование деятельности.

Это достигается с помощью средств ментальной тренировки (МТ).

Термин ментальная тренировка подразумевает систему словесных и образных воздействий на сознание спортсмена с целью оптимизации психических процессов и повышение психической дееспособности. По существу, — это система сознательного самопрограммирования достижения успеха как в спорте, так и в жизни, на базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга.

МТ представляет собой комплекс психических средств, включающий:

• распознавание и оценку ситуации;

• контроль психофизиологических и поведенческих реакций;

• приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Такая комплексная МТ позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.

 

Специальная психологическая подготовка направлена прежде всего на формирование готовности спортсмена к старту, на подведение его к тому состоянию, когда надо что-то сделать “здесь и сейчас”.

Специальная психологическая подготовка включает:

• оценку психического состояния спортсменов и команд по прибытии на место соревнований;

• организацию психологического обеспечения тренировочного процесса на спортивной базе;

• психодиагностику потенциальных возможностей спортсменов накануне стартов соревнований;

• ментальную тренировку перед соревнованиями, включающую визуализацию наиболее

вероятных моментов предстоящей борьбы и формирование чувства успеха на более высоком уровне, чем на предшествующем этапе подготовки;

• психические воздействия непосредственно перед стартом;

• психическое восстановление после выполнения отдельных попыток в тех видах спорта, где соревнования проводятся в несколько этапов.

Подготовка к старту может осуществляться при небольших затратах энергии или, напротив, при значительных затратах сил в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться: с чисто субъективной точки зрения — тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности; с объективной точки зрения — тогда необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности. Здесь возникает понятие активации, которое одновременно означает и быстрое повышение активности центральной нервной системы, и вызванную им интенсификацию периферических процессов. Не вызывает сомнений тот факт, что перед началом ответственной деятельности, тем более протекающей в экстремальном режиме олимпийских соревнований, у спортсмена включаются произвольно (или даже непроизвольно) механизмы активации психических и физиологических функций, непосредственно влияющие на эффективность ее выполнения. Перед ответственным стартом формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода соревнований. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако чем сложней по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Напряженность в спортивной деятельности может быть не только эмоциональной, но и операционной. Операционная напряженность возникает вследствие сложности выполняемой работы, эмоциональная — в результате действия отрицательных эмоциогенных раздражителей. Операционная напряженность характерна для санного спорта, бобслея, биатлона и особенно хоккея.

В ходе специальной психологической подготовки решаются следующие частные задачи:

• ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (олимпийский старт для молодого спортсмена и для ветерана, который не надеется попасть на следующую олимпиаду, обычно имеет различное значение);

• формирование у спортсмена психологических “внутренних опор” (для одного — это уверенность в своей технической подготовленности, для другого — способность не поддаваться воздействиям предстартовых волнений окружающих, для третьего — способность “прибавить” в самый ответственный момент соревновательной борьбы);

• преодоление психологических барьеров, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником (здесь главное — обрести уверенность в том, что теперь у него есть определенные преимущества перед соперником, которые и должны сыграть решающую роль);

• психологическое моделирование условий предстоящей борьбы (здесь важно мысленно моделировать эти условия без особого напряжения — мысли должны как бы плавно “перетекать” из одной моделируемой ситуации в другую);

• создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием (здесь должны быть продуманы все действия, которые выполняют роль предстартовых ритуалов, включая ритуалы переодевания, проверки инвентаря, разминки и выхода на старт).

В любом случае стрессового состояния перед стартом не избежать, и оно просто необходимо для мобилизации скрытых психических резервов.

Другое дело — чрезмерный стресс (так называемый дистресс), с которым надо бороться.

Сочетание физиологических и психолого-педагогических методов воздействия на психику спортсмена, каковыми являются специально построенная разминка и комплекс словесных воздействий, позволяет установить своего рода интегральное психическое состояние, характерное для соревновательной деятельности, включая сюда не только технику движений, но и динамику представляемых образов. При этом применяется метод идеомоторной тренировки, позволяющий совершенствовать развитие спортивных навыков как сочетание “идеальных” (мысленных) и “реальных” (моторных) компонентов соревновательной деятельности.

Основные психологические техники для борьбы с высоким уровнем стресса

перед соревнованием

1. “Средовые техники”:

• субъективное “понижение” значимости соревнований (это преднамеренное самовнушение для психически чувствительных людей: Даже если выиграть не удастся — жизнь на этом не кончается);

• устранение неясностей (мысленный “просмотр” наиболее вероятных ситуаций борьбы и

выхода из них);

• прослушивание музыки или специальных расслабляющих записей.

2. Психофизиологические техники, которые особенно эффективны при высоком уровне адреналина в крови:

• прогрессивное мышечное расслабление;

• контроль дыхания;

• метод обратной связи (наблюдение за появляющимися признаками волнения и признаками его снижения до необходимого уровня).

3. Ментальные техники для борьбы с негативными психологическими факторами:

• релаксация при помощи образного мышления;

• контроль мыслей, логическое обдумывание, позитивное мышление;

• воспоминания в форме образов прошлых удачных выступлений;

• самовнушение.

Психологическая (психическая) защита — специальная регуляторная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта соревновательной борьбы. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнований представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера (хотя это может быть и своего рода самозащита в виде срочного использования средств саморегуляции), направленные на изменение негативного состояния спортсмена или компенсацию такого состояния.

Психологическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности, т. е. в конечном итоге — надежности спортсмена. Подобные психологические мероприятия направлены на создание психологической защиты против негативных воздействий психически напряженных ситуаций и на разработку стратегии “выхода” на оптимальное состояние спортсмена.

Непосредственно во время соревнований основная направленность регулирующих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т. е. нередко средства регуляции только обозначаются условными знаками и как бы не замечаются. В таких случаях применяются программы, направленные на освобождение спортсмена от отрицательной информации (неприятных воспоминаний), его отвлечение от обстановки предстоящих соревнований, формирование двигательных программ “идеальных” действий, образа Я, успешно действующего в трудной ситуации; его сосредоточенность на предстоящем выступлении, когда вся установка направлена на создание готовности успешно выступить “здесь и сейчас”.

Главное психологическое воздействие в этот период оказывает тренер. Если используются словесные формулы самовнушения, то они должны быть краткими и конкретными.

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

Управление на первых этапах, до периода непосредственной пред-соревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;

- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;

- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных