Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Имена, ключевые слова и знаки операций




Основные понятия языка

Состав языка

Язык программирования можно уподобить очень примитивному иностранному языку с жесткими правилами, не имеющими исключений. Изучение иностранного языка обычно начинают с алфавита, затем переходят к простым словам, далее рассматривают законы построения фраз, и только в результате длительной практики становится возможным свободно выражать на этом языке свои мысли. Примерно так же поступим и мы при изучении языка Паскаль, а сначала определим терминологию.
Для решения задачи на компьютере требуется написать программу. Программа состоит из исполняемых операторов и операторов описания.
Исполняемый оператор задает законченное действие, выполняемое над данными. Примеры исполняемых операторов: вывод на экран, занесение числа в память, выход из программы.
Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми в программе выполняются действия. Примером описания (конечно, не на Паскале, а на естественном языке) может служить предложение “В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А”.
Исполняемые операторы для краткости часто называют просто операторами, а операторы описания — описаниями. Описания должны предшествовать операторам, в которых используются соответствующие данные. Операторы программы исполняются последовательно, один за другим, если явным образом не задан иной порядок.
Для того чтобы лучше представлять себе, о чем идет речь, рассмотрим простейшую программу на Паскале. Все, что она делает, — вычисляет и выводит на экран сумму двух целых чисел, введенных с клавиатуры.
var a, b, sum: integer;

  { 1 }
   
begin  
    { 2 }
  readln(a, b);  
    { 3 }
  sum:= a + b;  
    { 4 }
  writeln('Cумма чисел ', a, ' и ', b, ' равна ', sum);   { 5 }
end.      
    { 6 }  

В программе шесть строк, каждая из них для удобства рассмотрения помечена комментарием с номером. В первой строке располагается оператор описания величин, которые будут использоваться в программе. Для каждой величины задается имя, по которому к ней будут обращаться, и ее тип. “Волшебным словом” var обозначается тот факт, что a, b и sum — переменные, то есть величины, которые во время работы программы могут менять свои значения. Для всех переменных задан целый тип, он обозначается integer. Тип необходим для того, чтобы переменным в памяти было отведено соответствующее место.
Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end, которые предназначены для объединения операторов и сами операторами не являются. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой.
Ввод с клавиатуры выполняется в третьей строке с помощью стандартной процедуры с именем readln. В скобках после имени указывается, каким именно переменным будут присвоены значения. Для вывода результатов работы программы в пятой строке используется стандартная процедура writeln. В скобках через запятую перечисляется все, что мы хотим вывести на экран, при этом пояснительный текст заключается в апострофы. Например, если ввести в программу числа 2 и 3, результат будет выглядеть так:
Cумма чисел 2 и 3 равна 5
В четвертой строке выполняется вычисление суммы и присваивание ее значения переменной sum. Справа от знака операции присваивания, обозначаемой символами:=, находится так называемое выражение. Выражение — это правило вычисления значения. Выражения являются частью операторов.
Для того чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору, — в машинные коды. Этим занимается компилятор. Каждый оператор языка переводится в последовательность машинных команд, которая может быть весьма длинной, поэтому Паскаль и называется языком высокого уровня. В языках низкого уровня, например в Ассемблере, каждая команда переводится в одну или несколько машинных команд.
Компилятор планирует размещение данных в оперативной памяти в соответствии с операторами описания. Попутно он ищет синтаксические ошибки, то есть ошибки записи операторов. Кроме этого в Паскале на компилятор возложена еще одна обязанность — подключение к программе стандартных подпрограмм (например, ввода данных или вычисления синуса угла).

 

Алфавит и лексемы

Все тексты на языке пишутся с помощью его алфавита. Алфавит Паскаля включает:

 

· прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _;

· цифры от 0 до 9;

· специальные символы, например +, *, { и @;

· пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.
Из символов составляются лексемы, то есть минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл:

 

· константы;

· имена (идентификаторы);

· ключевые слова;

· знаки операций;

· разделители (скобки, точка, запятая, пробельные символы).
Лексемы языка программирования аналогичны словам естественного языка. Например, лексемами являются число 128, имя Vasia, ключевое слово goto и знак операции сложения +. Ниже мы рассмотрим лексемы подробнее.
Компилятор при синтаксическом разборе текста программы определяет границы одних лексем по другим лексемам, например разделителям или знакам операций. Из лексем строятся выражения и операторы.

Константы

Константа — величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы. Классификация констант Паскаля приведена в табл. 1.1. Две нижние строки таблицы представляют собой примеры соответствующих констант.
Таблица 1.1. Классификация констант Паскаля

Константы
Целые Вещественные Символьные Строковые
Десятичные Шестнадцате- ричные С плавающей точкой С порядком    
2 15 $0101 $FFA4 –0.26.005 21. 1.2e4 0.1E–5 'k' #186 ^M 'абырвалг' 'I''m fine'

Как видно из таблицы, десятичные целые константы представляются в естественной форме. Шестнадцатеричная константа представляет собой знак $, непосредственно за которым следуют шестнадцатеричные цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F). В табл. 1.1 представлены в шестнадцатеричном виде числа 257 и 65 444. Вещественные константы записываются с точкой перед дробной частью. Либо целая, либо дробная часть может отсутствовать. Вещественная константа с порядком представляется в виде мантиссы и порядка. Мантисса записывается слева от знака E или e, порядок — справа от этого знака. Значение константы определяется как произведение мантиссы и возведенного в указанную в порядке степень числа 10. В табл. 1.1 представлены числа 1,2ґ104 и 0,1ґ10–5. Пробелы внутри числа не допускаются.
Символьные константы служат для представления любого символа из набора, используемого в данном компьютере. Так как под каждый символ отводится 1 байт, всего используется 256 символов. Каждому символу соответствует свой код. В операционной системе MS-DOS для кодировки символов используется стандарт ASCII, являющийся международным только в первой половине кодов (от 0 до 127); вторая половина кодов (от 128 до 255) является национальной и различна для разных стран. Более того, в нашей стране есть несколько видов кодировок русских букв. Кодовая таблица MS-DOS, используемая в Паскале, приведена в приложении 5 на с.. Первые 32 символа являются управляющими: хотя многие из них имеют графическое представление, предназначены они для передачи управляющих сигналов внешним устройствам, например монитору, принтеру или модему. Символьные константы записываются в одной из трех форм, представленных в табл. 1.1.
1.
Символ, заключенный в апострофы.
2.
Десятичный код символа, предваряемый знаком #. Применяется для представления символов, отсутствующих на клавиатуре (в табл. 1.1 приведено представление символа є).
3.
Буква, предваряемая знаком ^. Используется для представления управляющих символов. Код буквы должен быть на 64 меньше, чем код представляемого таким образом символа (в табл. 1.1 представлен символ с кодом 13, по которому при выводе выполняется переход к началу строки).
Строковая константа — это последовательность любых ASCII-символов, расположенная на одной строке и заключенная в апострофы. Если требуется представить сам апостроф, он дублируется. Максимальная длина строковой константы — 126 символов.

 

Имена, ключевые слова и знаки операций

Имена в программах служат той же цели, что и имена людей, — чтобы обращаться к программным объектам и различать их, то есть идентифицировать. Поэтому имена также называют идентификаторами.
Как уже говорилось, данные, с которыми работает программа, надо описывать. Для этого служат операторы описания, которые связывают данные с именами. Имена дает программист, при этом следует соблюдать следующие правила:

 

· имя должно начинаться с буквы;

· имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;

· прописные и строчные буквы не различаются;

· длина имени практически не ограничена.
Например, правильными именами будут Vasia, A, A13, A_and_B и _____, а неправильными — 2late, Big gig и Sюр (первое начинается с цифры, второе содержит недопустимый символ “пробел”, третье — недопустимый символ ю).
Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться: переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и т. д.
Ключевые (зарезервированные) слова — это идентификаторы, имеющие специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных — var. Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.
Мы будем изучать ключевые слова Паскаля по мере необходимости. Их полный список приведен в приложении 1.
Знак операции — это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Например, операция сравнения “меньше или равно” обозначается <=, а целочисленное деление записывается как div. Операции делятся на унарные (с одним операндом) и бинарные (с двумя). Чаще всего знаки операций состоят из одного символа. Например, сложение обозначается символом +, а вычитание — символом –.

Типы данных






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных