ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Системная характеристика капиталистической мироэкономики 4 страница4) Четвертый аспект общественной структуры – структура возможностей – находит выражение во многих наблюдаемых явлениях и ситуациях. Снимки фиксируют имущественное неравенство, общественные контрасты, особенно богатства и нищеты, деградации и маргинализации. Они, напротив, могут указывать на определенный уровень эгалитаризации, «серости» общества. Более всего об этом говорят фотографии цивилизационных или технических материальных объектов повседневной жизни различных классов. Тип усадеб, меблировка и организация жилого пространства, оборудование домашнего хозяйства, средства транспорта (например, вид и марка автомобиля) – видимые знаки материального положения. Другая область, в которой отчетливо отражаются классовые различия, это потребление: магазины, купленные товары, рестораны, кафе, бары. Важные знаки имущественной ситуации можно найти в области моды и снобизма различного вида. Классово дифференцированными являются также разные виды отдыха и спорта. Ежедневное занятие джоггингом мы редко увидим в рабочей среде, а на поле для гольфа определенно встретим членов высшего общества. Аналогично клиент спортзала для культуризма отличается от посетителей плавательного бассейна. Неравенство власти также имеет свое наблюдаемое выражение. Наиболее это очевидно в политической власти – костюмы (особенно типичные для монархических или автократических режимов), дворцы и резиденции, тронные залы и залы приемов, эскорты охраны, кавалькады официальных машин (то, что действительно едет кто-то очень важный, мы узнаем по присутствию в кавалькаде реанимобиля). В учреждениях и корпорациях о статусе власти свидетельствует убранство кабинетов, форма столов или обустройство конференц-залов с пространственно выделенным местом для руководителя, а иногда и отчетливая иерархия кресел, соответствующих рангу работников. Дискурсивная интерпретация До сих пор мы смотрели на фотографический образ как на передатчик знаков с двух точек зрения. Во-первых, с позиции его автора, стремясь открыть субъективное значение, которое он придал снимку. Это обеспечивает герменевтическая интерпретация. Во-вторых, мы сконцентрировали внимание на самом образе, сначала на формальных свойствах значений, а затем на содержании этих значений. Выявить эти особенности образа позволяет семиотический и структурный анализ. Но остается еще третий аспект – восприятие образа и, следовательно, аудитории, воспринимающие образ, и институции, которые ограничивают восприятие либо являются посредниками в восприятии. Анализ, который принимает во внимание аспект получателя, называется дискурсивной интерпретацией. ДЕЛО В ТОМ, что получатели образа не ограничиваются простым приемом значений, предусмотренных автором и содержащихся в образе, а активно участвуют в модифицировании этих значений, либо создании новых. Как иронизирует Умберто Эко: «Тому, кто получает сообщение, остается частица свободы – свобода прочитать его по-другому». Здесь проявляется аналогия с написанным текстом. Как и в тексте, «значение ни в коей мере не прикреплено раз и навсегда к тексту замыслом автора, а всегда изменяется в зависимости от читателя». Смысл образа устанавливается на пути между создателем и получателем посредством самого образа в определенном институциональном контексте. Как пишет Ролан Барт: «Восприятие фотографии всегда исторично; оно зависит от "знания" получателя так же, как и в случае языка, понятного только тогда, когда некто выучил знаки». Фотографический снимок – многозначный (полисемантичный) образ, несет в себе множество потенциальных значений. Будут ли они вообще восприняты и какое впечатление произведут на получателя, зависит в определенной степени от его индивидуальных психологических качеств, которые можно назвать визуальной чувствительностью. Отчасти это приобретенная способность, привитая свойственной получателю культурой. Здесь можно говорить о визуальной компетенции. Какое из значений актуализируется, во многом зависит от установок, ожиданий, предубеждений получателя, независимо от общей способности восприятия визуальных сообщений. На одном и том же снимке разные люди видят разное, так как их «убеждения, надежды, стремления и опасения по отношению к миру, [то, что Ганс-Георг Гадамер называет "горизонтами" интерпретаторов,] изменяют значения образов и объектов, которые их окружают». Однако же актуализация значений из полисемантичного репертуара образа зависит также от ситуации, в которой происходит восприятие образа. В фотографии, экспонированной в галерее или музее, мы заметим что-то одно, в семейном альбоме – другое, в иллюстрированном журнале – третье. ДИСКУРС Дискурс в стандартном значении этого термина – это язык и институции, в рамках которых он используется, вводится в оборот, а также общественные позиции тех, кто его создает и использует. Дискурсы искусства, науки, медицины, телевидения, фотографии отличаются друг от друга. Каждый дискурс определяет свой способ видения общественного мира и внушает, что именно это видение настоящее. Дискурсивная интерпретация стремится к выявлению того, кому адресована фотография и каким образом адресат соучаствует в формировании значения снимка посредством «практик рассматривания», предпринимаемых в рамках определенных институций. Следовательно, такая интерпретация требует, во-первых, идентификации категорий получателей (характеристики получателей – интенциональных и реальных адресатов – образа) и, во-вторых, определения режимов получения (характеристики институций, в рамках которых образ создан, передан и экспонирован), а также связанных с этим своеобразных практик рассматривания образа, его считывания и интерпретации. Восприятие фотографического образа всегда субъективно окрашено: «каждая личность участвует в создании значения фотографии, соотнося образ со своим личным опытом, знаниями и более широкими культурными дискурсами». Однако рядом с этой неизбежной индивидуальной субъективностью появляются определенные способы восприятия, зависящие от общественных характеристик личности, ее статуса и культурной принадлежности. С получателями образа можно пользоваться стандартными социологическими дифференциациями. Следовательно, сначала нужно спросить о возрастной категории: должен ли снимок попасть (и попадает ли) к людям молодым или пожилым, какие типичные для этих групп убеждения, стереотипы, ценности, мировоззрения они имеют. Затем очень важно различить обусловленные культурой гендерные категории, а значит, определить, адресован ли снимок (и, естественно, доходит ли до адресатов) женщинам или мужчинам, как относится к феминистическим и маскулинистическим стереотипам, какую концепцию женственности или мужественности пропагандирует. В свою очередь, стоит обратить внимание на разницу в образовании; требуется ли какая-либо компетенция получателя (общая утонченность или специальные знания) или фотография может быть понятна каждому. Далее, существенной может оказаться этническая или национальная принадлежность получателей: существуют снимки с универсальным сообщением, но есть и такие, которые обращаются к партикулярным традициям, исторической, культурной или политической специфике данного коллектива, тогда условием адекватного восприятия является локальная компетенция. Несомненно, определенную роль в восприятии может играть позиция среды или профессиональная принадлежность, а также классовое положение получателей. Возможно, существенной для восприятия может быть точка зрения поколения, общая для людей, которые пережили какие-то важные исторические события и вынесли из них похожие ассоциации (например, военный репортаж неодинаково воспринимается поколением, которое познало драму войны, и молодежью, живущей в мирное время). Фотография изменяется в зависимости от контекста, в котором она рассматривается (...). Рассматривание образа всегда происходит в особом общественном контексте, который является посредником при воздействии образа. Когда мы принимаем во внимание контекст и локализацию, то говорим о «режимах восприятия». Прежде всего, они различаются в зависимости от вида фотографий: газетная, репортажная, туристическая, официальная, памятная, семейная, художественная. Институциональным контекстом для газетной или репортажной фотографии являются масс-медиа, для туристической – свободное время и отдых, для официальной – политика, религия, поп-культура, для семейной и памятной – семья, для художественной – галерея и музей. В этих случаях различны и средства экспозиции: газетная колонка, открытки, стены учреждений или жилищ, памятные альбомы, планшеты фотовыставки. Способ экспозиции формирует установку зрителей, которые в каждом из этих случаев ожидают чего-то иного. В газете мы ищем информацию, доказательства, свидетельства событий («так было»). На открытках мы хотим закрепить воспоминания о прекрасных или важных местах, которые посетили («мы там были»). На официальных портретах мы ищем подтверждения харизмы и иллюзии интимной близости с вождями и политическими или религиозными авторитетами, кумирами массовой культуры и т.п. («есть такие»). С помощью семейных или памятных альбомов мы освежаем совместные переживания, задерживаем уходящее время, возвращаемся к важнейшим, переломным моментам семейной истории: рождению детей, крестинам, первому причастию, свадьбе, окончанию школы, первой работе, смерти близких («мы такие»). В фотографических галереях мы ищем эстетические эмоции, оригинальность, формальные инновации, нетипичную точку зрения («так видит художник»). От вида фотографии зависят также различные практики рассматривания, способы общения зрителей со снимками. На газетные снимки мы бросаем взгляд, бегло просматриваем, используя их как вспомогательное средство по отношению к написанному тексту, трактуя их как дополнительное подтверждение правдивости текста. Снимки путешествий с гордостью показываем знакомым, коллегам по работе в основном непосредственно по возвращении и редко заглядываем в них позже. Официальные портреты известных особ сопровождают нас на работе или дома как пассивные и немые свидетели и только изредка привлекают наше внимание. Семейные и памятные фотографии рассматриваем сообща, вместе с другими членами семьи, в специальных семейных случаях, например, во время праздников Рождества или Пасхи, годовщины свадьбы или на день рождения. Только учет всех направлений интерпретации ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ, СЕМИОТИЧЕСКОЙ, СТРУКТУРНОЙ, ДЕСКРИПТИВНОЙ позволяет получить и показать все богатство значений, которые содержатся в фотографии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|