Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русский царь становился помазанником Божьим, т. е. наместником Бога на земле.




Сочинения Ивана Грозного (прежде всего его «Переписка» с князем Андреем Курбским) посвяшены обоснованию абсолютной, тиранической власти монарха, ответственного только перед Богом. В яркой публицистической форме он критикует «пороки сословно-представительного правления («там особь каждая о своем печется»).

Иван IV впервые в истории русской политической мысли четко сформулировал идею патерналистского правления, которая также стала одним из архетипов российского политического сознания: только государь знает об истинных нуждах своих подданных, и лишь он вправе заботиться «о чести и о выгодах для страны».

Политический оппонент Ивана IV князь Андрей Курбский (ок. 1528-1583), полемизируя с царем, обосновывает необходимость мо­нархии с сословно-представительным органом, «просвещенной» и основанной на законах.

К аналогичным выводам, уже на основе уроков Смутного времени, приходит И. Тимофеев (1555-1631).

В своем «Временнике» он критикует тираническое правление, отстаивает идею сословно-представительной монархии, провозглашает право народа на сопротив­ление «злонамеренной» власти.

 

Во второй половине XVII в. в России отчетливо прослеживается тенденция к установлению абсолют­ной монархии.

Идеологическое обоснование абсолютизма (в России он имел совершенно иную социально-политическую природу — с западноевропейским абсолютизмом его роднили лишь формальные признаки) сразу начинается с разработки различ­ных вариантов учений о просвещенной абсолютной монархии.

 

Симеон Полоцкий (1629-1680) говорит о желательности и благодетельности монархии, основанной на законах, перед которыми все равны.

Ю. Крижанич (ок. 1618-1683), автор уни­кального для российской политической мысли тех времен политического трактата «Политика», следуя Аристотелю, называет «правильные» и «неправильные» формы правления.

«Совершенное самовладство» (так Крижанич обозначает абсолютную монархию) — наилучшая форма правления в том случае, если государь — просвещенный правитель и обеспокоен, прежде всего, благом народа.

Гарантия против превращения совершенного самовладства в наихудшую форму правле­ния — тиранию — принятие законов, обязательных и для народа, и для правителей. Взгляды Полоцкого и Крижанича отражали настроения в пользу постепенного, ненасильственного варианта модернизаций российского общества, несомненно более медленного, чем тот, по которому вскоре двинулась страна.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных