ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое задание. 1. В чем смысл понятия «патернализм»?1. В чем смысл понятия «патернализм»? 2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях и трактатах. 3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим». 4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским? 5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей. 6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть византизмом? Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом». 7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию. 8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции? 9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям? 10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований». 11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого». 12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России продолжается по сей день? 13. В чем суть знаменитой триады С. С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности? 14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России? 15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских революционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму. 16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она примела к результату, противоположному декларируемым целям?
Дискуссия «Возможные пути модернизации России» Аргументируйте позицию каждого из участников дискуссии. Сформулируйте свою точку зрения по данной проблеме. Первый участник. Россия — самобытная цивилизация, она развивается особым путем. Попытки заимствовать европейские ценности пагубны для страны. Второй участник. Модернизация России возможна лишь на основе приобщения к европейским ценностям, европейской политической культуре. Третий участник. Россия — особое цивилизационно-культурное образование, однако, сохраняя свою самобытность, собственную политическую культуру, страна способна модернизироваться на основе либеральных ценностей. При всех изменениях Россия останется Россией. Первый участник. В Московской Руси существовала гармония общественных сил, у царя была «сила власти», а у народа — «сила мнения». Петр I, насаждая европейские институты, разрушил эту гармонию, и страна стала двигаться по ложному, губительному для нее пути. Второй участник. Петр I — великий реформатор, благодаря которому Россия сделала первый в своей истории модернизационный рывок. Однако особенностью российской модернизации всегда был ее авторитарный характер: движение к либеральным ценностям осуществлялось авторитарными методами. Нынешний курс, избранный руководством страны, также можно назвать авторитарной модернизацией. Третий участник. Авторитарная модернизация не приведет страну к стабильности и процветанию. Авторитарное правление не в состоянии создать эффективную политическую и экономическую систему. Коррумпированное государство, бедность, ярко выраженное социальное неравенство — неизбежный его результат, что многократно доказано историей самой России, а также других как европейских, так и неевропейских государств. Что же касается Петра I, то его политика не имела ничего общего с либеральной модернизацией. Историк М. Фонвизин справедливо заметил: «Если Петр старался вводить в России европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации — дух законной свободы и гражданственности — был ему, деспоту, чужд и даже противен». Первый участник. Мы возвращаемся к тому, что европейские либеральные ценности для России неприемлемы. Третий участник. Приемлемы, однако, преодоление авторитарной политической культуры, главного препятствия для либеральной модернизации, будет долгим и болезненным. Литература к дискуссии Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000. Бердяев Н. А. Судьба России. Сочинения. М., 1998. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. М., 1997. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 1. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. Соловьев В. С. Русская идея //Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1990. Т. 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|