Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦЫ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦЫ….............................................................................................9

1.1. Рынок труда: основные понятия, условия существования

структура………………………………………………………………….........9

1.2. Безработица: понятие, сущность, причины ……………………………17

1.3. Виды безработицы и их специфика…………………………………….23

2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ Г.ВОЛОГДЫ И ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………...…32

Анализ состояния рынка труда: занятость и безработица в г.Вологда и Вологодской области………………………………………………………...32

Механизм регулирования занятости населения на рынке труда

Г.Вологды и Вологодской области…………………………………………..44

Комплекс мероприятий по повышению качества и

Конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда г.Вологды и

Вологодской области………………………………………………………....63

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА…………………………………………………………………………77

3.1 Понятие, факторы и политика регулирования рынка труда и занятости……………………………………………………………………....77

3.2. Проблемы в регулировании Российского рынок труда и занятости………………………………………………………………………82

3.3. Пути совершенствования российского рынка труда и занятости на современном этапе……………………………………………………………93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...107

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития связан с новым взглядом на рынок труда, который является одним из ключевых ресурсов социально-экономического развития. Противоречивость и сложность ситуации на рынке труда в России проявляется в том, что, с одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив таким образом возможность самореализации населения в сфере экономики, но с другой стороны, институциональные преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительным потерям живого труда. Исследования последних лет показывают, что в результате общей трудоизбыточности экономики многие производства испытывают дефицит кадров. Не хватает высококвалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала. Выявленные тенденции характеризуют ситуацию, сложившуюся как в хозяйственной системе в целом, так и в отдельных подсистемах, которые имеют свою региональную специфику [13,c.42].

Рынок труда, как научная проблема, давно является объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Теоретическому осмыслению вопросов формирования и развития рынка труда и методов его изучения посвящены работы В. Булатова, Н. Волгина, Р. Капелюшникова, Р. Колосовой, А. Котляра. И. Масловой, М. Москвиной. С. Михневой, В. Радаева, С. Рощина, А. Семенова и др.

Вместе с тем в отечественной экономической и социологической литературе существует немного специальных работ, посвященных анализу развития регионального рынка труда, специфике его формирования и регулирования.

Дискуссионным остается вопрос о факторах, формирующих региональный рынок труда на современном этапе в условиях глобализации. В этих условиях актуальным становится изучение социально-экономических факторов развития регионального рынка труда и факторов, обеспечивающих потребности населения в продуктивной занятости. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность ее важнейших аспектов определили выбор темы выпускной работы.

Цель исследования: изучение регулирования рынка труда и занятости

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические подходы в понимании рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда;

- рассмотреть понятие сущность и формы безработицы;

- рассмотреть социально-экономический потенциал г.Вологды и Вологодской области, как одного из определяющих факторов в развитии рынка труда;

- провести анализ состояния и динамики рынка труда г.Вологды и Вологодской области, раскрыть его инфраструктуру и потенциал и разработать практические рекомендации по совершенствованию форм и методов государственного регулирования рынка труда.

Объектом исследования является рынок труда и занятости. В качестве эмпирического объекта рассматривается рынок труда г.Вологды и Вологодской области.

Предметом исследования являются социально-экономические факторы развития рынка труда и занятости на современном этапе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории и методы, которые традиционно используются при изучении рынка труда и которые отражены в трудах российских и зарубежных ученых. В качестве общей междисциплинарной методологии анализа в работе применяется системный подход, базирующийся на фундаментальных положениях общей теории систем. В ходе исследования применялись различные социологические методы, позволившие выявить и охарактеризовать территориальную специфику рынка труда.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики России и ее территориального органа по г.Вологде и Вологодской области; аналитические материалы, программы социально-экономического развития и прогнозные разработки региональных органов управления; сведения, опубликованные в научной отечественной и зарубежной литературе и периодической печати; рекомендации Международной организации труда (MOT); законодательные нормы и акты, регламентирующие развитие экономики и социально-трудовой сферы, а также материалы научных конференций и семинаров, посвященные проблематике исследования.

Наиболее важные результаты проведенного исследования заключаются в следующем:

- обоснован подход к исследованию специфики формирования рынка труда, в котором определяющая роль отводится социально-экономическому потенциалу региона. Доказано, что от трудового потенциала в прямой зависимости находится перспектива развития рынка труда и его основные индикаторы – уровень безработицы и занятость населения региона;

- определена специфика развития рынка труда г.Вологды и Вологодско области. Показано, что на развитие рынка труда региона влияет ряд негативных факторов: моноструктурная экономика региона; высокий уровень безработицы среди молодежи; тяжелое финансово-экономическое положение предприятий сельского хозяйства; организаций бюджетной сферы; ухудшение качественных параметров трудового потенциала области за время рыночных реформ;

- выявлены позитивные тенденции развития экономики региона и положительный прогноз развития рынка труда в связи с реализацией социально-экономической программы развития г.Вологды и Вологодской области до 2020 года;

- сформулированы основные задачи в области формирования государственной политики регулирования рынка труда в условиях современного трансформационного этапа развития экономики.

Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что сформулированные в нем научные положения, выводы и практические рекомендации, могут быть использованы региональными органами власти и управления: для решения организационно-управленческих и информационных проблем, связанных с оценкой и развитием рынка труда в регионе, а также осуществлением его эффективного взаимодействия с региональной экономикой; для обоснования основных направлений, приоритетов и прогнозов комплексного развития экономической и социально-трудовой сфер на региональном уровне; для разработки мер превентивного характера, направленных на предотвращение негативных явлений и процессов в этих сферах.

Цели и задачи выпускной работы определили его структуру и внутреннюю логику.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе дипломной работы рассмотрены и проанализированы социально-экономическая сущность рынка труда и его структура, понятие безработицы, ее причины и формы.

Во второй главе проведен анализ состояния рынка труды в г.Вологде и Вологодской области, основных тенденций его развития и региональной политики в сфере занятости населения области.

В третьей главе работы рассмотрен и изучен механизм государственного регулирования занятости и рынка труда

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1. Рынок труда: основные понятия, условия существования структура

 

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством [20,c.2].

Трансакционная схема рынка труда включает: предложение рабочей силы, спрос, институты посредничества, рынок квалификационно-образовательных услуг. Спрос диктуется экономическими и социально-политическими факторами, предложение рабочей силы – демографическими и социально-экономическими. Институты посредничества и рынок квалификационно-образовательных услуг представляют собой элементы рынка труда.

Таким образом, концептуальная схема рынка труда охватывает:

1) систему субъектов рынка, представляющих спрос;

2) систему субъектов рынка, представляющих предложение;

3) систему субъектов рынка, представляющих институт посредничества между спросом и предложением;

4) механизмы саморегулирования;

5) механизмы регулирования.

Под рабочей силой будем понимать экономически активную часть населения. Субъекты спроса на рабочую силу – работодатели. Спрос на рабочую силу характеризуется числом и структурой рабочих мест (занятых и вакантных). Субъектами предложения (продавцами, собственниками) рабочей силы выступают домохозяйства (семьи, отдельные индивиды). Домохозяйства как собственники рабочей силы решают, с учетом сложившейся экономической ситуации, сколько и в какой сфере экономики работать. Институты посредничества создают условия для реализации сделки купли-продажи рабочей силы. Сюда относятся: служба по труду и занятости, региональные биржи труда, рекрутерские фирмы и т. д. Механизмы саморегулирования рынка труда влияют на усилия ассоциаций, координирующих деятельность трудовых посредников, на неформальные традиции и правила приема на работу, на другие аспекты взаимоотношений работодателей и наемных работников. Основными механизмами регулирования являются федеральные и муниципальные органы управления. Они осуществляют регулирование рынка труда, как с помощью нормативных актов, так и экономическими методами: с помощью инвестиционной и экономической политики и т. п. Государственное регулирование включает как законодательное регулирование, так и меры экономического характера (налоговая, кредитно-денежная политика, структура государственных расходов и т. д.).

В процессе функционирования рынка труда механизмы регулирования и саморегулирования воздействуют на число и структуру рабочих мест, рабочую силу и институты посредничества с тем, чтобы обеспечить соответствие спроса и предложения труда.

Целью функционирования рынка труда является обеспечение соответствия между спросом и предложением рабочей силы, что выражается через достижение либо оптимального уровня занятости, либо – естественного уровня безработицы.

Один из важнейших институтов рынка труда – Служба по труду и занятости. На этот орган, имеющий широкую сеть региональных отделений, возложена основная нагрузка по реализации правоприменительных функций в сфере занятости, обеспечению социальной защиты безработных, проведению мероприятий, направленных на снижение социальной напряженности на рынке труда, общего уровня безработицы, борьбе с застойными ее формами, расширение занятости и т. д.

Система частных кадровых агентств неспособна полностью ликвидировать возникающие на рынке труда деформации и асимметрии. Это связано как с низким уровнем доверия населения к значительной части подобных учреждений, так и с платным характером их услуг. При этом предлагаемый сервис нередко формален (например, помощь при создании резюме в виде шаблона текстового документа или предоставление устаревшей базы данных о вакансиях). Поэтому ареал распространения положительного опыта посредничества негосударственных кадровых агентств узок и ограничивается, главным образом, локальными рынками труда, к которым, например, можно отнести услуги наемных работников в домашнем хозяйстве (гувернеров, сиделок, домработниц), модельные агентства. Кадровые агентства нередко выполняют функции подбора персонала, т. е. ограничивают свою задачу исключительно удовлетворением существующего спроса на труд со стороны предпринимателя. При всей необходимости и прибыльности такой деятельности соответствующая структура в значительной степени превращается во внешний отдел кадров, осуществляющий строгую процедуру отбора претендентов, и во многом теряет свойства посредника между претендентом и работодателем. В большей степени такими свойствами обладает приобретающая официальное признание практика лизинга персонала – интересная форма экономии на издержках найма и увольнения работников. Тем не менее, область текущего предложения на рынке труда остается во многом неохваченной, а потребность – неудовлетворенной. Кроме того, деятельность частных агентств на рынке труда слабо согласована с общей политикой занятости, в связи с чем она не в полной мере соответствует потребностям общества. В частности, официальная статистика рынка труда не отражает сведения о заявленных в негосударственные службы вакансиях и об обратившихся в них безработных.

Рынок квалификационно-образованных услуг. Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы является одним из факторов, способствующих постоянному воспроизводству спроса на образовательные услуги. Субъектами этого спроса могут быть: молодежь, не имеющая профессии; работники, стремящиеся получить новую профессию; предприятия, желающие повысить квалификацию персонала; государство, в случае его готовности оплачивать образовательным учреждениям услуги по обучению или переобучению тех или иных групп граждан. Основными субъектами предложения образовательных услуг выступают государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Рынок труда и рынок образовательных услуг как системы упорядоченных взаимоотношений между агентами спроса и предложения являются неотъемлемой частью всего экономического пространства и естественным образом зависят от динамики его развития и изменений в его структуре. Нарушение единого поля экономического взаимодействия ведет к негативным последствиям для экономики страны, замедляя течение экономических процессов, искажая естественные принципы разделения труда, снижая эффективность хозяйственной деятельности. Соответствующая асимметрия и деформация проявляется и на рынке труда, и на рынке образовательных услуг. Их устранение должно проводиться посредством реализации мер государственной макроэкономической политики, направленной, в том числе, на перераспределение факторов производства российской экономики. Несмотря на качественные различия в способности основных ресурсов производства (труда и капитала) к свободному перемещению в экономическом пространстве, рабочей силе при определенных условиях свойствен высокий потенциал мобильности, что требует переноса акцентов регулирования воспроизводства рабочей силы с национального уровня на локальные (отраслевые, профессиональные, региональные) рынки труда, а также на их взаимодействие. В то же время важной особенностью регулирования локальных рынков труда должно стать обеспечение комплексного, взаимоувязанного подхода, обусловливающего изменения на них в соответствии с современными требованиями к развитию страны и состоянию экономики.

Макроэкономические взаимосвязи системы профессионального образования и рынка труда необходимо рассматривать в контексте многообразия прямых и обратных связей с другими важнейшими макроэкономическими и демографическими процессами, динамикой занятости и рынка труда, изменением их структурных характеристик и др.

Можно выделить несколько основных направлений макроэкономических взаимосвязей в замкнутой рыночной экономике с государственным сектором. Домохозяйства и бизнес осуществляют трансакции на рынке товаров и услуг и на рынках основных факторов производства – капитала и труда, а государство проводит социально-экономическую политику, корректируя действие рыночных сил (рис. 1.1).

 

Рис 1.1 Основные макроэкономические взаимосвязи рынка труда

 

В целом система образования, включающая общее, основное и дополнительное профессиональное образование, выполняет в кругообороте несколько функций:

- во-первых, она выступает в качестве поставщика (агента предложения) на рынке образовательных услуг, а домохозяйства предъявляют спрос на эти услуги;

- во-вторых, она может рассматриваться в качестве альтернативы занятости населения: человек может либо трудоустроиться в какую-то отрасль экономики, либо пойти учиться;

- в-третьих, удовлетворение возникающей потребности в работниках может осуществляться за счет имеющихся кадров, а также кадров, подготовленных через системы основного и дополнительного профессионального образования. При этом возникает вопрос, в какой мере существующая в экономике и подготовленная в системе образования рабочая сила соответствует потребностям экономики, или, иначе говоря, в какой мере качественные характеристики спроса на труд и его предложения совпадают (как по экономике в целом, так и на локальных рынках труда).

При их совпадении результатом взаимодействия на рынке труда является удовлетворение спроса (и предложения) на рабочую силу, что означает существование избыточного спроса на труд, выраженного объемом вакантных рабочих мест (текущий спрос), или избыточного предложения, выраженного численностью безработных (текущее предложение). Наличие безработицы ведет в свою очередь к макроэкономическим потерям в виде недопроизведенного ВВП, влияет на процессы установления в экономике равновесной оплаты труда. Несовпадение качественных характеристик рабочих мест и рабочей силы говорит о существовании структурной безработицы. Для нее характерны длительность и относительно слабая связь с общей макроэкономической конъюнктурой.

В настоящее время образование все меньше спасает от безработицы. Как отмечает У. Бек, «дамоклов меч безработицы висит практически над всеми сферами и ступенями иерархии системы профессионального образования».

Особенно резко уменьшились шансы получить работу у выпускников неполной средней школы, т. е. у молодежи без профессиональной подготовки. Значительные трудности в решении проблемы занятости испытывают выпускники специальных вузов. Идет процесс обесценивания аттестатов, свидетельств и дипломов об образовании. Переход от системы образования к системе занятости становится нестабильным и все более растягивается. Чтобы избежать безработицы, студенты стремятся к получению дополнительного образования и повышению квалификации. В результате складывается парадоксальная ситуация: «квалификационные аттестаты все менее достаточны и одновременно все более необходимы, чтобы добиться желанных, но столь немногих рабочих мест».

Теперь диплом об образовании ничего не обещает, но без него нет и перспектив. В таких условиях при распределении шансов на рынке труда возрождаются и вступают в силу критерии, которые действовали в дообразовательном, феодальном обществе: сословная принадлежность, признак пола, мировоззрение, разного рода связи и т. д.

Поэтому не лишена интереса модель рынка труда и социальной защиты населения, в основе которой лежат идеи образования в течение всей жизни и накопления человеческого капитала.

Дж. Кейнс в свое время хотел сделать из экономики служанку человека, низвести экономические проблемы до уровня самых рутинных.

Экономическая рентабельность и эффективность не должны выступать в качестве конечных целей, они являются средствами и инструментами для обеспечения социальных и человеческих прав, для удовлетворения человеческих потребностей. Однако у неолиберальной экономики другие амбиции: она из средства становится самоцелью. Человек для нее – только лишь ресурс в ряду других подобных ресурсов. Здоровая конкуренция перерастает в экономическую войну, которая развертывается как на национальном, так и наднациональном уровнях, по-особому безжалостную к наиболее слабым. Новая экономика не столько помогает человеку выбирать свою судьбу, сколько заставляет претерпевать ее. Прежняя полная занятость уступает место массовой безработице. Как отмечает П. Букнер, «отныне несчастье быть эксплуатируемым уступает место худшему несчастью: не быть даже эксплуатируемым или быть неквалифицированным и выполнять ничтожную и тяжелую работу».

Все больше людей оказываются исключенными, выброшенными из общества, их жизнь превращается в выживание. «Рыночный фундаментализм, – пишет Дж. Сорос, – представляет сегодня большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных