Структура программы на языке Pascal
Напомним, что программа — это упорядоченный список команд. Каждый язык программирования предлагает свою систему упорядочивания этого списка. Так, например, BASIC просто нумерует строки. В Паскале мы будем говорить о достаточно строгой структуре программы, которая должна соблюдаться неукоснительно. Иначе компьютер просто не поймет вас.
Любая программа (или программная единица — процедура или функция) на Паскале должна состоять из трех основных разделов:
• раздел заголовка (объявления программной единицы);
• раздел описаний;
• раздел исполняемых операторов (тело программы).
В разделе заголовка содержится одна-единственная строчка, которая указывает компилятору, что он имеет дело именно с программой (процедурой или функцией), и более того — с программой под определенным именем. Для программ эта строка начинается с зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится точка с запятой.
Раздел описаний может иметь как одну-единственную строчку, так и достаточно большое их количество. В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов. Так, например, описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — со слова CONST.
Тело программы (раздел исполняемых операторов) содержит собственно программный код, отвечающий за реализацию алгоритма. При этом тело программы обязательно оформляется так называемыми операторными скобками — begin... end.
То есть все операторы, реализующие ваш алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками.
Таким образом, структура программы Pascal в простейшем случае имеет вид:
Program < >;
Var...;
Begin
…
End.
В более сложных программах кроме переменных часто приходится помещать в раздел описаний не только описание переменных. В таком случае раздел описаний, в свою очередь, может содержать некоторое множество разделов (подразделов).
Раздел описания (в общем случае) состоит из:
• раздела описания используемых библиотек USES;
• раздела описания меток LABEL;
• раздела описания констант CONST;
• раздела описания типов TYPE;
• раздела описания переменных VAR;
• раздела описания процедур и функций.
Разделы TYPE, CONST, VAR, LABEL могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз. Единственное ограничение — идентификаторы, которые используются для определения других идентификаторов, должны быть описаны раньше.
В простейшей программе из всех перечисленных подразделов раздела описания обязательно присутствует только раздел описания переменных VAR.
Итак:
Структура программы в языке программирования Паскаль
1. Заголовок программы имеет вид:
program <имя программы>. например: program First.
2. Список используемых библиотек:
uses <список библиотек> например: uses CRT.
3. Раздел описания меток:
label <список меток>.
например: Label Home, 4.
4. Раздел описания констант:
const <имя константы> = <значение константы>.
например: const n = 7.
5. Раздел описания типов:
type <имя типа> = <описание типа>.
например: type mass = array[1..3, 1..5] of real.
6. Раздел описания переменных:
var <имя переменной>: <тип переменной>. например: var x: real.
7. Раздел описания процедур и функций.
8. Тело программы:
begin
<команды программы>
end.
Типы данных
Объектами действий в программах являются данные, которые определяются числовыми, логическими и символьными значениями. Для сокращения объема программы и возможности использования ее при различных значениях данных в записи программ используются не сами значения, а их имена. Так как имена могут принимать множество значений, то вводится понятие типа. Тип переменной определяется при ее описании и не может быть изменен. Под типом данных понимается множество допустимых значений этих данных, а также совокупность операций над ними.
Язык Паскаль является строготипизированным языком программирования. Это означает, что для всех переменных в вашей программе должен быть определен их тип данных.
Как и в большинстве ЯП, в Паскале все переменные, используемые в программе, описываются в ее начале в специальном разделе описания переменных после зарезервированного слова var.
Выполнение раздела описания переменных сопровождается следующими действиями:
1. При описании выделяется область памяти для переменных. (Например, в стандартном Паскале целые переменные занимают 2 байт, а вещественные — 4 байт.)
2. Описание не определяет конкретное значение переменной, т. е. считается, что в выделенной памяти при ее распределении (до использования) находится некоторый «мусор».
3. Описание определяет способ представления элементов в памяти ПК. (Например, вещественные переменные или константы в отличие от целых представляются в машине в виде мантиссы и порядка.)
4. Описание определяет набор допустимых операций.
5. Описание определяет область действия переменных (локальные или глобальные).
Переменные могут быть:
1) скалярными (простые) — содержит одно-единственное значение;
2) структурированными — могут содержать несколько значений/
Рассмотрим некоторые простые типы данных.
Целый
Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767].
Вещественный
Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9*10-39; 1,7*1038]. Тип Real имеют аргумент и результат любой стандартной математической функции Турбо Паскаля, приведенные в табл.
Таблица
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|