Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные типы личности




Социальное поведение можно оценивать количественно -по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и сти­хийной и пр. И то, и другое зависит, в о - п е р в ы х, от со­циальной структуры общества, в о - в т о р ы х, от его норма­тивной культуры и ценностных ориентации, включая норма­тивный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Есть концепции Вебера, Маркса, Фромма.

В современной социологии получило широкое распростра­нив выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценно­сти долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремле­ние к самореализации, самостоятельность, у данного ти­па личности весьма низкая.

• У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

• Для фрустрированного типа личности характерны низ­кая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую, очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего в форму удовлетворения потребительских жела­ний.

В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее. Базисный тип личности - тот, который лучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Маргинальный тип – человек на грани 2 культур, когда с одной уже порвал, а вторую ещё не принял.

Ещё одна типологизация (локус-контроль).

- реактивная личность - зависимость от окружающих, представление, что от тебя ничего не зависит, склонность во всем винить внешние обстоятельства. Прямо противоположный тип- активный. Всё зависит от тебя.

Теории личности.

 

1) Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах ХХ в. (Дж. Мид). Личность рассматривают как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль - это модель поведения, объективно задан­ная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, но не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения -фактор вариативный. Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с дру­гом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль».

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляете тени активное, творческое личностное начало.

2) Концепция личности Фрейда.

Человек рассматри­вается как система нужд, а общество - как система запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения ин­стинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынуж­ден постоянно искать компромисс между глубинным влечени­ем и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровне­вое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминания­ми», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. 0ни с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликт социальным окружением. Поскольку по мере развития верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становий более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3) поведенческая концепция (Б Скиннер) дж. Хоманс, К.-Д. Опп).

личность как система реакций на различные стимулы

поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через обычаи, социальные институты, СМИ и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и /социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего аг­рессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из­бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно­значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.

Поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса нау­чения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желае­мых, действий.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжела­тельное отношение властей и т. п. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее вознаграждение. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное взаимодействие между партнерами существует лишь до тех пор, пока из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его Вклад в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных