ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция № 5. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
5.1. Стили конфликтного поведения 5.2. Способы разрешения конфликтов
5.1. Стили конфликтного поведения
Каждый конфликт по-своему уникален и неповторим. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликтов, осмысленного стиля поведения, выбранного о учетом стилей, используемых другими сторонами. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения.
В конфликтологии с 70-х годов XX в. признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Описав и систематизировав признаки различных стилей, американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн предложили при обучении менеджеров применять схематическую сетку, которая названа их именами. Рис. 5.1. Стили поведения в конфликтах
Уклонение характеризуется явным отсутствием желания сотрудничать и приложить активные усилия для осуществления собственных или чужих интересов, стремлением уйти от конфликта. Такой стиль выбирают в тех случаях, когда:
• проблема не заслуживает траты времени и сил; • есть возможность достичь целей неконфликтным путем; • столкновение между равными избегающими осложнений; • требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время; • желательно избежать контактов с оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.
Приспособление (уступка) стиль пассивного поведения отличается желанием оппонентов сгладить конфликтную ситуацию посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Этот стиль выбирают в тех случаях, когда:
• оппонент не считает проблему достаточно существенной; · стороны считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше; • создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала; • имеется искреннее желание одной сторон (добросердечностью); • проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов.
Конфронтация ориентирована на активное и самостоятельное, достижение собственных интересов без учета интересов других сторон, а то и в ущерб им. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т.п. Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:
• проблема имеет жизненно важное значение и оппонент обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу; • оппонент занимает выгодную, беспроигрышную позицию; • субъект уверен, что его вариант решения наилучший в данной ситуации, и имеет более высокий ранг; • оппонент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов.
Сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление, как потребность решить проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:
• проблема представляется важной для сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения; • стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях; • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы; • стороны поступают как партнеры, доверяют и считаются с потребностями друг друга.
Компромисс означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Предполагает активные и пассивные действия, преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:
• стороны хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах; • равные стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий; • стороны склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время, сберечь силы и избежать излишних потерь; • оппоненты корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта; • другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.
5.2. Способы разрешения конфликтов
Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов, что нашли графическое изображение в сетке Томаса—Килменна. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных моментов.
Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства.
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.
В-третьих, каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов. В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это подтверждает тот факт, что ни один из пяти способов нельзя выделять, признать как наилучший или наихудший.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|