Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция № 5. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

5.1. Стили конфликтного поведения

5.2. Способы разрешения конфликтов

 

5.1. Стили конфликтного поведения

 

Каждый конфликт по-своему уникален и неповторим. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного пред­ставления об общей природе и специфике данного типа конфлик­тов, осмысленного стиля поведения, выбранного о учетом стилей, используемых другими сторонами. Стиль в этом контексте означа­ет способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения.

 

В конфликтологии с 70-х годов XX в. признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Описав и си­стематизировав признаки различных стилей, американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн предложили при обучении менеджеров при­менять схематическую сетку, которая названа их именами.


Рис. 5.1. Стили поведения в конфликтах

 

Уклонение характеризуется явным отсутствием же­лания сотрудничать и приложить активные усилия для осуществления собственных или чужих интересов, стремлением уйти от конфликта. Такой стиль выбирают в тех случа­ях, когда:

 

• проблема не заслу­живает траты времени и сил;

• есть возможность достичь целей неконфликтным путем;

• столкновение между равными избегающими осложне­ний;

• требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть вре­мя;

• желательно избежать контактов с оппонентом, преднамеренно ищу­щим поводы для обострения отношений.

 

Приспособление (уступка) стиль пассивного поведения отличается желанием оппонентов сгладить конфликтную ситуацию посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль в большей мере учи­тывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними дей­ствий. Этот стиль выбирают в тех случа­ях, когда:

 

• оппонент не считает проблему достаточно существенной;

· стороны считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше;

• создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала;

• имеется искреннее желание одной сторон (добросердечностью);

• проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов.

 

Конфронтация ориентирована на активное и самостоятельное, достижение собственных интересов без учета интересов других сторон, а то и в ущерб им. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, админис­тративные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т.п. Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:

 

• проблема имеет жизненно важное значение и оппонент обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу;

• оппонент занимает выгодную, беспроигрышную позицию;

• субъект уверен, что его вариант ре­шения наилучший в данной ситуации, и имеет более высокий ранг;

• оппонент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя реши­тельно в защиту своих интересов.

 

Сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринима­ет конфликт как нормальное явление, как потреб­ность решить проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

 

• проблема представляется важной для сторон, каждая из которых не намерена ук­лоняться от ее совместного решения;

• стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;

• каждая сторона желает добровольно и на равноправной осно­ве обсудить спорные вопросы;

• стороны поступают как партнеры, доверяют и считаются с потребностями друг друга.

 

Компромисс означает расположенность участника (участни­ков) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Предполагает активные и пассивные дей­ствия, преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компро­миссу обращаются в ситуациях, когда:

 

• стороны хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоя­тельствах;

• равные стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;

• стороны склоня­ются к достижению договоренности, чтобы выиграть время, сберечь силы и избежать излиш­них потерь;

• оппоненты корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе кон­фликта;

• другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

 

5.2. Способы разрешения конфликтов

 

Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связа­но с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов, что нашли графическое изображение в сетке Тома­са—Килменна.

При этом приходится принимать в расчет ряд существен­ных моментов.

 

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфлик­та состоит в том, чтобы по возможности придать ему функциональ­но-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противобор­ства.

 

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситу­ацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

 

В-третьих, каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще все­ми способами разрешения конфликта. Это подтверждает тот факт, что ни один из пяти способов нельзя выделять, признать как наилучший или наихудший.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону | Учет выбытия основных средств


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных