![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Влияние социальных изменений на характер общенияБодалев А.А. Весьма большой процент наших сограждан занят только одной заботой: выжить! И конечно, у них произошло как значительное сужение пространства общения, так и содержательное обеднение этого общения. Впрочем, в отношении первых надо сделать одну существенную оговорку: наличие у человека больших материальных возможностей вовсе не означает, что у него обязательно создается пространство общения, существенными признаками которого будут и широта, и глубина, и содержательное богатство, и многообразие проявлений последнего. Как распорядится человек своими огромными материальными возможностями, это опять же зависит от того, а каков калибр его как индивида, как личности, как субъекта деятельности, а если брать единственное в своем роде для каждого человека сочетание этих его ипостасей, то и как индивидуальности.
Разработка проблемы общения в России Сначала эпизодически (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), а в 60—70 гг. ушедшего столетия целеустремленно, по нарастающей, начали выполняться, а затем публиковаться работы, на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях освещающие основные психологические особенности этого сложнейшего явления и прослеживающие факторы, которые эти особенности определяют (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. А. Брудный, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн и др.). Принципиально важными вкладами в понимание качественной особенности феномена общения были предложенная Б. Ф. Ломовым трактовка его как субъект-субъектного взаимодействия и настойчиво проведенное в нем выделение В. Н. Мясищевым познавательного, отношенческого и поведенческого компонентов. После этого наблюдался буквально всплеск исследований влияния в разной степени активного общения на характеристики познавательной и эмоционально-по-требностной сферы человека (В. А. Барабанщиков, B.А.Кольцова, Б. Ф. Ломов, В. Н. Носуленко и др.), так называемой его социальной перцепции, при учете его возраста и профессии (Г. М. Андреева, Р. Б. Гительмахер, C. С. Дашкова, Б. А.Еремеев, Л. Н. Иванская, О. Г. Кукосян, В. А. Лабунская, В. X. Манеров, Л. А. Петровская, Н. Ф. Федотова и др.). Были осуществлены очень перспективные по их научной значимости исследования и эмоционально-отношенческого компонента общения (А. И. Захаров, В. Н. Князев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, Ю. П. Степкин и др.) и того его компонента, который В. Н. Мясищев называл обращением человека с человеком (С. В. Кондратьева, В. М. Раздобудько, Л. Б. Филонов и ДР.). Включая в орбиту своих разработок сферы общения все новые феномены и прослеживая взаимосвязи как между ними, так и другими субъективными и объективными явлениями, находящимися за границами общения, некоторые из этих исследователей, благодаря устойчивому интересу к проблематике общения и неизменному творческому подходу к ее освещению, в рассматриваемые десятилетия и позже фактически создали свои научные школы. Так, можно утвердительно говорить о состоявшихся в нашей науке школах Г. М. Андреевой, С. В. Кондратьевой, В. А. Лабунской, А. А. Леонтьева, Е. А. Петровой, Т. Н. Ушаковой, о набирающей силу школе В. Н. Куницыной. Г. М. Андреева принципиально много сделала для освещения познавательного компонента общения. С. В. Кондратьева обогатила психологию главным образом прояснением связей особенностей общения и личностных особенностей человека. В. А. Лабунская внесла фундаментальный вклад в изучение экспрессии человека и роли ее в общении. А. А. Леонтьева много сделала для понимания закономерностей педагогического общения. Е. А. Петрова заметно продвинула наше постижение всех нюансов связей человек – человек через призму семиотики. Семиотика – это наука о знаках. Т. Н. Ушакова последовательно и целеустремленно освещает особенности вербального уровня общения и определяющие их факторы. В. Н. Куницына и ее ученики — не устает вписывать новые страницы в раскрытие коммуникативной природы социального интеллекта и в прояснение общего, особенного и единичного в его ипостасях, как они дают о себе знать в разных видах общения, способствуя его успешности или затрудняя его. Специально хочу выделить значение ракурса разработки проблем общения в научной школе Б. Д. Парыгина, доминанта в котором последовательное решение наиболее актуальных методологических и теоретических задач на стыке с другими человековедческими науками, также выходящими на освещение проблем общения. Ведь в переживаемое нами время многие традиционные для старших поколений ипостаси общения исчезают и на первый план под влиянием достижений техники все отчетливее выдвигаются ранее не существовавшие формы общения. Область межличностного доверительного общения с развитием рыночных отношений становится все меньше, а манипулятивного обращения с человеком — увеличивается, все чаще происходит не непосредственное общение лицом к лицу, а общение через мобильный телефон, телевидение, систему Интернет. Живое общение заменяется «играми» с компьютером. Пропадает гуманистическая первооснова общения, когда другой человек — такая же ценность, как ты сам. Эти и другие изменения в процессе общения требуют включения в программу проводимых исследований феноменов, получающих все более широкое распространение, когда действительное общение заменяется иллюзорным, и человек фактически, несмотря на расширяющиеся контакты с миром, становится все более одиноким, утрачивая свое основное качество субъекта взаимодействия и все больше превращаясь в объект воздействия. И «противоядия» этим негативным процессам не найти, если не будут развернуты междисциплинарные исследования состояния общения в теперешнем обществе и его глубокое разноплановое теоретическое осмысление.
Принципы, практическая реализация которых делает общение людей по-настоящему личностно комфортным. Во-первых, это общение обязательно на равных, когда один участник не стремится подмять под себя другого, но и сам не жертвует ни на йоту чувством собственного достоинства. Во-вторых, это общение, проникнутое чувством гуманности и доброжелательности участников друг к другу.
Резюме Общение — это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Его внутренней основой является тот или иной уровень психологической коммуникации индивидов, проявляющийся как в характере и степени адекватности их взаимного отношения друг к другу, так и в глубине их взаимопонимания. В полной мере специфика феномена общения и его отличие от других социально-психологических категорий (личности и общности, деятельности и социальных отношений) может быть понята лишь при сопоставлении с ними. Общение — органическая потребность и важнейший фактор жизнедеятельности личности и общности, неотъемлемое условие и предпосылка любой человеческой деятельности. Личность, в свою очередь, — субъект и фактор глубины и эффективности человеческого общения. Это позволяет говорить m только о социальной роли и значении общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека. В этом смысле правомерно говорить об отличии общения от деятельности, когда оно носит самоценный характер и не преследует никаких других целей, кроме стремления к удовлетворению потребности его участников, к достижению радости от самого общения. Но общение может выступать и в качестве коммуникативной деятельности, в том случае, когда оно — всего лишь средство и условие ее эффективности. Вместе с тем и коммуникативная деятельность людей (например, газетного журналиста или ведущего ту или иную программу на телевидении) носит во многом и самоценный характер. Общение является предпосылкой и условием формирования и стабилизации общности. При этом оно способно выступать не только в качестве фактора интеграции, но и дезинтеграции общности. Общение — это источник формирования как социальных, так и межличностных отношений. В свою очередь и отношения (как социальные, так и межличностные) оказывают влияние на само общение. Одной из форм такого воздействия оказывается, например, психологическая установка, которая определяет характер взаимоотношений друг с другом субъектов общения. Глубинной основой и условием эффективности общения является взаимное понимание людьми друг друга. Вместе с тем последнее может рассматриваться в качестве как цели, так и ценности общения. Во многом глубина взаимопонимания задается уже психологической готовностью партнеров к адекватному восприятию друг друга. Но восприятие не гарантирует достижения такой адекватности. В его основе, как и в целом взаимопонимания, лежит механизм идентификации, или уподобления партнеров друг другу. В этом состоит как терапевтическая привлекательность идентификации, так и ее ограниченность в качестве инструмента достижения взаимопонимания. Главным средством идентификации является стереотип в процессе восприятия другого. Стереотип же является психологическим барьером на пути постижения и понимания уникальности партнера. Из этого вытекают границы возможностей достижения взаимопонимания, различия уровней последнего. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|