ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественная культура греческой классикиБолее ярко проявляют себя европейские ценности в VI – IV вв. до н.э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии. Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям. Целостность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное». Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое – выражают ценностное отношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия» позволяет оценить человека с точки зрения гармонии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутреннего, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космоса, природы, социума. Введение эстетической категории «катарсис» инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества. Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам. Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 – 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита – поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знаменитые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян. Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими. Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная живопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в обществе, оно создавало благоприятные условия для развития художественной культуры, для распространения культурных ценностей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров – плеотеки («плео» – многочисленный, «теке» – хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуща состязательность, соперничество – «агон». Соперничали между собой государства-полисы, соперничали в своем мастерстве ремесленники и политические деятели, соперничали авторы трагедий, желавшие увидеть свои творения на подмостках афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а достоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и историки были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч. Скульптура. К середине V в. до н.э. образ гражданина – атлета и воина – становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от статичности. Однако еще нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера еще не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях. Величайший скульптор V в. до н.э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения. В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других утверждает силу и красоту человека Мирон. Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности. В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека. Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. – Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника – Праксителя. Последний в своем творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма. Возрастает интерес к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н.э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свойственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость. У уроженца острова Парос Скопаса (IV в. до н.э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» – спутница Диониса – изображена в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа. Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV в. до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического. Самим видным представителем идеалистического направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя – так называемый Аполлон Бельведерский (около 340 г.), – исполненная с высоким профессиональным мастерством. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (IV в. до н.э.), последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа так же, как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний. Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им скульптурных портретах Александра Македонского, обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» – спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы. Вторая половина V в. до н.э. – время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики. Архитектура. Большое место в художественной культуре греческой классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. При Перикле создается самый замечательный из ансамблей классической эпохи – Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию – важная культурная победа в Древней Греции. Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон – храм Афины Девы – покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась общественная казна. Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции – знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н. э.). В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоугольная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе местности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры. В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» – прекрасный, «агатос» – добрый. В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармония физического и духовного. В эстетической традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т.е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольствия, – у каждого находились свои аргументы в пользу этой позиции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, который считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что философ отдавал предпочтение древней системе ценностей, и его настораживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности. Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, развивали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художественную культуру периода классики. Конец V – IV вв. до н.э. – поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древневосточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, человека, в пользу европейских ценностей. В это время главной художественной задачей остается изображение прекрасного идеала человека, в первую очередь с точки зрения телесности. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами. Во второй половине IV в. до н.э. происходит выдвижение Македонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классической Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии. В конце IV в. до н.э. на развалинах мировой державы Александра Македонского возникли государства нового типа – так называемые эллинистические монархии. С этого времени начинается новый период в истории и культуре – эллинистический, который продлился вплоть до I в. до н.э. Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе. В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса. Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены канализацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены улицы, а дома стали на два-три этажа выше. Центрами эллинистической культуры становились города: старые – Афины, Милет, Коринф и другие и новые – Александрия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия становится «разумной». Под покровительством государства в Александрии формируется знаменитая библиотека и научная школа – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских Академий наук. В Александрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств – Мусейоне, на средства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки: каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии. Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной художественной деятельности – поэтики, риторики искусствознания. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме филологи отдают предпочтение изучению прозы. Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литературы в первой половине III века до н.э. в Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315 – 240 гг. до н.э.) – ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических образов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономические открытия Евдокса из Александрии. Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее классиком является Феокрит (пер. пол. III в. до н.э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий – пастухи-буколы и их подружки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки городов, мысленно погрузиться в спокойствие природы. Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинизм – это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатываются ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают повышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настроений и переживаний. Эллинистическая культура – это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культуре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство. Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве дают импульс развитию эпиграммы – краткого лирического стихотворения. Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342 – 291 гг. до н.э.) – посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувствовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время исцеляет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и др. Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому подражает?» Скульптура и архитектура. Те же чувства и настроения, темы и образы, которые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего внутренний мир человека, волнуют и скульпторов. Они создают реалистические портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и поэтические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Мальчик с гусем» работы Боэфа). Внимание художественной культуры к тончайшим настроениям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументальность, гигантизм в художественной культуре призван был демонстрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются градостроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда – «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитектора Поликлета Младшего (360 – 330 гг. до н.э.) возводится знаменитый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес, создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 м, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский (Александрийский) маяк – произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 м. В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры, ярчайшим образцом которого является статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н. э.). Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва богов и гигантов. Автор изобразил победу богов – хранителей порядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побеждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества, – Римской культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|