Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественная культура греческой классики




Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI – IV вв. до н.э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии.

Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям.

Целост­ность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное».

Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое – выражают ценностное от­ношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия» позволяет оценить человека с точки зрения гармо­нии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутрен­него, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космо­са, природы, социума. Введение эстетической категории «катар­сис» инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества.

Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам.

Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 – 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита – поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знамени­тые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян.

Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.

Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная жи­вопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в об­ществе, оно создавало благоприятные условия для развития худо­жественной культуры, для распространения культурных ценно­стей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров – плеотеки («плео» – мно­гочисленный, «теке» – хранилище). Устраивались выставки и об­суждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуща состязательность, соперничество – «агон». Соперничали между собой государства-полисы, соперничали в своем мастерстве ре­месленники и политические деятели, соперничали авторы траге­дий, желавшие увидеть свои творения на подмостках афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражда­нах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а дос­тоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и ис­торики были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.

Скульптура. К середине V в. до н.э. образ гражданина – ат­лета и воина – становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого чело­века освобождается от статичности. Однако еще нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное свое­образие человека, склад его индивидуального характера еще не при­влекали внимания мастеров ранней греческой классики.

В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Величайший скульптор V в. до н.э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает гранди­озные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афи­ны Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной кра­сотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.

В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других ут­верждает силу и красоту человека Мирон. Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мо­тивов движений характеризует творчество Мирона. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось пол­ностью освободиться от архаической условности.

В теоретическом тракта­те «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных про­порций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в зна­менитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, кра­сивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. – Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Ско­паса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника – Праксителя. Пос­ледний в своем творчестве обратился к образам, проникнутым ду­хом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятеж­ной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя прояви­лось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.

Возрастает ин­терес к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам уда­ется пластическими средствами передать тонкий и богатый душев­ный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н.э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свой­ственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость.

У уро­женца острова Парос Скопаса (IV в. до н.э.) в скульптурных обра­зах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Масте­ру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, ко­торый нарушает гармоническую ясность, столь свойственную вы­сокой классике. Его «Менада» – спутница Диониса – изображе­на в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление дина­мики образа.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV в. до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.

Самим видным представителем идеалистического направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонс­кого. Его наиболее прославленная статуя – так называемый Апол­лон Бельведерский (около 340 г.), – исполненная с высоким про­фессиональным мастерством.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (IV в. до н.э.), последний, пожалуй, большой мастер периода поздней клас­сики. В искусстве Лисиппа так же, как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа чело­века, раскрытия его переживаний.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития пор­трета. В созданных им скульптурных портретах Александра Маке­донского, обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» – спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.

Вторая половина V в. до н.э. – время расцвета всех видов ис­кусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики.

Архитектура. Большое место в художественной культуре грече­ской классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу граж­данственности, героике полиса.

При Перикле создается самый замечательный из ансамблей клас­сической эпохи – Афинский акрополь, который господствует над горо­дом и его окрестностями. Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию – важ­ная культурная победа в Древней Греции.

Разрушенный во время персидского наше­ствия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон – храм Афины Девы – покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась об­щественная казна.

Склон Акрополя был использован для возведения театра Диони­са. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции – знаменитого Фи­дия (вторая и третья четверти V в. до н. э.).

В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоуголь­ная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе мес­тности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.

В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» – прекрас­ный, «агатос» – добрый. В античной культуре это означает гармо­ничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармония физического и духовного. В эстетиче­ской традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т.е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольст­вия, – у каждого находились свои аргументы в пользу этой пози­ции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, ко­торый считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что фило­соф отдавал предпочтение древней системе ценностей, и его насто­раживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.

Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, разви­вали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художе­ственную культуру периода классики.

Конец V – IV вв. до н.э. – поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древне­восточной и европейской системами ценностей в пользу культу­ры, человека, в пользу европейских ценностей.

В это время главной художественной задачей остается изображение прекрасного идеала человека, в первую очередь с точки зрения телесности. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.

Во второй половине IV в. до н.э. происходит выдвижение Ма­кедонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классиче­ской Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии. В конце IV в. до н.э. на развалинах мировой державы Алексан­дра Македонского возникли государства нового типа – так называ­емые эллинистические монархии.

С этого времени начинается но­вый период в истории и культуре – эллинистический, который про­длился вплоть до I в. до н.э. Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распрост­ранение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе. В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.

Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены кана­лизацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены ули­цы, а дома стали на два-три этажа выше.

Центрами эллинистической культуры становились города: старые – Афины, Милет, Коринф и другие и новые – Александ­рия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия ста­новится «разумной».

Под покровительством государства в Александрии формирует­ся знаменитая библиотека и научная школа – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских Академий наук. В Алек­сандрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств – Мусейоне, на сред­ства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки: каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сда­вать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии.

Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной худо­жественной деятельности – поэтики, риторики искусствозна­ния. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме фило­логи отдают предпочтение изучению прозы.

Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литера­туры в первой половине III века до н.э. в Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315 – 240 гг. до н.э.) – ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических обра­зов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономи­ческие открытия Евдокса из Александрии.

Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее клас­сиком является Феокрит (пер. пол. III в. до н.э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий – пастухи-буколы и их подруж­ки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки горо­дов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.

Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинизм – это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатывают­ся ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают по­вышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настро­ений и переживаний.

Эллинистическая культура – это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культу­ре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.

Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве да­ют импульс развитию эпиграммы – краткого лирического стихо­творения.

Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Ме­нандра (342 – 291 гг. до н.э.) – посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и пе­чалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувст­вовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время ис­целяет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и др.

Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому под­ражает?»

Скульптура и архитектура. Те же чувства и настроения, темы и образы, кото­рые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего внутренний мир человека, волнуют и скульпторов. Они создают реалистиче­ские портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и по­этические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Маль­чик с гусем» работы Боэфа).

Внимание художественной культуры к тончайшим настроени­ям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументаль­ность, гигантизм в художественной культуре призван был демон­стрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются гра­достроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные соо­ружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда – «мавзолей»), в которой соеди­няется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитекто­ра Поликлета Младшего (360 – 330 гг. до н.э.) возводится знамени­тый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес, создает ста­тую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 м, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский (Александрийский) ма­як – произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 м.

В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры, ярчайшим образцом которого яв­ляется статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н. э.).

Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва бо­гов и гигантов. Автор изобразил победу богов – хранителей по­рядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побе­ждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества, – Римской культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных