Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство 2 страница




Сохранилось много различных памятников, относящихся к тому периоду. Погребальный культ стал сложнее и богаче. Вожди, князья и цари брали с собой в могилу ценности и украшения, их сопровождали убитые лошади (иногда люди), чтобы служить в мире мертвых. Над местом погребения насыпались высокие курганы, ставились памятники.

Рядовых членов племени хоронили гораздо скромнее. В то время умерших часто сжигали, а не предавали земле. Видимо считалось, что вместе с огнем покойник быстрее возносится на небо. В бронзовый век люди почитали Солнце.

 

 

Лекция 3. Древний Египет

  1. Культура и искусство Древнего Египта.
  2. Древнеегипетская мифология.
  3. Важнейшие памятники литературы Древнего Египта

Литература:

Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 84 – 112, 244 – 299.

Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.

Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118.

Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 592 с.

Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2005. – С. 5 – 46.

Искусство Древнего Египта: живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство: альбом. – М.: Изобраз. искусство, 1972. – 105 с.

Коростовцев, М.А. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы. – Т.1. – М.: Наука, 1983. – 583 с.

Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79.

Лапинская, Я. Мифология Древнего Египта / Я. Лапинская, М. Марциняк. – М., 1989. – 224 с.

Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. – М.: «Академия», 2005. – 512 с.

Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с.

Мифы народов мира / Под ред. Н.И. Девятайкина. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Цитадель-Трейд, 2006. – 415 с.

Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Большая рос. энциклопедия, 2003.

Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. – С. 85 – 153.

Павлов, В.В. Египетский портрет 1 – 4 веков / В.В. Павлов. – М.: Искусство, 1967. – 181 с.

 

1. Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире (конец IV тыс. до н.э. – начало III тыс. до н.э.). Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития, которые принято делить на следующие периоды:

1) Додинастический (IV тыс., 33 – 30 вв. до н.э.);

2) Древнее царство (ХХХ – ХХIII вв. до н.э.);

3) Среднее царство (ХХI – ХVIII вв. до н.э.);

4) Новое царство (ХVI – ХI вв. до н.э.);

5) Позднее время (ХI – 332 г. до н.э.).

Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.

Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Сложившиеся в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла власть фараонов и мощное влияние религиозных культов.

Главная особенность Египта – жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы его пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины. Такие грандиозные работы требовали знаний основ астрономии, межевания и строительства.

Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством жрецов, приобретших значительную власть над народом и впоследствии всегда занимавших прочное положение в обществе. Жрецы Египта считали, что общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. В связи с этим египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы – мыслью, народ – телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком – божественным законом.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Так, незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием, а искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология.

Основная форма идеологии египтян – религиозные представления, проникшие во все стороны жизни.

Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно слож­ные философско-богословские, космогони­ческие и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмер­тия накладывает отпечаток на смысл жиз­ни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл исто­рии и на смысл творчества. Первоначаль­но идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощ­ную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяй­ственными единицами с большим количе­ством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его.

Множество божеств подчинено определенной иерархии. Верховный бог – Ра (солнце), с ним в различные времена отождествлялись разные божества (поклонение Атум-Ра в додинастический период (столица Гелиополь), почитании Амона в эпоху Среднего царства (столица Фивы), Атону во времена правления Аменхотепа IV (Эхнатона) (столица Ахетатон).

Положение храма опре­делялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н.э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивает­ся роль фиванского бога – Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с покло­нением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с бо­гом Солнца отождествляется Амон. Он пре­вращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны – род­ными и любимыми его сыновьями. До кон­ца истории Древнего Египта Амон стано­вится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на неболь­шой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это про­изошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, переда­вали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. Культ Атона продолжался недолго. Фа­раон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культа­ми Египта. В Древнем царстве почитали

Хотя центральным было солнцепоклонство, в то же время каждое поселение чтило свое божество (покровителя и защитника), которое представлялось в образе животных, растений, предметов, небесных светил (бог неба Гор – сокол, священный бык Апис (воплощение Птаха – бога творческой силы земли, единого творца), бог мудрости Тот – ибис, бог смерти Анубис – шакал, богиня войны и разрушения Сохмет – львица (или женщина с головой львицы), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове) и т.д.).

Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса – умираю­щего и воскресающего бога – стал осно­вой заупокойного культа Египта. Осирис – властитель вечной жизни, бог воскресающей весенней природы. Исида – богиня плодородия, жизни, главная богиня египетского пантеона, сестра и жена Осириса. Славилась магическим искусством, обычно изображалась в человеческом облике. Позднее частью ее культа стало материнство.

Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жиз­ненную силу Ка (астральное тело) – при­зрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохраня­лось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище – гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего.

В Египте было хорошо развито искус­ство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались раз­личными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мерт­вых. Они строились по разным берегам Нила.

В «Текстах саркофагов» и «Книге мерт­вых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смер­ти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколь­ко больше. Они считали, что Ба и Ка – два энергетических потока, два начала – про­тивоположных и единых, различных и од­нородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятель­ности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рожда­ет Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека.

Ах считалась духовной силой и посред­ником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать посла­ния богов. Ах — это уже больше чем чело­век. Это человек со способностями в опре­деленные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах » в переводе с древ­неегипетского значит «блаженный, про­светленный»).

В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и бо­гам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон – 12 Ка.

Искусству в заупокойном культе отво­дилась первостепенная роль: оно обеспечи­вало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд ху­дожников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живо­писцы были высокопоставленными лица­ми, они же были жрецами и всегда окру­жены почетом.

Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны со­храняли следование режиму «золотого се­чения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявле­нии должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства кос­мического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию.

Основными типами культовых соору­жений были гробницы и заупокойные хра­мы при них. Мастаба (« каменная скамья ») была самой ранней формой усыпальницы вождей Егип­та; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера – она достигает в высоту 60 мет­ров. Завершающим этапом в создании пира­мид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них – пирамида Хе­опса (147 м) – считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет).

Пирамида точно ориентирована по сто­ронам света север – юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгру­зочные камеры, предназначенные для рав­номерного распределения давления.

Заупокойные храмы при гробницах стро­ились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировал­ся двумя башнями — пилонами. Сначала верующие попадали во двор – перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор – гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором-ги­постилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святили­щем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т. е. собрание свитков папируса со священны­ми текстами.

Перед храмом устанавливался камен­ный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративно­стью, пышностью, украшались скульпту­рой, барельефами и росписью.

Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ан­самбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пи­рамида. Такие заупокойные храмы воз­водились в Дейр-аль-Бахри. Самые зна­менитые из них – храмы Ментухотепа и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вы­рублен в скалах, вход в храм фланкиро­вали 20-метровые скульптурный изобра­жения Рамсеса II.

Служители храмов – жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежа­щих в основе построения храма, миропо­рядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере. При­нято считать, что научные представления о гармонических основах мироздания впер­вые в истории человечества начали фор­мироваться в школе Пифагора. Но сегодня мы можем утверждать, что уже древнееги­петские жрецы владели теорией гармони­ческого единства мира. Один из папиру­сов Древнего Египта сообщает, что имеют­ся «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм пропорционирования в режиме «золотого сечения».

Но системное изложение основ теории гар­монии, отражающей принципы мироуст­ройства, не изложены иероглифическим текстом. Целостная система гармонии за­шифрована, и, как считает петербургский архитектор И.П. Шмелев, методом шиф­ра для египтян является язык геометрии, а скрижалями являются доски, найден­ные в склепе писца-архитектора Хеси-Ра, строившего пирамиды во времена фарао­на Джосера.

«Доски, о которых мы говорим, – от­мечает другой исследователь пирамид, – оказались уникальными. На них просле­живается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древ­ние египтяне в совершенстве знали золо­тое сечение задолго до Пифагора».

Сегодня известно из проведенных об­меров, что все великие пирамиды постро­ены с использованием принципа «золотого сечения». Знание законов гармонии давало жре­цам возможность создавать такое микро­пространство Вселенной, которое способ­но находиться в едином ритме с целостным организмом космоса. Биоритмично струк­турированное пространство, или среда, па­раметры которой подчинены гармоничес­ким закономерностям, способно влиять на психику людей таким образом, что она де­лается более открытой к связи единичного человека с всеобщим единством мирозда­ния. Ей становятся доступными чувства единения, покоя, целостности.

Причиной строгого соблюдения тайны законов гармонии жрецами могло быть опа­сение, что люди, не способные к восприятию положительного, но знающие эти законы, могли бы найти методы искажения нор­мы пропорционирования в разрушитель­ных целях. «Сегодня точно установлено, что золотое сечение пронизывает собой все сис­темные организации естественного проис­хождения».

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определен­ные типы статуй: стоящей – фигура на­пряженно выпрямлена, фронтальна, голо­ва высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поз­дний период.

Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но по­скольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее харак­терна еще одна особенность – она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, до­стигших зрелости, пребывающих в рас­цвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали боль­шое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась систе­ма их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сце­ны из жизни умершего. Все фигуры выпол­нялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем ос­тальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттен­ков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств.

В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными ин­дивидуальными особенностями: удлинен­ным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедра­ми, выступающим животом, тонкими ру­ками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают очертанием царственности и женственности.

Религиозно-политические реформы Эх­натона были слишком смелыми и разруши­тельными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-мо­нументальный стиль.

Египтяне, как и в других видах искус­ства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония под­чиняется числовым отношениям, отража­ющим пропорционирование в режиме зо­лотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне также достиг­ли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музы­кальные инструменты, художественные произведения Египта распространилась далеко за преде­лы страны.

Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта, поэтому о мелодике и звуко­вом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового на­родного действа с музыкой и танцами, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажи­гательных групповых танцев и плясок, со­провождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реаль­ные картины жизни и быта.

Любимыми были песни-плачи над мер­твым Осирисом. Музыка считалась также и развлечени­ем, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи – удовольствие. Профессия музыканта нередко предавалась из поко­ления в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Снефрунофер. Начиная с 2400 г. до н.э., из нее происходили придворные хейрономы, ру­ководители вокальных и инструменталь­ных ансамблей.

В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера – фило­софские размышления, песни-танцы, пес­ни-гимны, исполняемые в сопровождении арфы.

О развитии музыкального искусства в Древнем Егип­те мы можем судить по многочисленным изображениям на фре­сковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гроб­ницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н.э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изобра­жены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжест­венные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкаль­ным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музы­кальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Таким образом, в Древнем Египте духов­ные ценности формировались на основе представлений о красоте, добре и истине. Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства. Каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанав­ливались знающими его жрецами. В свою очередь искусство духотворно, и оно через каноны настраивало человека на единство и резонирование с гармоническим ритмом Вселенной.

Все виды искусств в своих произведени­ях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью миро­вой гармонии. Поэтому оно монументаль­но, величественно, канонично. В нем мы видим опредмечивание покоя, стабильно­сти, тишины и святости.

Отличаясь высоким мастерством, изоб­разительное искусство Позднего периода отмечено холодной официальностью, из него ушла жизненность, творческая энергия.

В Древнем Египте была развита законо­дательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового цар­ства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Древнеегипетские законы пользовались высоким авторитетом в Древнем мире. Персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законода­тельства.

Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей, а отнюдь не только рогатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть для себя адвокатом.

У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегирован­ное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных го­сударственных постов, они пользовались полной личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торгов­лей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоя­тельно представлять свои интересы. Жен­щины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с муж­чинами. В истории Древнего Египта слу­чилось так, что женщина в начале II тыс. до н. э. смогла появиться на престоле, это «первая и единственная в истории страны женщина-фараон Хатшепсут». Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Буду­чи регентшей семилетнего пасынка, Хат­шепсут получила реальную власть над всей страной. «Фараон-царица приняла полный титул властителей Египта, откинула от своего имени окончание женского рода, стала носить мужское одеяние и наклад­ную бороду». Хатшепсут вернулась к гран­диозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные сооружения. Она при­близила к своей особе талантливых живо­писцев и архитекторов. Хатшепсут не ста­ла продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внеш­неполитические конфликты стремилась решать путем переговорами и иными дип­ломатическими средствами. При ней про­цветали искусство, образование и наука. После ее смерти политические противни­ки спешно вычеркнули ее имя из истории страны, но содеянное во время правления Хатшепсут невозможно было искоренить, поскольку, предвидя это, она постаралась оставить после себя многочисленные па­мятники в свою честь, монументальность которых не позволила исчезнуть ее имени бесследно.

В Древнем Египте существенную роль играло образование. Следует отметить, что в эпоху Древнего царства сыновья знатных египтян получали домашнее образование. Когда они становились юношами, их ин­теллектуальные и духовные способности, а также общественные воззрения развива­ли опытные наставники, пользовавшиеся репутацией мудрецов.

Как правило, школы существовали при храмах. Возможно, они были связаны с «До­мом жизни» (комплексом сооружений, где хранились и переписывались священные тексты). Египетские школы предназнача­лась только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состоя­ло в переписывании священных текстов.

В возрасте девяти или десяти лет маль­чик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно со­ставлять письма и другие официальные до­кументы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и астрономию, математику и медицину. Есть сведения о том, что в школах ученики сдавали экзамены, но неизвестно, на какой ступени обучения они проводились.

Мальчики из бедных семей могли по­пытаться найти себе богатого патрона, который вносил вместо них плату за уче­ние. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государ­ственную службу и становились крупны­ми чиновниками.

Духовные знания в Египте постигали двумя способами. Сакральные знания были наложены в египетской «Книге мертвых», а духовные знания для всех – в мифах. Духовные знания в мифологической фор­ме выполняли двойную функцию.

Миф служил элитарному восприятию глубоких идей, заключающихся в нем, и, с другой стороны, отвечал вкусу простых людей, которые видели в нем чудо, вымысел. В мифе жрецы использовали двойное ко­дирование, обращенное к массам и к про­фессионалам. Например, миф об Осирисе и Исиде несет в себе идею важности един­ства, это миф о едином Египте, о единстве человека. А сам рассказ повествует о том, как Сет (символ разрушения и мести) убил своего брата Осириса. Но его жена Исида, несмотря на все трудности, собрала раз­бросанное по кусочкам тело мужа во всех сорока номах Египта и похоронила как це­лое. С тех пор Осирис стал богом загроб­ного мира.

Миф о суде Осириса истолковывался жрецами следующим образом: в суде без вмешательства третьей стороны нельзя до­стичь согласия, так как спорящие стороны изначально на него не настроены. Но судье для объективного решения требуется апел­ляция к объективному источнику, который исключал субъективность, предвзятость суждений и отражал справедливость отно­шения к обеим сторонам. Таким бесприст­растным «объектом» оказался закон, выра­жающий естественный закон гармонии-равновесия природы, присущий всему, в том числе и человеческим отношениям.

Для определения объективности реше­ния в мифе использовались весы. Суд Оси­риса вершится на основе взвешивания сердца умершего человека. Причем имен­но равновесие должно установиться меж­ду двумя чашами весов: сердцем челове­ка и статуэткой богини справедливости Маат. Оно было объективным критерием решения Осириса, жить душе вечно или быть съеденной чудовищем. Тяжесть гре­ха нарушает гармонию-равновесие в природе в целом. И каждому человеку из этого мифа понятно, что его будущее зависит от выполнения нравственных принципов в «городе живых», сердце человека не должно перейти грань – меру равновесия.

Этот миф говорит еще и о том, что в Древнем Египте главный герой является стра­дающим, оплакиваемым и воскрешенным. Кроме того, в нем через аллегорию проводилась мысль о том, что необходима единая, нужно, чтобы в это единство верили многие и ради этого само единое сначала должно быть разъединено, чтобы соединиться в памяти многих. Здесь же просле­живается и такая мысль: время разбрасывать камни, и время собирать их. В истории всегда наступает время, когда мифы обретают реальность: время «собирать камни», подобно тому как Исида отправилась в путь собирать разбросанные останки Осириса, потому что его тело было символом знания и мудрости.

Иерофанты путь достижения истины разделили на ступени познания и под­чинили этому процесс образования. Выс­шая ступень открывала знание законов психической энергии, законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в дознании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способ­ах воспринять. Амон-Ра. Уже со времен глубочайшей древности высшая мудрость заключалась в сути триединства, была от­мечена и закреплена контуром геометри­ческого треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделен­ной глубинным функциональным значени­ем. Определенный треугольник был клю­чом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения. Он стал симво­лом Древнего Египта и в нем заключен глаз бога Гора, как знак мудрости и света боже­ственного знания.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных