ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Природа и сущность искусстваИскусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Изображая на полотне одного человека, создавая пейзаж, натюрморт, описывая в романе какой-то период жизни, судьбы людей, а в рассказе – только случай или эпизод, сочиняя музыкальное произведение, возводя здание, творец говорит о своем времени, об эпохе и о себе – художнике, создавшем все это. Такой способностью к обобщению обладает только философия. Но если философия выражает открывшуюся ей сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме, лишенной жизненных красок, то искусство, давая обобщенное отражение действительности, сохраняет ощущение всей полноты жизни. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Также целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение. Глубина постижения действительности в художественном произведении зависит от художника – его таланта, профессионального мастерства, от его взглядов, одним словом, от своеобразия личности творца. Искусство отражает действительность. А так как действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность объекта отражения определяет сложность искусства. Она проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства и синтетические: театр, кино. Каждый из видов искусства включает в себя несколько жанров. Оставаясь одним и тем же, оно меняется во времени. Так, например, древнегреческий театр скорее напоминал нынешний стадион, где собирались сотни зрителей. Представление начиналось на рассвете и продолжалось до позднего вечера. Звук трубы возвещал о начале каждой новой пьесы. Если она не нравилась, бурная реакция зрителей могла прервать ее действие и вынудить актеров перейти к другой. Играли актеры в масках, без которых они были бы плохо видны далеко сидящим. Маски закрывали не только лицо, но и голову. Большие размеры (больше головы) маски позволяли создавать укрупненные, обобщенные образы – трагические, выражающие страдание, или комические, карикатурные. Мимика актеру не была нужна. Но к голосу, дикции предъявлялись особые требования. Ведь играли одни и те же актеры с утра и до вечера множество самых разных ролей, в том числе мужчины-актеры играли и женские роли. Артисты должны были не только произносить текст, но и петь и танцевать и достигали во всех этих видах театрального искусства большого совершенства. Таким был античный театр. Театр эпохи классицизма совершенно иной. Отказ от воспроизведения реальной жизни, стремление к идеализации действительности и облагораживанию ее породило и своеобразие формы. Герои Корнеля и Расина – крупнейших драматургов этого периода – переживали особые возвышенные чувства, совершали значительные поступки, изъяснялись изысканно и торжественно. И это тоже театр. И в это же время во Франции возникает еще один, совсем особый театр. Это театр высокой комедии, театр Мольера. Здесь жизнь показана в ее естественном течении, драматургия ни на пядь не отступает от действительности. На подмостках театра Мольера вереницей пройдут люди, оказавшиеся в разнообразных узнаваемых жизненных ситуациях. Здесь будут обманутые мужья и верные жены, истинное благородство и эгоизм; здесь прозвучат злые насмешки над семейным деспотизмом и ханжеством, над пустотой аристократов и их показным благородством, над искусственной речью и вычурными манерами. Речь мольеровских героев будет естественна, характеры их жизненны, а ситуации, в которых они оказываются, достоверны. И это тоже театр. В каждой стране театральное искусство имеет какие-то свои особенности. И в одно и то же время театр французский, английский, русский и т. д. будут обладать всеми признаками этого вида искусства, будут своеобразными, непохожими друг на друга. Представим себе традиционный японский театр Кабуки или театр Но (китайский театр). Они настолько не похожи на привычные для европейцев театральные формы, что без некоторой подготовки просто непонятно, что происходит на сцене, даже если известно, о чем пьеса. В театре Кабуки сложная своеобразная драматургия. Пьеса включает драматическую основу, музыку, танцы, пантомиму (игру без слов), балет. В каждой пьесе обязательно есть два типа персонажей: один представляет мощь, силу, величие, независимо оттого проявляется оно в добре или зле. Такой персонаж называется «арагото». Другой тип – «вагото» – мягкость, покладистость. Действие происходит на трех сценических площадках: сцена, авансцена и цветочная тропа: невысокий помост, проходящий через зрительный зал (ханамити). Свои особенности имеет и игра актеров. Речь, действие, движение на сцене иные, чем в жизни. Главное в игре актера – предельная выразительность. Для этого одну и ту же реплику могут произносить несколько актеров, она может быть расчленена на составные части, и каждую часть ее произносят разные исполнители, а заканчивают все вместе и т.д. Игра актера находится на грани того, что «совсем как в жизни» и «в жизни так не бывает». Но в одной и той же стране, в одно и то же время существует много разных театров. У каждого из них свои особенности, свой почерк, своя манера исполнения, и хотя они иногда ставят одни и те же пьесы, но создают совершенно разные спектакли. То же самое можно заметить в каждом виде искусства. Живопись – это и наскальные росписи 20-25-вековой давности, и иконопись. Живопись эпохи Возрождения, голландская живопись XVII в., живопись передвижников и художников-авангардистов – все это живопись, один из видов изобразительного искусства, но как различаются произведения живописи разных эпох! И в наше время существует много разных живописцев, и каждый из них по-своему интересен. «Каждый из них – это цельный мир, цельное восприятие мира, – говорил о художниках М.С. Сарьян, – это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие как с исторической, так и с национальной точки зрения» Искусство очень сложно. Оно сложно по своей структуре, по своему многообразию, оно меняется от вида к виду, от жанра к жанру, от одного художника к другому. И хотя люди, создающие художественные произведения, делают все, чтобы их замысел дошел до зрителей, читателей, слушателей, понять его, раскрыть для себя — чрезвычайно непросто. Этому надо учиться. И научиться этому можно, лишь обращаясь к искусству. Когда мы говорим о сложности искусства, важно учитывать и еще одну особенность: восприятие художественного произведения зависит не только от него самого, но и от нас. От того, научились ли мы воспринимать искусство, понимать его язык, его особенность, природу, присущую ему условность, зависит многое: поймем ли мы, откроем ли для себя его содержание, получим ли все то неповторимое богатство, которое в нем заключено, или нет. Неприятие какого-то художественного произведения обусловлено многими причинами: неподготовленностью к встрече с искусством, желанием увидеть нечто определенное, не совпадающее с тем, что представлено в произведении, привычкой воспринимать новое, по аналогии с тем, что было увидено и услышано раньше, и т. д. Картины великого голландского живописца XIX в. Винсента Ван Гога часто вызывают недоумение. Пейзаж и люди на его полотнах изображены непривычно. Цвет не совпадает с цветом изображаемого предмета, своеобразен рисунок. Все изображенное кажется ярче. Вот как объясняет художник те изменения, которые он производит в своих картинах: «Допустим, мне хочется написать портрет моего друга – художника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, такая уж у него натура. Этот человек светловолос. И я хотел бы вложить в картину все свое восхищение, всю свою любовь к нему. Следовательно, сначала я пишу его со всей точностью, на какую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы закончить его, я становлюсь необузданным колористом. Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комнатушки, а бесконечность – создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой я способен, и эта нехитрая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной лазури неба. Точно тем же путем я шел в портрете крестьянина» Функции искусства Искусство выполняет множество функций, его роль и значение в жизни человека и общества не исчерпываются утилитарными задачами. Оно самоценно. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии. Назовем наиболее значимые из них: 1. познавательная, 2. ценностно-ориентационная (аксиологическая), 3. коммуникативная, 4. воспитательная, 5. знаковая (семиотическая), 6. творческая (эвристическая), 7. эстетическая, 8. идеологическая. Искусство также обладает способностью предвидения (прогностическая, или футуристическая, функция), его восприятие доставляет людям радость, удовольствие (гедонистическая функция). Есть и другие, вплоть до психотерапевтической. Трудно выделить ту функцию, которая может быть определена как наиболее значимая. Как правило, в художественном произведении наличествуют почти все. Превалирование какой-либо одной за счет других влияет на качество произведения, делая его то дидактически-поучающим, то поверхностно-развлекательным, и не больше. Очень важна познавательная функция искусства. Исторические события стираются в памяти людей. О них вспоминают, изучая историю или тогда, когда современность напоминает о них. История знает множество сражений не только на суше, но и на море. Во многих из них гибли корабли, гибли люди. Иногда проигравшим сражение морякам предлагали сдаться, гарантируя при этом условии жизнь. И нередко команда корабля отказывалась от этой милости, предпочитая смерть плену. Только военные историки помнят имена погибших кораблей. Но о гибели крейсера «Варяг» благодаря песне знает вся Россия. Забыто имя автора, а песня живет, воскрешая в памяти людей трагический и прекрасный факт истории русского флота. Нередко, особенно на уровне обыденного сознания, познавательные возможности искусства отрицают, поскольку полагают, что эту функцию полностью выполняет наука. Наука и искусства – разные грани творческой человеческой деятельности, они по-разному отражают действительность и дают знания о ней. Наука дает знания об определенных сторонах и свойствах действительности. Искусство – знание жизни. Наука открывает новые факты и законы. Искусство отражает закономерные явления. В знакомом и известном оно открывает незнакомое и неизвестное: не раскрываемую наукой и эмпирическим знанием красоту природы, внутренний мир человека, неповторимую сложность человеческих отношений. Искусство обладает способностью открывать красоту в самом обычном. Кажущиеся малопривлекательными человеческие лица, серенькие пейзажи, увиденные глазами поэтов и художников, оказались прекрасными, и, благодаря их творчеству, изменились, расширились наши представления о красоте. Вспомните стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», «Красота человеческих лиц», пейзажи средней полосы России, написанные И. Левитаном и И. Шишкиным, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др. «Произведением искусства... может быть признано только такое, в котором заключается раскрытие чего-либо нового, доселе неизвестного людям», – считал Л.Н. Толстой. О способности искусства открывать людям незамеченное ими ранее, но очень важное, составляющее сущность человека, говорит он и в своих произведениях. В искусстве все личностно. Личность художника проявляется в процессе художественного творчества и в его результате. Одни и те же явления действительности разные художники видят, воспринимают и воспроизводят различно. Так же как и читатели, зрители, слушатели, которые видят в художественном произведении каждый свое. Более того, восприятие художественного произведения и его оценка у одного и того же человека могут меняться. Подлинно художественное произведение так многогранно, что не увиденное раньше может открыться позднее. «Через каждые пять лет перечитывай «Фауста» Гете. Если ты каждый раз не будешь поражен, сколько тебе открывается нового, не будешь недоумевать, как же раньше ты этого не замечал, – ты остановился в своем развитии»,— считает В.В. Вересаев. То же можно сказать о «Войне и мире», «Братьях Карамазовых» и других великих произведениях. Но в этой способности открыть для себя новое в уже известном произведении обнаруживается не только многозначность самого художественного творения, но и еще одна особенность искусства: его восприятие носит творческий характер. Воспринимая произведения, мы сами становимся творцами. Созданное художником для каждого человека таково, каким он его для себя откроет. Открытое нами в искусстве начинает жить новой жизнью уже в нашем сознании, войдя в наш духовный мир. Так проявляет себя творческая – эвристическая – функция искусства. Значение ее не только в том, что восприятие искусства требует сотворчества, но и в том, что постоянное общение с искусством развивает эту способность и делает ее неотъемлемой частью любой деятельности. Узнанное и открытое благодаря искусству помогает человеку лучше понять самого себя, других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонимание и общение между ними. Коммуникативная функция искусства проявляет себя тем, что показано в художественном произведении, и по тому, как это показано, люди не просто узнают что-то новое, но обретают определенный взгляд на мир, тот, который открыл им художник. Воспроизводя определенные явления действительности, автор неизбежно дает им какую-то оценку: утверждает или отрицает, говорит изображенному или описанному «да» или «нет». И такова сила воздействия искусства, что вслед за автором эту оценку воспринимаем и мы. Действенная сила искусства такова, что нередко именно под воздействием искусства люди начинают по-другому смотреть на жизнь, иначе оценивать происходящее и даже менять свои убеждения. Это не всегда переосмысление к лучшему, более глубокому и тонкому мировосприятию. Все зависит от того, какое это искусство. Вот почему так важно идейное содержание искусства, чтобы оно заставляло восхищаться тем, что достойно этого, и вызывало гнев и ненависть ко всему гнусному, подлому, человеконенавистническому. Действенная сила искусства безгранична, и оно должно служить гуманистическим целям. Искусство обладает способностью не только давать людям силы для жизни и выживания, что само по себе – неоценимо. Оно умеет заглядывать в будущее (футуристическая функция): ему открывается то, чего не видят другие. О чем бы ни говорило художественное произведение, к какому бы виду или жанру оно ни принадлежало, оно всегда доставляет нам удовольствие, наслаждение. Читать книгу, смотреть картину, спектакль или кинофильм, слушать музыку – всегда радость. И в этом еще одно назначение искусства, его гедонистическая функция. С ней связана возможность переключиться, отвлечься, отойти от повседневных дел и забот, насладиться красотой. Есть у искусства еще много разнообразных функций. Но все названные и неназванные собираются в единое целое, аккумулируются способностью искусства не просто развлечь, отвлечь, порадовать, но и дать особое переживание, вызвать особое чувство – эстетическое, непосредственное эмоциональное переживание, возникающее при восприятии совершенных явлений. Это чувство могут вызывать не только прекрасные произведения искусства, но и явления самой действительности: благородный поступок, самоотверженность, красота природы, человека или результат труда. Искусство по самой своей природе вызывает эстетическое чувство – удивления и восхищения его, искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном произведении, то есть совершенством художественной формы, возможностью прожить и пережить то, что показано, и тем самым испытать нравственное очищение. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевные состояния. Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством созданного художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром и т. д. Искусство всегда отражает действительность и отношение художника к ней. Но способностью дать понимание действительности, заставить увидеть то, мимо чего люди проходили, представить новый взгляд на мир, открыть его красоту, развить эстетическое чувство и сформировать эстетический идеал искусство формирует и самого человека – творца и созидателя культуры. Таким образом, искусство не только отражает действительность, но и создает ее. Эстетическая функция искусства очень важна. Именно она формирует эстетические воззрения человека, его представления о красоте и прекрасном, уродливом и безобразном и др. Эти представления определяют не только то, какие внешние проявления красоты привлекают людей, их избирательность в одежде, предметах быта и т. д. И даже не только то, какие у них предпочтения в искусстве, хотя это одно из проявлений художественного вкуса, базирующегося на эстетических воззрениях. То, что человек считает прекрасным или безобразным, красивым или уродливым, в значительной степени определяет его представления о красоте жизни, его образ жизни, его эстетический идеал. Постоянное общение с искусством развивает в человеке эстетическое начало – эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал. Именно поэтому искусство является важнейшим средством эстетического воспитания – целенаправленной деятельности по формированию у человека способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, жить, творить и взаимодействовать с миром по законам красоты.
Лекция 2. Первобытное искусство и мифология 1. Характеристика первобытной эпохи. Особенности искусства первобытного общества. 2. Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство.
ЛИТЕРАТУРА Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983. Зубов А. Б. История религий. М., 1997. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. Основы религиоведения // Под ред. Н. И. Яблокова. М., 1994. Семенов Ю.И. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. М., 1993. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т./ Под ред. С.А. Токарева. М„ 2000. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб., 2002.
История появления человека на Земле, становления человеческого общества, формирования его культуры насчитывает не один миллион лет. Временная масштабность первобытной эпохи уже сама по себе обусловливает ее особое место и значимость в истории человечества. Это, во-первых. Во-вторых, культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Здесь ее истоки. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи: язык, письменность, искусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и многое другое. В-третьих, многие проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной культуры: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. В-четвертых, первобытная эпоха не ушла полностью в прошлое. Она еще продолжает существовать в отдельных уголках земного шара: в джунглях Амазонии, в центральных районах Африки, на островах Океании, в глубинных районах Австралии. И наконец, в-пятых, некоторые элементы первобытной культуры сохраняются в жизни современного общества. Это суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в существующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, тотемизма и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|