Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философского текста




1. Чтение текста целиком.

2. Работа с абзацами.

Абзац № 1. Опираясь на схему классического абзаца, выделим первое и последнее предложения в качестве наиболее информативных. С их помощью определим тему отрывка.

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто гово­рит, что еще не наступило или прошло время для занятия философи­ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. + Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, ког­да оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь.

Так как в случае составления тезисного конспекта не имеет смысла фиксировать весь приведенный отрывок полностью, необходимо осуществить компрессию текста. Для этого обращаем внимание на ключевые слова. Они должны отражать тематику текста, в данном случае – смысл и предназначение философии как вида деятельности. В качестве ключевых слов выделяем следующие: Философия – здоровье души – счастье – размышление.

Можно связать эти слова в одно небольшое предложение – тезис и зафиксировать его в качестве первого пункта конспекта: Философию необходимо изучать в любом возрасте, так как это обеспечивает здоровье души и позволяет достичь счастья через философское размышление.

Не стоит забывать, что последнее предложение классического абзаца зачастую является выводом и одновременно осуществляет логическую связь со следующим абзацем. В нашем случае второй абзац продолжает развивать тему полезности занятия философией, отражая «основные принципы прекрасной жизни», то есть способы достижения счастья через философствование.

Б) Итак, для фиксирования принципов достижения счастья необходимо очень внимательно изучить второй абзац. Очень часто нужное слово или предложение бывает завуалировано и это влечет за собой неправильную запись для конспекта. Рассуждая о познании богов, автор отнюдь не говорит о пользе или вреде самой религии: главное внимание уделяется характеру самого человеческого познания. Эпикур считает, что процесс познания должен основываться не на досужих домыслах толпы, т.е. согласно стереотипам, а должен быть обусловлен самостоятельным, оригинальным мышлением познающего: ««Во-первых, верь, что бог - существо бессмертное и блаженное, согласно начертанному общему представлению о боге, и не припи­сывай ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляй.себе о боге все, что может сохра­нять его блаженство, соединенное с бессмертие. Да, боги существуют: познание факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представ­ления толпы: ибо высказывания толпы о богах являются не естест­венными понятиями, но лживыми домыслами <…>» Другими словами, автор текста еще раз доказывает необходимость философского подхода в размышлениях об окружающем мире. Зафиксировать данную мысль лучше своими словами, т.к. авторские предложения передают ключевую мысль иносказательно: «Познавай мир, опираясь на собственные суждения, а не на мнение толпы».

В) Третий абзац является продолжением мысли, высказанной во втором, так как спокойное, «философское» отношение к смерти также может быть основано на трезвом, лишенном суеверий взгляде на вещи, «правильном знании»: «Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной, не потому, чтобы оно прибавляло к нейбезграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия» или «Философское отношение к смерти помогает человеку преодолеть страх перед ней, так как позволяет познать ее природу».

Данное предложение можно записать в качестве примера ключевой мысли второго абзаца или не фиксировать ее вовсе, если речь идет о конспекте кратком, отражающем лишь основные смысловые моменты.

А теперь можно записать ранее выделенные смысловые компоненты несколькими способами.

1. Тезисный конспект.

1) Философию необходимо изучать в любом возрасте, так как это обеспечивает здоровье души и позволяет достичь счастья через философское размышление.

2) Данное размышление должно быть основано на объективных доводах разума, а не на мнении толпы.

2.1.К смерти нужно относиться без страха, «по-философски», пытаясь познать истинную природу данного явления, а не основываясь на суевериях и предрассудках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных