ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды участников конституционного судопроизводства.Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер.
Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать: • по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации; • по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Представителями сторон по должности могут выступать: - по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. - по поручению представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.
Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. участниками процесса в Конституционном Суде РФ наряду со сторонами и их представителями являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия.
Они привлекаются в процессе по инициативе Конституционного Суда, судьи-докладчика и сторон. Главная задача данных лиц заключается в том, чтобы сообщить Конституционному Суду информацию, необходимую для истинного решения вопроса.
Эксперт - лица, обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания Суда. Экспертиза в конституционном судопроизводстве существенно отличается от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, так как проводится прежде всего по вопросам права.
Свидетели в конституционном судопроизводстве призваны, скорее, свидетельствовать о самой законодательной и правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно.
Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Согласно Регламенту Конституционный Суд РФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.
Практика Конституционного Суда РФ выявила необходимость приглашения в судебное заседание представителей заинтересованных ведомств.
Круг заинтересованных ведомств довольно широк. Конституционный Суд РФ относит к заинтересованным ведомствам
Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека, Следственный комитет при прокуратуре РФ, высшие судебные инстанции, налоговые, таможенные и иные государственные органы в зависимости от содержания рассматриваемых дел.
Приглашенные представители заинтересованных органов присутствуют на протяжении всего хода судебного разбирательства, в том числе слушают выступления сторон, экспертов, представителей иных заинтересованных государственных органов.
15. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве. Доказывание в конституционном судопроизводстве имеет следующую специфику:
• в процессе доказывания участвуют управомоченные субъекты — Конституционный Суд РФ, судьи, стороны и их представители;
• развертывается на каждой из стадий судопроизводства, вплоть до вынесения итогового решения;
• ориентировано на получение сведений о предмете рассмотрения (доказывания) из источников, допускаемых законом; • протекает в установленном законом процессуальном порядке.
Предмет доказывания в конституционном судопроизводстве совпадает с предметом рассмотрения конкретного дела, т. е. установлением соответствия Конституции РФ объекта конституционного контроля по основаниям, указанным в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. Предмет доказывания предопределяет пределы исследования по делу. Специфика предмета доказывания в конституционном судопроизводстве заключается в том, что он ограничен вопросами права, уяснением соответствия (несоответствия) положениям Конституции РФ объектов конституционного контроля путем их сопоставления на основе установления их правового содержания.
Доказательствами в конституционном судопроизводстве являются сведения, данные правового характера, которые получает и которыми оперирует Конституционный Суд РФ в процессе рассмотрения дела. Доказывание осуществляется на основе информации, содержащейся в доказательствах, опосредуемых специальными средствами, называемыми средствами доказывания.
Указанные выше доказательства как информация правового характера содержатся в средствах (источниках) доказывания. Таковыми являются тексты Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, и т.п.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ использует разнообразные средства доказывания, источники информации по вопросам права, в исключительных случаях при установлении фактических обстоятельств: • объяснения сторон (ст. 62). Стороны дают пояснение по существу рассматриваемого вопроса, аргументируют свою позицию, изложенную в обращении. Им гарантируется право изложить свою точку зрения в полном объеме; • заключение эксперта (ст. 63), которое представляет собой выводы лица, обладающего специальными познаниями по вопросам права, касающимся рассматриваемого дела. Как известно, заключения экспертов в иных видах судопроизводства не касаются вопросов права. Конкретные вопросы к эксперту, формулируемые судьей-докладчиком или Судом, не могут касаться вопросов по существу дела (например, соответствует ли проверяемый закон Конституции или нет), разрешение которых составляет исключительную прерогативу Суда. Выводы эксперта не имеют приоритетного значения и оцениваются так же, как и другие доказательства; • свидетельские показания (ст. 64), т. е. сообщения не заинтересованных в исходе дела лиц об обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому делу, которые известны им лично. Это сведения о фактах и обстоятельствах, которые непосредственно воспринимались свидетелем, но не мнения о них, не его выводы и умозаключения; • объяснения специалистов, обладающих специальными познаниями в различных областях науки и техники; • объяснения представителей заинтересованных ведомств', • документы (ст. 65), содержащие сведения о фактах, имеющих значение для решения дела. При этом подлинность документов не должна вызывать сомнение. По решению Суда к материалам дела приобщаются исследованные им документы в подлинниках или заверенных копиях.
В качестве доказательств в конституционном судопроизводстве дополнительно используются: • общеизвестные факты, • юридическая практика, связанная с нормотворчеством, пониманием и применением права. Согласно ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.
Источником сведений о юридической практике могут быть судебные решения и другие правоприменительные акты, акты официального и неофициального толкования законов, постановления пленумов высших судебных инстанций, а также объяснения сторон, представителей заинтересованных ведомств; • обыкновения, складывающиеся в конституционном судопроизводстве и фиксируемые в Регламенте Конституционного Суда РФ; • научные данные в сфере права, доктрина конституционного правосудия.
Процесс доказывания в конституционном судопроизводстве, осуществляемый Конституционным Судом РФ и сторонами, участвующими в деле, направлен на установление с помощью доказательств объективной истины по делу, т. е. вывода о конституционности (неконституционности) проверяемых объектов конституционного контроля. Структура процесса доказывания складывается из действий по определению предмета доказывания, выявлению и собиранию, исследованию и оценке доказательств.
Выявление и собирание доказательств происходит уже на стадии предварительного изучения обращения судьями и при подготовке дела к слушанию и продолжается в судебном заседании. Соответствующие операции — истребование текстов правовых актов, документов и других материалов, привлечение специалистов, экспертов, определение свидетелей и т. п. — выполняются судьей-докладчиком и Конституционным Судом. В сборе доказательств участвуют стороны и их представители.
Исследование доказательств означает их анализ в целях выяснения относимости, допустимости, достоверности и достаточности. • относимость доказательств есть признание их значимости для дела; • допустимость предполагает установление того факта, что доказательства получены законным способом; • достоверность доказательств увязывается с их соответствием действительности; • достаточность доказательств означает наличие доказательств, позволяющих Конституционному Суду РФ сделать итоговый вывод по существу рассматриваемого дела.
16. Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном судопроизводстве. Процессуальные сроки в Конституционном Суде РФ установлены Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. и Регламентом Конституционного Суда РФ. Процессуальные сроки могут устанавливаться судьей-докладчиком и решениями Конституционного Суда РФ.
Регламент Конституционного Суда РФ установил порядок исчисления процессуальных сроков. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, установленной в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. или в решении Конституционного Суда РФ.
Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 12 часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., сроки исчисляются исходя из фактически прошедшего времени независимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим. Процессуальные сроки устанавливаются дифференцированно, в зависимости от субъекта, которому они адресованы: а) сроки, установленные для Конституционного Суда РФ, его судей; б) сроки для действий сторон, их представителей, других участников процесса; в) сроки для иных органов и лиц, обязанных выполнять требования Конституционного Суда и судьи- докладчика.
Процессуальные сроки для Конституционного Суда РФ, судей- докладчиков и судей. Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. фиксировал общий срок рассмотрения дела в Конституционном Суде (ст. 31): он должен был начать изучение вопроса не позднее чем в семидневный срок с момента получения отвечающего всем требованиям обращения и разрешить его в течение шести месяцев.
Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. общий срок рассмотрения запроса предусмотрен только для одного случая: заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса (ч. 2 ст. 109).
Сроки для заявителей, участников процесса, а также для органов ти лиц можно подразделить на три группы: 1) сроки, связанные с направлением обращений в Конституционный Суд РФ; 2) сроки выполнения требований Конституционного Суда РФ и судей; 3) иные сроки.
Сроки для заявителей ограничены по следующим позициям: • заявители вправе оспаривать конституционность правовых актов со дня их вступления в силу, а международных договоров — до дня их подписания; • могут требовать проверки конституционности актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ (т. е. до 25 декабря 1993 г.), по содержанию норм (ч. 2 ст. 86 Закона); • запрос о даче заключения в порядке ч. 7 ст. 125 Конституции РФ будет рассмотрен, если он направлен в Суд не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения в адрес Президента РФ (ч. 1 ст. 109 Закона); • суд принимает ходатайства по спорам о компетенции только при условии, что истек месяц после письменного уведомления заявителем органа или должностного лица о нарушении ими компетенции данного заявителя (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона).
Размер государственной пошлины невелик. Так, согласно ст. 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной в следующих размерах:
запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.
Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.
Государственная пошлина уплачивается в рублях в кредитную организацию как наличными, так и путем перечисления сумм со счета плательщика1. При этом, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной пошлине"2, она зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Тем самым упрощается процедура оплаты заявителем государственной пошлины, поскольку уже нет необходимости оплаты указанной пошлины по месту нахождения суда.
Документ об оплате (перечислении) государственной пошлины (только подлинник, а не ксеро- или фотокопия) в обязательном порядке приобщается к обращению и остается в деле. Только в случае, если обращение не принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается лицу, ее оплатившему.
Помимо прямых судебных расходов обращение в Конституционный Суд РФ объективно несет в себе и так называемые косвенные издержки. Речь идет о том, что участнику конституционного судебного процесса могут быть нужны профессиональная защита, эксперты, переводчики, специалисты в той или иной области и т. п. Очевидно, что для каждого из перечисленных лиц участие в процессе в любом случае связано с какими-либо издержками (проезд в суд, временные затраты, отсутствие на рдбочем месте и т. д.). Закон не содержит обязательного условия по компенсации указанных издержек. В случаях, когда Конституционный Суд РФ обязывает тех или иных участников процесса выполнить определенные действия, расходы по их совершению (за исключением расходов государственных органов и организаций), согласно ст. 50 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", должны возмещаться из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. В других случаях издержки не компенсируются.
Судебные штрафы. Штраф в конституционном судопроизводстве представляет собой меру воздействия на лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего. В связи с этим штраф следует отнести к виду так называемых процессуальных штрафов, которые накладываются непосредственно в судебном заседании. Порядок наложения и уплаты штрафа законом не определен. Предполагается, что следует исходить из норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях. Хотя и здесь возникает ряд вопросов: какова форма акта о наложении штрафа; состав суда, рассматривающий вопрос его наложения, и т. д. Законом определен лишь размер штрафа - до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|