ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Действие и исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд принимает решения в ходе осуществления конституционного судопроизводства (в основном процессуального характера) и итоговые решения по делам. Положения настоящей статьи в равной степени распространяются и на процессуальные (определения) и на итоговые (постановления и заключения) решения Конституционного Суда, принимаемые им как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат. Определяя такой важный юридический признак решений Конституционного Суда, как обязательность, ст.6 одновременно указывает на пределы их действия в пространстве и по кругу лиц. Статус Конституционного Суда как федерального органа власти и характер его полномочий предопределяют обязательность его решений на всей территории Российской Федерации и для всех субъектов права. 2. Обязательность исполнения решений Конституционного Суда обеспечивается прежде всего и главным образом авторитетом самого Суда, безупречностью и весомостью аргументов, положенных в основу решений, скрупулезным соблюдением процедуры конституционного судопроизводства, а равно уважительным отношением ко всем сторонам, участвующим в конституционно-правовом споре. Субъекты права, игнорирующие решения Конституционного Суда, тем самым, по существу, игнорируют и Конституцию, ибо данными решениями обеспечиваются ее верховенство и прямое действие. Конституционный Суд не располагает принудительными средствами для исполнения своих решений. Это вообще не характерно для конституционного правосудия. Гарантировать обязательность исполнения решений Конституционного Суда — задача других властных структур. Основная обязанность обеспечивать исполнение решений Конституционного Суда лежит на Президенте России. Она прямо не сформулирована в Конституции или настоящем Законе, как это сделано, например, в ст.146 Конституции Австрии применительно к ее Президенту. Однако такая обязанность вытекает из положений ст.80 Конституции Российской Федерации, что Президент России является гарантом Конституции, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Из этого, очевидно, исходил Президент, возлагая на своего полномочного представителя в Конституционном Суде функцию внесения Президенту в необходимых случаях предложений о мерах по обеспечению исполнения решения Конституционного Суда, что определено в утвержденном Указом Президента от 5 июля 1995г. Положении об этом полномочном представителе. Нормативные акты, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу и не должны применяться. Если же кто-то продолжает их применять, то должны действовать органы исполнительной власти, суды, прокуратура, другие государственные институты, обеспечивающие законность в обществе. Не стоит в стороне от этой проблемы и сам Конституционный Суд. Регламент Конституционного Суда (§44) возлагает на Секретариат Конституционного Суда обязанность систематически анализировать состояние дел по исполнению принятых решений, причины их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Секретариат представляет судьям Конституционного Суда полугодовые и годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений. При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решения Конституционного Суда пленарное заседание рассматривает предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решения. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда может повлечь и ответственность (см. комментарий к ст.81). Но не угроза применения юридической ответственности имеет решающее значение в обеспечении обязательности исполнения этих решений, тем более применительно к таким участникам конституционно-правовых споров, как Президент, палаты Федерального Собрания, Правительство, высшие судебные органы, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Главное - осознание всеми органами и должностными лицами, всеми субъектами права того факта, что решения Конституционного Суда направлены на охрану федеральной Конституции, соблюдение которой является всеобщей конституционной обязанностью, что неисполнение его решений углубляет правовой нигилизм в обществе, подрывает уважение к решениям самих этих органов и должностных лиц и ведет тем самым к подрыву правопорядка и ослаблению всех ветвей власти. В формировании такого отношения к решениям Конституционного Суда чрезвычайно важную роль может сыграть и "четвертая власть" - средства массовой информации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|