Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.




В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ и п. 4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ дает толкование Конституции РФ.

 

Право толкования Конституции РФ является исключитель­нойпрерогативой Конституционного Суда РФ. Это означает, что никакой другой орган государственной власти в Россий­ской Федерации не может давать официальное и обязательное толкование Конституции РФ.

 

Производство о толковании Конституции РФ, предусмот­ренное гл. XIV Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., включает только указание на обращение в Конституционный Суд РФ, формуобращения в виде запроса субъектов обращения, имеющих на это право (ст. 105), и на обязательностьтолкования Конституции РФ (ст. 106).

 

Конституция РФ в ч. 5 ст. 125 и ФКЗ в ст. 105 определяют субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд РФ в фор­ме запроса о толковании Конституции РФ. Таковыми являются:

- Президент РФ,

- Совет Федерации,

- Государственная Дума,

- Пра­вительство РФ,

- органы законодательной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

 

При решении Конституционным Судом РФ вопроса о при­нятии к рассмотрению запроса о толковании Конституции РФ неизбежно встает вопрос о его допустимости, хотя конкретных условий допустимости для данной категории дел закон не опре­деляет.

 

Запрос о толковании Конституции РФ допустим, если,во- первых, неопределенность в понимании того или иного положе­ния Конституции РФ возникла в связи с конкретной конститу­ционно-правовой ситуацией, связана с деятельностью субъек­тов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, по осуществлению ими возложенных на них государственно- властных полномочий, а не в порядке общего познавательного интереса либо получения юридической консультации; во-вто­рых, возникшую неопределенность нельзя снять посредством иного вида производства.

 

Предметом толкования Конституции РФ служат отдельные ее установления, взятые в системной связи со всеми иными конституционными положениями с учетом их иерархичности по юридической силе согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ. За­прос об одновременном толковании нескольких конституцион­ных положений допустим только в случае, если они неразрывно связаны между собой и имеют единый предмет рассмотрения. Требование заявителя о толковании различных конституцион­ных положений с точки зрения их соответствия одному и тому же конституционному принципу не означает наличия единого предмета обращения.

 

Цель всякого толкования конституции — адекватное уясне­ние и последующее разъяснение воли народа (законодателя), воплощенной в конституции, содержания и смысла его уста­новлений.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 71 ФКЗ итоговое решение о толковании Кон­ституции РФ принимается в форме постановления и выносится именем Российской Федерации.

 

Решение о толковании Конституции РФ со­гласно ч. 4 ст. 72 указанного Закона в отличие от решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от обще­го числа судей, т. е. голосами не менее 13 судей. Такие правила продиктованы значимостью результатов толкования для разви­тия и укрепления основ конституционного строя, необходимо­стью сохранения стабильности Конституции РФ, предупреж­дения возможного втягивания Конституционного Суда РФ в текущий политический процесс.

 

Как устанавливает ст. 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обяза­тельным для всех представительных, исполнительных и судеб­ных органов государственной власти, органов местного само­управления, предприятий, учреждений, организаций, долж­ностных лиц, граждан и их объединений. Юридическая сила решения Конституционного Суда РФ о толковании Конститу­ции РФ приравнивается к юридической силе самой Конститу­ции РФ.

 

Любой суд и иной правоприменитель на территории Рос­сийской Федерации обязаны руководствоваться тем понимани­ем Конституции РФ, которое содержится в постановлении Конституционного Суда РФ о толковании. Юридические по­следствия наступают с момента вступления постановления Конституционного Суда РФ в силу, рассчитаны на будущее и, как правило, не имеют обратной силы. Акты или их отдельные положения, решения и действия, не соответствующие поста­новлению Конституционного Суда РФ о толковании конститу­ционных установлений, приводятся в соответствие с интерпре­тацией конституционных положений в установленном законом порядке.

 

 

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норма­тивных актов органов государственной власти и договоров между ними. Правом обращения в Конституционный Суд по данной категории дел обла­дают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Феде­рации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

 

Основаниями допустимости запроса по данной процедуре являются:

 

- если заявитель считает данные акты или договоры не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопре­ки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации;

 

- если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации (ст. 85).

 

Конституционный Суд устанавливает соответствие: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации.

 

Проверка конституционности нормативных актов и договоров, приня­тых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, произво­дится только по содержанию норм.

 

В итоговом решении по делу эти акты или договоры (либо отдельные их положения) признаются соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание не соответствующим явля-

 

ется основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, основанных на акте (или договоре), признанном неконституционным. Их положения не могут применяться судами, другими органами и должно­стными лицами.

 

 

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Рассмотрение дел о соответствии Конституции Россий­ской Федерации не вступивших в силу международных догово­ров. Правом на обращение с запросом по этому вопросу обладают: Прези­дент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государст­венной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Запрос является допустимым, если:

1. Упоминаемый договор подлежит, согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону, ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.

2. Заявитель считает не вступивший в законную силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.

 

Пределы проверки по данной процедуре совпадают с пределами по пер­вой процедуре (ст. 86 Закона).

 

В итоговом решении договор может быть признан соответствующим или не соответствующим Конституции Российской Федерации. В послед­нем случае международный договор (либо отдельные его положения) не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифи­цирован, утвержден и не может вступить в силу.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных