ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В РАМКАХ КОНФРОНТАЦИИ1. Стратегии ведения конфронтационных переговоров. 2. Тактика ведения конфронтационных переговоров. Ключевые понятия темы: стратегии конфронтационных переговоров: "Проигрыш-Проигрыш", "Проигрыш-Выигрыш", "Выигрыш-Проигрыш"; стили конфронтационных переговоров: жесткий или с позиции силы, мягкий стиль или с позиции слабости; тактика конфронтационных переговоров. 1. СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ КОНФРОНТАЦИОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Обширная международная практика накопила богатый опыт наблюдений по различным модификациям стратегии конфронтационных переговоров. На протяжении длительного исторического периода, вплоть до "холодной войны", господствовало представление о переговорах как о временном перемирии в длительной войне или конфронтации. Такое понимание роли переговоров определило и соответствующие модели поведения сторон на переговорах, таких традиционно было две: с позиции силы и с позиции слабости. Приведем основные характеристики, присущие каждому из этих видов переговорного процесса. - Жесткий стиль или с позиции силы. В общей системе кон-фронтационных взаимодействий между двумя сторонами, будь то личности, партии, государства или группы государств, издавна упор делался прежде всего на силовой фактор, на достижение односторонней победы. Переговорам в этой системе всегда отводилось и до сих пор еще отводится место "запасного выхода", когда продолжение конфликта силовыми средствами либо бесперспективно, либо невыгодно. Но и в этом случае переговоры не принимают на себя всю тяжесть поисков урегулирования спора, а служат лишь дополнением в борьбе за победу. Конфронтация оставалась конфронтацией, хотя и решалась уже не военными, а политическими средствами. Основные признаки переговоров с позиции силы. Участники переговоров - противники. Цель переговоров - победа. Средства -любые, обеспечивающие достижение поставленной цели. Это -случай, когда "цель оправдывает средства", а именно: требование односторонних уступок в качестве условий для продолжения отношений, недоверие, твердая фиксация своей позиции, сокрытие своих истинных намерений, требование односторонних преимуществ в качестве платы за соглашение, стремление выиграть, состязание воли, поиск единственного ответа - того, который примет противоположная сторона, применение нецивилизованных методов, средств, приемов, возможный исход - победа одного и поражение (подавление) другого. Результат таких переговоров чрезвычайно непрочен и будет немедленно разрушен при изменившихся обстоятельствах. Можно сказать, что в этом поединке проигрывают оба партнера, а сам характер переговоров оказывается деструктивным. Жесткий стиль соответствует стратегии "соперничество". Ведя переговоры в этом стиле, та или иная сторона (или обе они) непоколебимо настаивают на своих требованиях, не идут ни на какие уступки, добиваются победы, оказывают давление на партнера, не проявляют никакой заботы об удовлетворении его интересов. Результат, на который рассчитывает одна из сторон, выражается формулой "выигрыш-проигрыш", то есть, выигрыш этой стороны и проигрыш партнера. Главная опасность такого стиля переговоров в том, что если оппонент будет придерживаться такого же стиля, то результат, скорее всего, будет выражаться формулой "проигрыш-проигрыш" для обеих сторон. Переговоры в жестком стиле, как правило, не улучшают отношений между участниками переговоров. Победа одного из участников переговоров гарантирует ему враждебное отношение со стороны другого (если этого не было, то возникнет, если было, то значительно усилится). - Мягкий стиль иди с позиции слабости. Его признаки: участники переговоров - друзья, цель переговоров - соглашение, средства - те, которые обеспечивают соглашение. Это сознательное применение уступок для сохранения и развития хороших отношений и для достижения соглашения. Это и изменение позиции, выработка и представление предложений, раскрытие своих намерений, способность поддаваться давлению, поиск единственного ответа -того, на который пойдет другая сторона. В специальной литературе рассматриваются и модификации описанных выше двух основных стратегий ведения переговоров. - Стратегия "Проигрыш-Проигрыш". Предполагает, что один из участников переговоров идет на проигрыш, но вместе с тем он и своего партнера ставит в положение проигравшего: "Пусть проиграл я, но он также должен проиграть". Подобная установка может быть обусловлена объективным положением дел, например, когда нормальные отношения между участниками переговоров не могут быть достигнуты. Чаще всего такая стратегия поведения обусловлена крайней степенью непринятия участниками переговоров друг Друга. Стратегия "Проигрыш-Проигрыш" не такое уж редкое явление не только на бытовом уровне или на деловом между фирмами, но и на уровне международных отношений. Эта ситуация возникает обычно при взаимодействии решительных, упрямых, эгоцентричных участников переговорного процесса с их установкой только на выигрыш. Заранее ее, конечно, мало кто планирует. Однако личностные качества участников переговоров, которые не могут или не хотят сдерживать свои эмоции, приводят к этому результату. Эта стратегия свидетельствует об отсутствии гибкости и творческого подхода к переговорам. - Стратегия "Проигрыш-Выигрыш". Определяется тем, что один из участников переговорного процесса настроен пораженчески. Он видит в своем оппоненте слишком сильного противника, борьба с которым, на его взгляд, обречена на неудачу. Такую позицию могут занимать люди с ослабленной волей, неуверенные в себе, чувствующие себя неудачниками. Среди них выделяется особый тип людей, который скрывает свои слабости ярко выраженным стремлением к бесконфликтным отношениям. Ими движет страх перед противником. Они поддаются давлению с его стороны. Они пытаются избежать еще худших, на их взгляд, последствий. Чаще всего на стратегию "Проигрыш-Выигрыш" программируются участники переговоров, которые чувствуют, что им не удастся сдержать давления своих оппонентов. Эта стратегия приводит к существенным односторонним уступкам. На деловых переговорах люди с установкой "Проигрыш-Выигрыш" обычно стоят перед дилеммой - вынужденно уступить или вообще сорвать переговоры. Под натиском чужой воли и убеждений идут они на односторонние уступки. Нередко они хорошо представляют себе степень опасности принимаемых решений, но не находят мужества и воли воспрепятствовать этому. Если до завершения переговоров напряженность достигнет предела их возможностей, они могут покинуть переговоры под любым предлогом. Участники переговоров с установкой "Проигрыш-Выигрыш", как правило, услужливы, готовы соглашаться с мнением других, не способны выражать и отстаивать свои истинные чувства и убеждения, их сравнительно легко запугать. Они стараются подавлять чувства раздражения, глубокой неудовлетворенности, разочарования, отчаяния и униженя Однако рано или поздно эти чувства могут вырваться наружу в самых уродливых формах. Тогда раздутые до невероятных пределов гнев, цинизм, мстительность могут превратить этих людей не только в ярых, но и порой очень опасных врагов. Однако может случиться и так, что стратегия "Проигрыш-Выигрыш" принимается одной из сторон не из-за ее слабости, а как сознательный ход, ориентированный на то, чтобы стать ширмой для получения выигрыша в чем-то другом. Тогда результаты переговоров сами по себе не имеют для участвующей стороны значения. Эту стратегию может выбрать и тот участник переговоров, который очень дорожит отношениями с партнерами, при условии, что последние не конкурируют с результатами переговоров. - Стратегия "Выигрыш-Проигрыш". Реализуется, когда один из участников переговорного процесса считает, что его выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша его оппонента. Он желает стать победителем в итоге переговоров, а своего партнера поставить в положение побежденного. Целью переговорного процесса является не только реализация своих интересов, но и поражение противника, нанесение ему морального ущерба. Логика борьбы заставляет оценивать удачный результат исхода переговоров как свою победу (выигрыш), а неудачный - как свое поражение (проигрыш). Участники переговоров с такой установкой используют силу характера, власть, связи, и любые другие явные и неявные преимущества для того, чтобы добиться победы над партнером. При таком подходе партнер по переговорам - это прежде всего противник. Сторонники стратегии "Выигрыш-Проигрыш" активно настаивают на своей позиции, пренебрегают интересами другой стороны, стремятся использовать возможность реализовать свое превосходство над другими и применять нецивилизованные приемы. Психологическая особенность этой стратегии состоит в том, что стороны на переговорах находятся в условиях обороны и нападения. В таком состоянии человек испытывает весьма серьезные ограничения в плане продуктивного творчества и оказывается не пригоден к полноценному сотрудничеству. В конечном счете это приводит к тому, что возникают серьезные препятствия на пути разработки конструктивных взаимовыгодных решений. В рамках стратегии "Выигрыш-Проигрыш" другая сторона, решения которой влекут за собой односторонние уступки, находится под жестким психологическим давлением, в результате которого у обеих сторон остается все меньше стимулов для быстрого продвижения вперед. Все это существенно затрудняет достижение соглашения. Если его все же удается достигнуть, то оно будет чревато негативными факторами. Во-первых, если условия слишком кабальные для противников, то они, скорее всего, будут саботировать исполнение решений. Во-вторых, переговоры в рамках стратегии "Выигрыш-Проигрыш" угрожают продолжающимся отношениям, которые неизбежно будут развиваться по негативному сценарию вплоть до разрыва. Стратегия "Выигрыш-Проигрыш" - жесткая, с выраженным стремлением одной стороны добиться преимуществ за счет другой. Она не ориентирована на установление прочных долговременных партнерских отношений. Применяется, как правило, при кратковременных деловых связях. Может оказаться эффективной в экстремальных ситуациях, когда важен только определенный результат и безразличны дальнейшие деловые связи. 2. ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ КОНФРОНТАЦИОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Деструктивная тактика в переговорном процессе появляется в ситуациях, когда по мнению одной из сторон она располагает более выгодными для нее позициями, например, более мощными финансовыми возможностями, обширными связями в значимых для ситуации сферах, военной силой и т, п. Действительно, принято считать, что сильную позицию на переговорах определяют такие факторы, как богатство, политические связи, физическая сила, влиятельные друзья, военная мощь и т. п. Поэтому большой практический интерес представляет многообразие тактик, соответствующих конфронтационным стратегиям ведения переговоров. Их конкретные виды следующие. * Формальная принципиальность. Эта тактика предполагает подмену сути дела не формой даже, а проформой. Конечно, редко бывает так, чтобы кто-либо из участников переговоров утверждал, что главным для него является не проблема, не дело, не разрешение спорного вопроса, а сведение счетов с партнером. Тем не менее реальное содержание делового стиля деформируется самым неожиданным образом. Обычно подходы формальной принципиальности защищены известными принципами. Среди которых следующие. * "Мне это доверено...". Этот принцип выдвигается в защиту своей неуступчивости. В такой ситуации решение вопроса ставится в зависимость не от реального содержания проблемы и обстоятельств ее обсуждения, а от статусно-ролевых характеристик. Причем чем выше статус и полномочия такого партнера, тем непреклоннее, твердолобее он себя ведет. * "Поставьте себя на мое место...". Это действительно принцип, а не жалоба с предложением войти в положение. Под ним скрывается нежелание поставить себя на место партнера. Он некомпромиссен и служит оправданием отсутствия гибкости. * "Главное прокукарекать, а там хоть не рассветай". В соответствии с этим принципом главным оказываются только цели, взятые сами по себе, даже простое их провозглашение. Главное -участие. Будут достигнуты результаты или нет, для этого принципа совершенно не важно. Формальная принципиальность представляет собой ту разновидность тактики переговорного процесса, которая обречена на формальное соглашение. Такое соглашение может быть очень точным, выверенным, прекрасно протокольно оформленным, и обладать лишь одним недостатком: оно не будет иметь никакого отношения к делу. Здесь все сводится к обычному лозунгу: главное -заявить о себе, отметиться, показать себя. * Некорректная тактика ведения переговоров. Проявляется в следующем. Целиком или частично оспаривается правильность приводимых аргументов. Высказывается сомнение в существовании связи между причиной и следствием. Произносятся некон- кретные высказывания. Не называются точные источники статистических данных. Все время задаются новые вопросы. Противоречиво интерпретируется положение дел. Постоянно обращаются с просьбой давать развернутые определения тем или иным понятиям. Неожиданно изменяют стиль переговоров или позиции. Меняют без видимой причины тему. Практически все требования ставятся под сомнение. Выдвигаются явно односторонние и неприемлемые позиции. Демонстрируют равнодушие и упрямое поведение. Напоминают о том, что время истекло. Выдвигают новые и новые требования. Ухудшают предложение после того, как сторона не согласилась с ним. Затягивают окончательное согласование вопроса. Делают вид, что с большим трудом заставляют себя пойти на уступки. Сознательно упрощают одни требования, чтобы легче было осуществить другие. - Психологическое давление. Эта тактика предназначена для создания такой ситуации, когда только одна сторона вынуждена будет идти на существенные уступки. Практика психологического давления используется в двух вариантах: давление относительно существа дела и тактика эмоционального давления. * Давление относительно существа дела. Осуществляется путем отказа от переговоров; выдвижения экстремальных требований, например, либо чрезмерно низких (при покупке), либо чрезмерно высоких (при продаже); тактики затвора: "У меня нет другого выбора"; ссылки на неуступчивого партнера: "Я-то согласен, на вот мой партнер..."; давления временем: рассчитанная задержка с обсуждением спорного вопроса или принятием решения; использования тактики "Либо это, либо ничего"; выдвижения ультиматума. * Тактика эмоционального давления. Использует зрелищность переговоров: новую атрибутику, флаги, неожиданные транспаранты, необычный внешний вид партнеров, сенсационность, нестандартность, ошарашивание манерой выступления, неожиданным угощением, наскоком, неожиданностью, быстротой действия, личными нападками, обвинениями в некомпетентности, игнорированием и др. Прием "хороший парень - плохой парень" (имеются в виду участники переговоров), ореол страдальца, разыгрывание ролей благодетеля, знатока и др. - Сопротивление. Нередко партнер по переговорам упорно сопротивляется предложениям противоположной стороны. Излишне полагать, что достаточно просто "поднажать", и проблема будет решена. На сопротивление партнера^стоит обратить специальное внимание и приложить усилия к его преодолению. Сопротивление не всегда рационально. Оно может зависеть от состояния тревожности. В нем может проявляться потребность партнера защитить себя от неприятных переживаний. Партнер может отвергать новую информацию, поскольку ему показалось, что она представляет для него опасность. Многие другие возражения могут оказаться всего лишь маской, которой прикрывается, например, нерешительность. Иногда сопротивление партнера может быть кажущимся. Сопротивление может выражаться явно, в прямом словесном противодействии, а может проявляться скрытно, например, в уходе от прямых ответов, в молчании, в опозданиях или пропусках встреч. Наиболее типичными считаются следующие причины сопротивления. * Защита от нового: партнер либо не понимает аргументов, либо просто сопротивляется новой информации, которая требует умственного напряжения или изменения уже сформировавшегося мнения. * Спортивная позиция: партнер склонен к соперничеству и хочет проверить способности, опыт противоположной стороны. * Роль хозяина положения: партнер полагает, что все зависит от него, что он мгновенно замечает и устраняет все слабые места в обсуждении. Он их и "находит". * Другой подход: у партнера может быть просто другое мнение. * Несогласие: может случиться так, что предложенные аргументы недостаточно приспособлены к интересам и личности партнера. Возможно в них слишком много негативных моментов. * Тактика: партнер хочет обеспечить себе преимущество, выиграть время, получить дополнительную информацию для обсуждения. Если партнер все время возражает, целесообразно проанализировать какие-то иные причины такого поведения, не противоречить ему открыто и грубо, проявить к нему уважение, по отношению к нему не должно высказываться пренебрежение и высокомерие, необходимо признавать правоту партнера, отмечать ценное в его замечаниях, отвечать лаконично, сжато и по-деловому, не реагировать на каждое его возражение, сдерживать свои чувства, не давить, избегать угроз, искать точки согласия, а не различия. * Обструкционизм. Означает использование своего выступления с целью оттянуть действия. Шум, длинные бессодержательные выступления, затягивание времени - инструменты обструкции. Во время упражнений в обструкционизме выступающий втягивает своих оппонентов в обсуждение других вопросов, поскольку достаточно трудно долгое время говорить по одному вопросу так, чтобы получилась эффективная обструкционистская речь. Обструкционисты почти всегда отклоняются от главного вопроса. Иногда так ведут себя выступающие, главная цель которых состоит в том, чтобы просто сделать себе приятное или покрасоваться. Противодействовать обструкции можно с помощью установленного регламента или дополнительных регламентных ограничений. - "Грязные трюки". Переговорная практика дает обширный материал, свидетельствующий о том, что стороны, ведущие переговоры с позиции силы или торга, не исключают возможность применять не только деструктивную, но и разрушительную тактику. В этих целях используется широкий арсенал конкретных тактических приемов. (Подробно они рассматриваются в работах М. М. Лебедевой). Подобного рода тактические приемы могут применяться как локально, применительно к какой-либо конкретной переговорной4 ситуации, так и в течение длительного периода ведения переговоров. К числу деструктивных относятся следующие приемы. * Прием "уход". Ориентируется на закрытие позиции. Иначе этот прием называется "уклонение от борьбы". Этот прием применяется в том случае, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Видов "ухода" - множество. На этапе уточнения позиций "уход" используется для того, чтобы не давать партнеру точную информацию На этапе согласования - чтобы не вступать в дискуссию. Это делается обычно тогда, когда позиция по данному вопросу достаточно слаба, либо для отклонения нежелательных предложений. "Уход" может быть прямым и косвенным. В случае прямого "ухода" рассмотрение вопроса просто предлагают отложить на некоторое время, обычно перенося его в повестку дня другого заседания. При косвенном "уходе" ответ на поставленный вопрос дается, но весьма неопределенный. Иногда косвенный "уход" реализуется путем игнорирования прозвучавшего вопроса, когда его как бы не услышали. Легче всего применять такой прием на многосторонних переговорах. Нередко в целях уклонения от "щекотливого" вопроса "уход" используется в виде шутки. Специфической формой "ухода" от обсуждения нежелательных вопросов является прием затягивания переговоров. Иногда это свя- зано с той или иной ситуацией на рынке, если переговоры ведутся по экономическим или торгово-экономическим вопросам. Однако затягивание переговоров чревато серьезными издержками или потерями. Иногда прием "ухода" от обсуждения того или иного вопроса может сыграть свою положительную роль. Это имеет место, когда необходимо согласовать вопрос с другими организациями, экспертами, руководством. Свою положительную роль "уход" может сыграть и в том случае, если переговоры по какой-либо причине зашли в тупик. Тогда переход к обсуждению других вопросов или даже объявление перерыва в переговорах могут спасти сложную ситуацию. * Прием "выжидание". Ориентируется на закрытие собственной позиции. Используется чаще на многосторонних переговорах и реже на двусторонних. Цель его применения - получить как можно больше информации от партнера с тем, чтобы в зависимости от нее сформулировать уже собственную позицию в наиболее выгодном для себя свете. Иногда в подобного рода случаях диалог сторон превращается в допрос одной из сторон. * Прием "салями". Вариант приема "выжидание". Из технологии сервировки стола известно, что венгерскую колбасу "Салями" нарезают осторожненько тончайшими кружочками. В переговорной практике прием "салями" означает медленное, постепенное, осторожное приоткрывание собственной позиции. * Прием "выражение несогласия". Ориентируется на подчеркивание различий во взглядах на ту или иную проблему. Существует ряд специфических приемов, предназначенных для того, чтобы получить те или иные односторонние преимущества в ходе переговоров. * Прием "выдвижение требований в последнюю минуту". Суть его состоит в том, что сначала переговоры идут в обычном русле. В конце, когда все вопросы вроде бы урегулированы и остается только подписать соглашение, один из участников переговоров выдвигает новые требования. Иногда такой прием срабатывает, если остальные участники стремятся сохранить достигнутые договоренности. Срабатывает он и в том случае, когда переговоры были достаточно изматывающими. * Прием "пакетирование" или "увязка". Его суть в том, что несколько вопросов разной степени сложности или различного содержания и приоритетности предлагаются к рассмотрению в виде "пакета". Это означает, что рассмотрение, а главное, принятие решения осуществляется по всему комплексу вопросов, увязанных в "пакет", так что отсутствие решения по любому из этих вопросов лишает возможности заключить соглашение по всем остальным, уже решенным вопросам. Пресловутый принцип - "все или ничего". Использование "пакета" в рамках торга предполагает, как правило, увязывание привлекательных и малопривлекательных для партнера предложений в один "пакет". При этом малопривлекательные предложения для партнера являются достаточно важными для стороны вносящей "пакет". Она исходит из того, что партнер, будучи крайне заинтересованным в нескольких предложениях из этого пакета, примет и все остальные. * Прием "блоковая тактика". В ряде случаев в качестве деструктивных приемов применяется прием "блоковой тактики". Его смысл состоит в образовании устойчивой коалиции из числа участников переговоров с целью выступления единым блоком. Используется этот прием для того, чтобы не дать некоторым другим участникам переговоров провести то или иное решение по обсуждаемой проблеме. * Прием "завышение требований". Относится к закрытию собственной позиции. Его суть в том, чтобы запросить как можно больше. Часто при реализации этого приема в собственную позицию включаются пункты, которые потом можно безболезненно снять. Такой шаг подается как уступка и взамен партнеры требуют уступки. * Прием "завышение обещаний". Цель состоит в том, чтобы "пустив пыль в глаза", соблазнить партнера и привлечь его к участию в рискованных или даже авантюрных (правда, с расчетом на собственный выигрыш) делах. Обычно это связано с некомпетентностью такого участника переговоров. * Прием "расстановка ложных акцентов в собственной позиции". Заключается в том, чтобы продемонстрировать крайнюю заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным. * Прием "отмалчивание". Означает отказ дать информацию по своей позиции даже в самом общем виде. Он парализует в какой-то мере активность противоположной стороны. * Прием "блефование". Редко применяется. Состоит в подаче заведомо ложной информации. * Прием "подчеркивание различий"'. В ходе его использования участники переговоров фиксируют внимание на возражениях партнеру, осуществляя их лавинообразно. * Прием "негативная оценка позиций без аргументации". Опирается на высказывания типа: "Мы не согласны с Вами", "Это неприемлемо для нас", "Вы не правы" и т. п. * Прием "угрозы", "нажим", "обвинение" используется достаточно часто. Угрозы могут быть: туманные, завуалированные, конкретные, реальные, блефованные. Способы реагирования на угрозу следующие. Проанализировать и оценить высказанную угрозу. Замолчать на некоторое время, взять и выдержать паузу. Не превращать ее в мрачное молчаливое негодование. Повторять, перефразировать, резюмировать. Просить повторить или прояснить сказанное партнером. Использовать юмор и смех. Выразить сомнение. Продемонстрировать свое замешательство. Вызвать чувство вины у партнера. Переориентировать на него высказанную им угрозу. Выразить понимание и сочувствие. Все это хорошо "работает" тогда, когда угроза является результатом накопившегося у партнера раздражения. Обсудить с ним свои соображения о тех объективных обстоятельствах, которые создают трудности, мешают или вынуждают не соглашаться с его условиями. Отложить дискуссию на некоторое время. Принять вызов. Прервать общение и удалиться. Ответить уступкой на угрозу. Проявить гибкость. * Прием "сюрприз". Главное в нем - неожиданность. Его суть: сторона принимает предложение партнера, которое по всем расчетам принято не должно быть. Делается это для того, чтобы вызвать растерянность у других участников переговоров и перехватить инициативу переговоров в свои руки. * Прием "отклонение предложений партнера". Немотивированный отказ принять предложение партнера. * Прием "отказ от собственных требований". Состоит в том, что одна из сторон выдвигает предложение, которое она рассматривает как неприемлемое для своего партнера. Делается это для того, чтобы потом обвинить его в нежелании достичь договоренности. Однако если партнер вдруг принимает это предложение, то выдвинувшая его сторона под различными предлогами вынуждена его снять. * Прием "вымогательство". Заключается в том, что одна из сторон выдвигает требование, нежелательное для противоположной стороны и безразличное для себя. Цель - получить уступку в обмен на то, что это требование будет снято. * Прием "выдвижение ультиматума". Означает требование принять неудобное, невыгодное предложение под предлогом ухода с переговоров, срыва переговоров. * Прием "выдвижение требований по нарастающей". Используется как ответная реакция на то, что партнер соглашается с вносимыми требованиями. * Прием "двойное толкование". Применяется на стадии заключения соглашения. Состоит в том, что одна из сторон "закладывает" в формулировки двойной смысл, который партнер не замечает. В дальнейшем она получает возможность трактовать соглашение в своих интересах, не нарушая его с юридической точки зрения. * Прием "мелкие уколы". Он позволяет произносить возражения со скрытой иронией, без агрессивной интонации. Некомпетентная защита по принципу: "А ты кто такой?" или "На себя посмотри". Компетентная защита. Если эти шпильки, уколы не носят оскорбительный характер, то их лучше проигнорировать, сделав вид, что они не услышаны и не поняты. * Прием "явное оскорбление". Смысл его состоит в том, чтобы сильно задеть самолюбие партнера по переговорам и вызвать у него неадекватные реакции. Это позволяет первой стороне достичь своих целей. Некомпетентная защита: разозлиться и заявить о своем нежелании больше или дальше общаться, вести переговоры. Компетентная защита: уберечь себя от возможных дальнейших оскорблений, сохранить свое достоинство, ни в коем случае не раскачивать лодку, применив формулу торможения: "Я думаю, что нам лучше на время прерваться". * Срыв переговоров. Один из худших вариантов того, как они вообще могут быть окончены. А ведь только на переговорный процесс потрачены огромные силы, материальные, финансовые и временные ресурсы. Возможно, из-за этого не состоялись планируемые сделки и весьма ощутима упущенная выгода. Конечно, стороны испытывают негативные эмоции: злость, обиду, досаду. Однако самое главное - проблема осталась нерешенной. И тем не менее бывают ситуации, когда прекращение незавершенных заключением соглашения переговоров становится реальностью. Уход с переговоров может иметь разные формы и разные цели. По форме он может быть следующим. Тщательно взвешенным, продуманным и оставлять у партнера надежду на' возможность новых переговоров. Только таким и должно быть прекращение переговоров без заключения соглашения. А может быть демонстративным и импульсивным. Такой уход всегда полезно нейтрализовать для того, чтобы не допустить фактического срыва переговоров. Бывает и продуманный уход. Он ни в коем случае не должен провоцировать конфликт. Желательно четко оговорить условия, на которых переговоры могут быть возобновлены. Технология прекращения переговоров предполагает: краткое изложение своего понимания конечной позиции противоположной стороны, краткое изложение своей собственной позиции, разъяснение партнеру, что вынуждает на этот решительный шаг, ни при каких обстоятельствах не упрекать других участников, обязательно поблагодарить их за внимание и время, которое они уделили встрече. Ориентируясь на конкретные обстоятельства, можно проинформировать противоположную сторону о своих дальнейших шагах. К деструктивным методам ведения переговоров относится и обольщение. Это использование сомнительных приманок, включающих "покупку" поддержки в целях оказания влияния на исход переговоров, переманивание и др. В ряде случаев партнер по переговорам прибегает к использованию методов, которые трудно назвать корректными, хотя они и не носят характера выраженной конфронтации. Обширная переговорная практика выработала определенные способы защиты от них. В их числе следующие. - Прием "дилетантов". Партнер играет роль недоверчивого человека. Это нередко сбиваем с толку, особенно если сопровождается невинной просьбой еще и еще раз объяснить вот этот вопрос. Способ нейтрализации: заговорить об этом еще раз позже, сославшись на последующие высказывания. - Научная тактика. Партнер оперирует мнениями ученых, пространно цитирует их. Порой намеренно цитирует неправильно. Расчет на то, что людям неизвестны в точности все высказывания ученых, даже весьма известных. Способ нейтрализации: также цитировать, утверждать, что ожидали услышать именно эту цитату. - Тактика прерывания. Партнер стремится постоянно сбивать собеседника во время его выступления репликами типа: "Вы повторяетесь", "Где Вы это слышали?", "Чем докажете?" и т. п. Способ нейтрализации: сделать продолжительную паузу, попросить разрешения продолжить свою мысль дальше. - Тактика широкого подхода. Используется, когда собеседник обосновывает свое тщательно продуманное мнение при помощи точных цифровых данных. Тогда партнер обвиняет собеседника в мелочности, призывает подходить к вопросу с позиции более общих тенденций. Способ нейтрализации: спросить его, может ли он противопоставить что-либо приведенным данным. - Тактика соблюдения точности. Это противоположная предыдущей тактика. Если собеседник не опускается до мелочей и деталей, а уделяет внимание только общей тенденции, то партнер обязательно задает вопросы по поводу именно этих мелочей. Способ нейтрализации: подтвердить, что детали тщательно изучены, но в данный момент важно изложить только самое главное. - Тактика "перехода на личность". Дает возможность уйти от обсуждения конкретных вопросов с помощью нападок на самого собеседника. Способ нейтрализации: спросить, может ли партнер что-либо сказать по существу вопроса, дать решительный отпор попыткам уйти от обсуждения сложных или неприятных вопросов и переходу к обсуждению личности как таковой. - Виляние. Вместо конкретных возражений по поводу того или иного высказывания, партнер начинает вспоминать прежние выступления собеседника, выискивать противоречия в них, хотя все это уже дела давно минувших дней. Способ нейтрализации: спокойно заявить о беспочвенности подобного рода обвинений. - Тактика причисления. Партнер причисляет собеседника к определенной группе людей и делает на этой основе нелицеприятные обобщения. Способ нейтрализации: просто спросить его, уместны ли такие обобщения в данный момент. - Тактика сведущего. Партнер отклоняет деловые правильные аргументы более молодых по возрасту собеседников, ссылаясь на ограниченность их жизненного и профессионального опыта. Старшим по возрасту участникам категорически заявляют, что "это мнение просто больше не актуально". Способ нейтрализации: спросить партнера, что он может конкретно возразить против представленных аргументов. - Тактика иностранных слов. Партнер в большом количестве использует термины либо специальные, либо иностранные, которые собеседнику могут показаться незнакомыми или являются таковыми. Способ нейтрализации: вежливо, однако твердо попросить партнера перевести или объяснить используемые термины. - Тактика трескучих фраз. Это применение в процессе общения высокопарных фраз, выспренных аргументов. Способ нейтрализации: признать справедливость мотивов, лежащих в основе содержания этих фраз, используя прием "да, и...", затем отклонить подобного рода аргументы. * Тактика умолчания. Партнер внимательно слушает то, что говорит собеседник и уклоняется от любых высказываний. Способ нейтрализации: выразить удивление по поводу отмалчивания, разговорить партнера при помощи правильно поставленных вопросов. Приемы реагирования на резкие, запальчивые выкрики следующие. * Тактика пропуска их мимо ушей. Этим приемом можно воспользоваться только, если речь идет об одиночных выкриках. После нескольких комментариев вслух придется реагировать как-то иначе. * Найти находчивый меткий, ответ. Это наилучший способ ответа на злобные выкрики. Иногда к таковым полезно подготовиться заранее. * Прием сдвига. Вежливо дать понять партнеру, что к этому возражению придется вернуться несколько позже. * Задавать встречные вопросы. Если позволяет время, попросить еще раз повторить реплику или уточнить кое-что в ней. * Ссылаться, если это возможно, на серьезность ситуации. Или на какие-либо ценности высшего порядка. Отметить, что в этой ситуации выкрики - неподходящая реакция. * Вообще на веселые выкрики отвечать лучше серьезно, а на серьезные - остроумно и шутливо. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте стратегии конфронтационных переговоров: "проигрыш-проигрыш", "проигрыш-выигрыш", "выигрыш-проигрыш". 2. Охарактеризуйте стили конфронтационных переговоров: жесткий или с позиции силы, мягкий стиль или с позиции слабости. 3. Охарактеризуйте основные приемы тактики конфронтационных переговоров. ЛИТЕРАТУРА АнцуповА.Я., ШипидовА. И. Конфликтология. -М., 1999. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. /Пер. с нем. - М., 1996. Гласе Л. Вредные люди. /Пер. с англ. - СПб., 1997. Дональдсон Майкл К., Дональдсон Мими. Умение вести переговоры для "чайников". /Пер. с англ. - Киев, 1998. Конфликтология. -СПб., 1999. Конфликты и переговоры. - Ростов-на-Дону, 1997. Кузин Ф. А. "Делайте бизнес красиво". - М., 1995. Курбатов В. И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону, 1997. Курбатов В. И. Как успешно провести переговоры. - Ростов-на-Дону, 1997. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. /Пер. с англ. - СПб., 1997. Мартин Д. Манипулирование встречами. /Пер. с англ. - Минск, 1996. Мартии Д. Трудный разговор. Как справляться с затруднительными ситуациями. /Пер. с англ. - Минск, 1996. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. - М., 1996. Саркисян Б. Победа на переговорах. - СПб., 1998. Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М., 1998. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений.-- М., 1990. ХоджсонДж. Переговоры на равных. /Пер. с англ. - Минск, 1998. Шейное В. П. Как управлять другими. Как управлять собой. - Минск, 1997.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|