Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм.




КПН – это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере конституционного, гражданского, уголовного или уголовно-исполнительного права.

Особенности заключаются:

- в объектах правового регулирования (конституционного, гражданского, уголовного или уголовно-исполнительного права)

- в источнике (конституционные нормы и текущее законодательство)

- учредительный и первичный характер КПН

- большая часть КПН нормы общерегулятивные, а не конкретно регулирующие. КПН не связаны с возникновением конкретных правоотношений.

- особый механизм реализации. КПН реализуются при помощи других отраслей права.

- особый механизм защиты. Защита осуществляется другими отраслями права либо при помощи конституционного контроля.

- структура КПН.

Виды КПН:

1. По действию во времени;

2. По действию в пространстве;

3. По кругу лиц;

4. По объекту регулирования КПН

5. По характеру предписаний:

- императивные (не предусматривает др.действий и поведений)

- диспозитивные (предусматривает выбор поведения). Для любой отрасли диспозитивные более широко используются.

6. По юридическому характеру:

- материальные

- процессуальные

7. По роли в правовом регулировании:

- регулятивные (нормы, правила). Особая разновидность КПН. Закрепляют полномочия субъектов, муниципальных образований и т.д.

- охранительные. Предусматривают КП санкцию.

8. Специализированные:

- декларативные (нормы, принципы). Нормы цели и нормы задачи. Ст. 2 Конст. РФ.

- дефинитивные (нормы определения). Ч. 2 ст. 80 Конст. РФ.

- коалиционные (нормы противоречия). Указывают, каким образом решаются противоречия. Ч.5 ст. 76 Конст. РФ.

- оперативные нормы. Исполняют обслуживающие функции.

9. По юридической силе.

10. По источнику.

. Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий защита от нарушений принудительными средствами и т.д.
Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:
· своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;
· источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции Российской Федерации;
· учредительным характером содержащихся в них предписаний; именно конституционно - правовые нормы первично устанавливают обязательный для всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование применяемых ими правовых актов; нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти;
· особым механизмом реализации; многие конституционно - правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ);
· специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены; среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы;
· особенностями структуры; в отличии от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют три структурных элемента: гипотезу (условие при котором применяется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на последствия исполнения обязанности), в статьях нормативно - правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формируются, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных отраслей (уголовного, административного и т.д.);
· своеобразием вида норм; в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а ен конкретно регулирующего характера; к ним относятся нормы - принципы, нормы - декларации, нормы - цели, нормы - программы, нормы - разъяснения, нормы - справки и др.
Нормами - принципами и нормами - декларациями нередко являются основополагающие положения Конституции. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).
Конституция имеет положения, в которых дается объяснение того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции Российской Федерации).
Широкое распрастронения в конституционном праве имеют и нормы - правила. "Полномочия Национального собрания истекают в день открытия очередной сессии в апреле пятого года, следующего за избранием Собрания" (ст. 4.01.21 Избирательного кодекса Франции) [3.C.5].
В конституционном праве встречаются и нормы - цели, нормы - программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко переписанные в Конституцию из программных документов единственной правящей партии.
Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы - разъяснения и нормы - справки. Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или законодательный акт.
Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать следующим основанием.
По содержанию, то есть по кругу регулируемых общественных отношений. Так в зависимости от объекта правового регулирования нормы можно разделить на следующие группы:
· закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);
· устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);
· закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);
· реализующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).
При применении норм важным условием является установление всех этих взаимосвязей, определение их места в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при этом условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное ее истолкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной.
По юридической силе нормы подразделяются на:
· конституционные. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой;
· содержащиеся в других законодательных актах. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно - правовые нормы, наибольшей силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношения.
По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах Федерации, а также в границах территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление.
По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.
Диспозитивные нормы - это такие, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника действия с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Это, например, нормы, предоставляющие правительству в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства при определенных условиях объявить чрезвычайное положение и т.д. Однако таких в конституционном праве меньше, чем императивных.
Императивные нормы - такие, которые не допускают усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах. Пример (ст. 116 Конституции РФ): "Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия".
По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений. На основании критерия такого рода различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъекта осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.
Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметов ведения всех государственных органов. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы - принципы, нормы - цели и т.п.
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, к которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанных субъектов регулируемых отношений.
По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличии от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих нормах.
Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов.
По времени действия нормы конституционного права классифицируются на постоянные и временные.
Временными нормами являются такие, которые выражаются в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течении четырех месяцев со дня ее промульгации" [3 C. 6].
Постоянные нормы конституционного права не имеют определенного срока действия. В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст.56 Конституции РФ).
Таковы основные виду конституционно - правовых норм. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими, родственными ей, нормами.

 

5 Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, меры.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений). Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.
Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности * - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.
* В литературе по конституционному праву нет единого мнения относительно конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Однако существование в конституционном законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных