Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Идея бога в историко- филосовской рефлексии.

План:

1.Понятие философии, особенности философской рефлексии.

2.Мировоззрение.

3.Периодизация историко- филосовского процесса.
4.Роль философии (функции) в системе духовной культуры.

5. Выводы.

 

1.Понятие философии, особенности философской рефлексии.

Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Рефлексия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека.

2.Мировоззрение

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию. Мировоззренческие проблемы занимают важнейшее место в философии. История знает немалое число философских систем, которые создавались в разное время и в разных условиях. Тем не менее, сущность каждой из них можно определить, если известно как тот или другой философ подходит к главной проблеме мировоззрения - отношению человека к миру в целом

Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии. Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами. Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами. В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего. Следует заметить, что как в рамках материализма, так и в рамках идеализма и дуализма было выдвинуто немало серьезных философских положений, заслуживающих уважения и изучения. Следует отметить, что религиозная направленность является идеолистической.

3.Периодизация историко- филосовского процесса.

Процесс эволюции философского знания очень сложен и многосторонен. С одной стороны, существует определенная связь, "перекачка" одних и тех же проблем из эпохи в эпоху, с другой – появляются принципиально новые проблемы, формулировки, аргументация и т.п. Идейная "разнонаправленность" сосуществующих в одном и том же пространственно-временном срезе философских систем такова, что порой создается впечатление об их несоизмеримости. Отнюдь не случайно поэтому в истории философии складывается целая традиция, настаивающая на принципиальном плюрализме философских учений, на своего рода "анархии философских систем" [1, с. 209]. Философия, кроме того, интегрирована в разнородные социальные, идеологические и тому подобные процессы, что само по себе делает проблематичными попытки говорить о единой линии эволюции собственно философских знаний и ее этапах.

4.Роль философии (функции) в системе духовной культуры.

Вопрос о познании мира - принципиальный для философии, ибо это вопрос об истине, о её постижении. Истина характеризует не только результаты процесса, но и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность. Под методом понимается совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности, определенный способ построения и обоснования знаний. Это осознанно выработанное умение. В методе в свернутом виде отражаются природа и основные характеристики изучаемых объектов, их свойства и закономерности функционирования, фиксируются исторически сложившиеся и социально закрепленные способы воздействия человека на мир.

Каждый человек в той или иной мере философ. Нельзя уйти от воззрений на окружающий мир, на отношение к нему. В мировоззрении отражается весь сложный комплекс отношений человека к миру как к целостной среде обитания. Знания и мысли, чувства и настроения сливаются в некое единство, позволяя осознавать людям внешнее окружение и собственное внутреннее «Я», жить по меркам и законам человечества.

Правящий миром, человеческим познанием закон Гераклит называл «Логосом». Через Логос осуществляется понимание Вселенной, природы, гармонии. Логос вечен, доступен всем; но в то же время люди в силу несовершенства своих чувств расходятся с ним. Пифагор, Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Демокрит, софистика (Протагор). Сократ в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размышлениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Основным средством познания добродетели Сократ избрал диалог. «Диалектическое искусство» ведения спора рассматривалось им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины

Элейская школа. Парменид, его учение о бытии. Элейская школа принадлежит к античной философии. Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Основные представители элейской школы: Ксенофан - основатель школы. Считал первоначалом мира землю - все рождается из земли и уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов. Бог - абсолютный, вечный, бесконечный космос, сливающийся с природой, не конкретный чувств. Образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. Ксенофан отрицал значение чувствительного познания. Чувствительная данность - видимость, познать сущность мира возможно только мыслью. Парменид - четко выразил философскую позиция элейской школы. Парменид считал, что ничто не меняется. Характеризуяя свойства бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) бытие совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть.

«Небытие» Платон отождествляет с материей, но она не имеет ничего общего с современным ее пониманием, выступает как то, что превращает единство и целостность каждой постигаемой умом «идеи» во множество конкретно осязаемых предметов, явлений. «Идеи» «первее» материи. Мир «идей» и мир вещей связывается душой космоса. Учение о знании и познании: знания, которые осуществляются посредством мнения и воображения не истинны. Чтобы подняться на уровень знания, мнения должны быть связаны в некое единство с «идеями». Связь эта производится деятельностью бессмертной души путем припоминания.

Аристотель обращается к Богу, говорит о нем как «форме всех форм». Бог - и конечная причина всех природных явлений, и перводвигатель мира. Другими причинами начал бытия и мира выступают производящая причина и цель. Производящая причина - то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; цель - то, ради чего происходят в мире те или другие явления. Понимание движения: Оно вечно и подразделяется на четыре вида: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение, перемещение в пространстве. Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Они наделены двумя парами противоположных свойств, имеющих активный и пассивный характер. Каждое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в разных количественных пропорциях. Огонь - есть сочетание теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого (пассивное).

5. Выводы.

Если не вдаваться в религиозные течения и их временные конформации, современные теории происхождения жизни на земле и места религии в них, то можно выделить несколько пар понятий антиподов нитями идущими по смыслу через всю историю философии. Материя и сознание (идея), первичное и вторичное, бытие и небытие (материя по Платону).

Хотя дуалисты пытались объединить эти понятия, а сторонники софистики (подмена понятий и выход на ложный или противоречивый вывод) оперировать ими с целью создания религиозных течений, но всех (включая иделистов и материалистов) объединяет одно – это поиск начала начал.

По Аристотелю бог- причина природных явлений и перводвигатель мира.

Ксенофан - основатель школы. Считал первоначалом мира землю - все рождается из земли и уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов. Бог - абсолютный, вечный, бесконечный космос, сливающийся с природой, не конкретный чувств. Образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. Ксенофан отрицал значение чувствительного познания.

Парменид - четко выразил философскую позиция элейской школы. Парменид считал, что ничто не меняется. Думать = быть.

Многие философы вообще считали, что мир – это то, что мы воспринимаем, отрицая независимое от сознания существование мира.

Многие древние учения, философы, современные учёные говорят о идеи, мысли, разуме в начале создания мира. Некоторые воспринимают природу и космос с их законами как бога. Психологи говорят, что без системы взглядов на мир человек выжить не сможет. Это обуславливает обязательное наличие той или иной идеологии. Все религиозные течения основываются на философских взглядах и учениях. Их доступность в том или ином времени и пространстве зачастую определяет и объединяет взгляды масс людей, заставляя их двигаться в том или ином историческом направлении. Таким образом философия определяет историю человечества. А поиск начала начал чаще всего приводит мысль к разумному началу – богу. А так как свидетелей тех далёких событий и их научных трудов нет и быть не может, то этот процесс будет длиться бесконечно до конца человечества.

Литература

1. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. – М., 1983.

2. Лосев А. Ф. Диоген Лаэрцнй и его метод // Диоген Лаэртский о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

3. Общая история философии. – СПб., 1910-1912. – Т. 1-2.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М., 1975 – Т. 1.

6. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. – М., 1984.

7. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20.

9. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1.

10. Антология мировой философии. – Т. 1, ч. 1. – М., 1969.

11. Асмус В. Ф. Античная философия: Учеб. пособие. – М., 1976.

12. Антология мировой философии. – Т. 1, ч. 2. – М., 1970.

Литература

13. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. – М., 1983.

14. Лосев А. Ф. Диоген Лаэрцнй и его метод // Диоген Лаэртский о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

15. Общая история философии. – СПб., 1910-1912. – Т. 1-2.

16. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

17. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М., 1975 – Т. 1.

18. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. – М., 1984.

19. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

20. Юдин Э. Г. Отношение философии и науки как методологическая проблема // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

21. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20.

22. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. – М., 1966.

23. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1.

24. Марк Аврелий Антонин. Размышления. – Л., 1985.

25. Антология мировой философии. – Т. 1, ч. 1. – М., 1969.

26. Асмус В. Ф. Античная философия: Учеб. пособие. – М., 1976.

27. Антология мировой философии. – Т. 1, ч. 2. – М., 1970.

28. Бэкон Ф. Новый Органон. – Л., 1935.

29. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. – М., 1966. – Т. 1.

30. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. – М., 1964. – Т. 3.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование детской площадки | Мир будущего - Пробуждение разума - Погружение в спасительное чувство и привычка 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных