Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности подросткового возраста




Психология подросткового возраста – один из старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С. Выготский в конце 1920-х годов, обратил внимание, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твёрдо установленных фактов, как в зарубежной, так и в советской психологии [8].

Курт Левин сделал важный вклад в понимание подростковой психологии с точки зрения гештальтпсихологии. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством [18].

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение младшего и старшего подростка определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому.

Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой.

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает подростковость, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные приоритеты.

Он не уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между младшим и старшим подростком, и индивидуально-психологических вариаций процесса развития. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка теории Левина английским психологом Джоном Бамбаром (1973) показала, что понятие подростковой маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций, психики и поведения младших и старших подростков.

Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают подростковую маргинальность с особенностями социального статуса.

Альтернативные теории подросткового возраста анализируют разные стороны развития – физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.п. Аналогичные теории рассматривались и в советской психологии.

Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков. Этим занимались такие советские психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божович Л.И. (1908-1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и др.

Эльконин Д.Б. (1971) рассматривал младший и старший подростковый возраст с позиции культурно-исторической теории и провел их психологический анализ [29]. Автор называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя его на две фазы.

Ведущей деятельностью 11-15 летних (младший школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

У 15-17 летних (старший подростковый возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старших подростков формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Способность выстраивать общение также остаётся актуальным.

Эта периодизация нормативна и выражает, прежде всего, ведомственную точку зрения школы, описывая то, чем должен заниматься старшеклассник. Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива (а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности.

То есть выпадает важность знаний для определения смысложизненных ориентаций подростков младшего и старшего возраста.

Анализ психологических трудов, которые мы по праву относим к числу классических, дал нам возможность нарисовать «общий портрет» младшего и старшего подросткового возраста.

Из зарубежных авторов мы остановимся на представителях гештальтпсихологии Курте Левине (1890-1947).

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает подростковость, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения (что неотъемлемо связано с общением). Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные приоритеты. Неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и смысложизненных ориентаций (также неразрывно связанных с общением).

Что касается точки зрения представителя советской психологии – Д.Б. Эльконина, то общение включено в систему общественно-полезной деятельности. Внутри этой деятельности происходит овладевание способностью строить отношения и развиваться.

Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность, дружба, любовь и смысложизненные ориентации выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

Опираясь на то, что мы выяснили о смысложизненных ориентациях и особенностях подросткового и юношеского возраста, для исследования мы выделяем две возрастные группы 11-15 лет (младший подростковый возраст) и 15-17 лет (старший подростковый возраст).

Далее мы выделяем психологические особенности смысложизненных ориентаций у детей младшего (11-15лет) и старшего (15-17лет) подросткового возраста.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных