Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5. Общие условия развития техники




Техника и научные знания на самой ранней, восходящей стадии рабовладельческой формации сохраняли еще много пережитков доклассового общества.
Возникновение рабовладельческого строя у различных народов датируется по-разному У некоторых народов в результате особого сочетания естественногеографических и исторических условий их развития разложение первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческого общества и государства начались очень рано, например в Египте и в Двуречье в период энеолита (IV тыс. до н. э.). У других народов этот процесс совершается в эпоху бронзы — в III — II тыс. до н. э. (на Крите и в Микенах, в Финикии и в Индии) Еще позже складываются рабовладельческие государства в Китае (II тыс. до н. э)
У некоторых народов возникновение первых рабовладельческих государств относится к I тыс. до н.э., к эпохе развитой бронзовой техники и освоения железа. К их числу принадлежат, в частности, племена Закавказья, Средней Азии, Причерноморья.
Наконец, у многих других народов рабовладельческий строй вообще не сложился как особая формация, и значительно позже от первобытнообщинного строя совершился переход непосредственно к феодализму.

Рабовладельческие государства еще долгое время существовали наряду с племенными союзами, стоявшими на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя.
Производственные отношения рабовладельческого строя основывались на том, что собственностью рабовладельцев были не только основные орудия и средства производства, но и работники, обращенные в рабство. Рабовладельцу доставался не только весь прибавочный, но и значительная часть необходимого продукта труда рабов, которые могли лишь с трудом поддерживать силы. Смертность среди рабов была огромна, а рождаемость очень низка. Воспроизводство рабов естественным путем оказывалось невозможным, поэтому рабовладельческие государства вели постоянные войны за захват новой рабочей силы.
Следует, впрочем, отметить, что в ту эпоху преобладало домашнее рабство. Применялись и другие виды принудительного труда, прежде всего трудовые повинности крестьян и ремесленников. Но значительное количество трудящихся — крестьян-общинников и городских ремесленников — считали себя свободными. Это особенно относилось к народам, вступившим позднее на путь классовой дифференциации и сохранившим больше традиций периода военной демократии, прежде всего к грекам.
Хозяйственному базису уже упомянутых выше древнейших рабовладельческих государств Египта, Двуречья и многих других соответствовала надстройка в виде древней восточной деспотии. Деспотическое государство, являвшееся аппаратом господствующего класса, возглавлялось неограниченным монархом (царем, фараоном) и ведало общественными работами, прежде всего ирригационными.
- Устойчивость общинных порядков в странах Северной Африки и Азии была в значительной мере связана с особенностями земледелия того времени, а также с сочетанием промышленности и сельского хозяйства в рамках мелкой общины, благодаря чему община становится вполне способной существовать самостоятельно.
Формы эксплуатации трудящихся отличались в то время чрезвычайной жестокостью. Классовое неравенство было грубо откровенным, явным. Но при всем том рабовладельческий строй открывал для развития техники и научных знании большие возможности, чем первобытнообщинный.
Совокупность орудий и средств производства, т. е. технический комплекс, древнего рабовладельческого общества относился к ремесленной ступени производства. Она характеризовалась применением ручных орудий, прежде всего металлических, а также сделанных из дерева, кости, рога и камня.
Ручной труд работников производства применялся как в индувидуальной форме, так и в виде простой кооперации труда.
• Кооперацией называют форму труда, при которой много лиц планомерно работаюг рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производств.

В особенно широких масштабах простая кооперация труда применялась тогда в сельском хозяйстве, строительстве и т. д. Наряду с этим в Древнем Египте и Двуречье возникают мастерские, как правило, с применением принудительного труда, где имеются уже зачатки разделения труда по специальностям.
Использование силы животных ограничивалось сельским хозяйством и сухопутным транспортом. Однако и на последнем главную роль играло применение мускульной силы людей.
Отношение к труду и технике. Для наиболее ранней, восходящей стадии рабовладельческого общества, когда были еще живы и заметны традиции первобытнообщинного строя, характерна высокая оценка человеческого труда и тех живых и мертвых орудий, которыми пользуется человек в своем приспособлении к природе.
Отношение к труду рабов со стороны свободных слоев населения было достаточно определенным: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его — за работу он сам не возьмется с охотой.
Однако в глазах не только трудящихся, свободных от рабства, но даже представителей господствующих классов существование рабского труда вовсе не принижало значение труда вообще. На стенах гробниц египетских вельмож IV—III тыс. до н.э. постоянно создавались изображения представителей самых разных профессий, работающих в хозяйствах знати и жречества. Мы видим литейщиков меди и золотых дел мастеров, плотников и каменотесов, кожевенников и ткачей, гончаров и пекарей, землепашцев и садоводов, охотников и рыбаков непременно в процессе труда, с подробным изображением всех орудий и средств производства. Хотя выполнение этих картин в гробницах и было связано со своеобразными представлениями египтян о загробной жизни, характерно их внимание к производственному процессу, во всех его подробностях, которое проявляли строители подобных погребений.
Поскольку культура древнего общества носила обычно религиозно-мифологическую окраску, уважение к труду и технике, восхищение результатами их применения проявлялись в мифах, преданиях, культах, многие из которых были народного происхождения, но поддерживались и официально признавались также и правящими классами.
Особенно это относится к народам, у которых рабовладельческие порядки тогда только формировались. Примером этого может служить древнегреческий эпос «Илиады» и «Одиссеи», сложившийся к VIII в. до н.э., но изображавший события XIII—XII вв. до н.э. Герои этого эпоса, представители племенной знати во главе с басилеями', будучи владельцами рабов и слуг, отнюдь не считают
I ''В классических русских переводах Н. И. Гнедича и В.А.Жуковского басилеи неточно именуются «царями», хотя речь скорее шла о племенных вождях и князьях.

для себя зазорным физический труд. Их жены и дочери ткут, прядут, стирают белье вместе с рабынями. Свинопас Эвмей оказывается лучшим, вернейшим другом прославленного Одиссея (Улисса) — басилея Итаки, именуется «богоравным». Одиссей не только геройвоеначальник и отважный путешественник, но и искусный мастер. В «Одиссее» подробно описывается, например, как он изготовлял собственную кровать: Ствол отрубил топором, а отрубок у корня, отвсюду Острою медью его по шнуру обтесав, основаньем Сделав кровати, его пробуравил и скобелью брусья Выгладил, в раму связал и к отрубку приладил.
В древнейших религиях Двуречья существовал миф о первых правителях-полубогах (число их определяли по-разному—то 7, то 10), которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Четвертого из этих мудрецов вавилоняне называли Умману, т. е- Мастер. Он воплощал человеческую изобретательность.
Покровителем конструкторов и ученых был у вавилонян бог мудрости Эа. Когда, гласит один из мифов, боги решили послать на землю потоп', Эа передал об этом весть жителю Шуррипака Утнапиштиму Разумнейшему. По совету бога мудрости Утнапиштим в течение 5 дней составил чертежи огромной баржи с шестиярусной надстройкой, высотой в 140 локтей (70 м). Он поместил на корабль свою семью, ремесленников различных отраслей, представителей всех пород скота и «зверей полевых». Затем вошел сам, запер вход и поручил управление судном Пузур-Белу, мореходу. Так, согласно этому мифу, были спасены от истребления достойнейшие люди, и для них была сохранена возможность занятий ремеслами, скотоводством и охотой.
Во времена древней микенской культуры зародилось почитание Афины Паллады — вооруженной покровительницы мирного труда и мудрости. Одним из прозвищ этой могущественной богини было Эргана («Труженица»). Древние греки считали, что она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, лить бронзу, строить корабли, подарила людям плуг и борону, веретено и ткацкий станок. Вместе с тем, как богиня мудрости, Афина именовалась (особенно в городе Афинах, сделавшемся главным центром культа богини) покровительницей наук, законодательства и всей городской культуры.
Непосредственное отношение к мастерству и изобретательству имел, согласно эллинским мифам, бог Гефест. Первоначально это было божество подземного огня, чтимое на эгейском острове Лемносе и в некоторых областях Азии, где наблюдались вулканические явления. В дальнейшем Гефест стал покровителем (и художественным символом) кузнечного дела и хитроумного изобретательства. Гефест изображался могучим хромым кузнецом с молотом или клещами, ' Возможно, что а мифе о всемирном потопе отразился действительно факт крупного наводнения в Месопотамии IV—III тыс. до н.э.

в конической шапке и хитоне ремесленника. В конце этой части мы еще вернемся к преданиям о чудесных вещах, которые изготовлялись в мастерской Гефеста.
Еще более замечателен миф о титане Прометее (это имя значит «Прозорливец» или «Радетель»). Прометей (первоначально — также одно из божеств огня) выступает как защитник людей от богов, отнюдь не возражавших против того, чтобы люди оставались в первобытном, невежественном состоянии. Он похищает у богов огонь и обучает людей, как им пользоваться. Согласно позднейшим мифам, Прометей научил людей и другим знаниям: зодчеству, металлургии, мореплаванию, письменности и т. д. Наконец, некоторые предания гласят, что Прометей слепил из земли или глины и самых первых людей. Когда же Зевс в припадке гнева решил погубить людей посредством потопа (вариант шумеро-вавилонского мифа, о котором шла речь выше), то Прометей помог людям спастись на корабле, построенном по его указаниям. За похищение огня и противодействие воле богов Зевс велел приковать Прометея к скале в горах Кавказа и послал орла, чтобы тот вечно клевал печень у титана'.
Но Прометей был не одинок В Южной Америке первый инка, легендарный Манко Капаки, прибывший из-за моря, научил окрестные племена земледелию и ремеслам. Ицамна (Юкатан) или Саме (Южная Америка.), прибывший также с востока, из-за океана, научил население заниматься сельским хозяйством и скотоводством, делать мосты и рубить деревья Он же, согласно преданиям, принес письменность. Бог Богика в образе бородатого старца принес людям календарь. Герой мексиканского эпоса Кецалькоатль принес людям знание металлургии и сельского хозяйства. Некое фантастическое существо — Оаннес научил вавилонских жителей письменности, различным искусствам, обучил людей строить города и сооружать храмы, составлять законы и объяснил им основы геометрических знаний. Египетский бог Озирис обучил жителей сельскому хозяйству, ирригации, строительству, музыке, врачеванию и календарю
Можно с большой вероятностью допустить, что в основе многих древних легенд и мифов о создателях поразительных и чудесных вещей лежали воспоминания о вполне реальных конструкторах, изобретателях, ученых, подлинные имена которых забыты. Таков, например, греческий миф о Дедале и Икаре
В образе Дедала (по-гречески это слово означает «Искусник») увековечена деятельность критских мастеров позднеминойского периода — времени наивысшего расцвета крито-микенской культуры (II тыс до н.э)2 Согласно легенде, Дедал происходил из Афин. поступил на службу к критскому царю Миносу. Дедалу приписывались изобретения многих плотничьих орудий — рубанка, отвеса и т. д и постройка лабиринта, как греки именовали Кносский дворец
' Согласно другому мифу, Прометея впоследствии освободил Геракл
2 Некоторые авторы отрицают такое допущение и считают, что Дедал был первоначально местным критским божеством — покровителем ремесла
действительно воздвигнутый в эту эпоху и 'поражавший приезжих обилием помещений и сложностью их расположения

Более того, истории известны факты обожествления героев-просветителей. Мореплаватель Кадм, например, привезший -в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога. «Египтяне,— утверждает Ф. Бэкон,— наделяли божественностью и святостью изобретателей вещей».
Домашние животные, игравшие такую важную роль в производственном процессе, пользовались почетом у всех древних народов от Египта до Индии Унаследованный от первобытных времен, идущих от тотемизма и анимизма, культ животных приобретает теперь новые, более сложные и художественно выразительные формы в языческих религиях. При этом особо почетное
Дедал и Икар
место в пантеоне обожествляемых зверей заняли коровы, козы, кони и другие домашние животные
Крупный рогатый скот вызывал поклонение и как символ изобилия (податель молока, мяса, кожи), и как верный помощник человека. Очень широко был распространен культ быка. Мы находим его в рассматриваемую эпоху и в Египте (культ священного быка Аписа), и на Крите (в разнообразных формах)', и у израильтян древнейшего периода (культ золотого тельца — одно из воплощений племенного бога Яхве) и т. д.
Важнейшая из богинь Древнего Египта Исида — покровительница жизни и плодородия — изображалась в короне с коровьими рогами, между которыми был помещен солнечный диск.
Особо чтимый в египетских Фивах бог Аммон изображался с головой барана, а финикийский бог Молох — с головой быка.
Согласно греческому мифу, верховный бог Зевс был вскормлен молоком козы Амалтеи За это волшебная коза была взята на небо и стала звездой, а ее отпавший рог превратился в рог изобилия, откуда можно вынуть все, что пожелаешь. В этом мифе еще раз символически подчеркивается роль скота как источника всяческого благосостояния.
'Династия критских правителей Миносов возводила свой род к богу Зевсу, явившемуся своей возлюбленной в образе быка, в критских мифах фигурирует также чудовище Минотавр с телом человека и юловой быка

Интересна эволюция древнегреческого бога Посейдона. Вначале он почитался как покровитель земледелия и коневодства, и одним из воплощений этого бога считался конь. Посейдон состязался с Афиной Палладой в доставлении людям самого ценного дара и создал коня (а Афина —.маслину). Одним из сыновей Посейдона был волшебный крылатый конь Пегас, позднее ставший символом поэтического вдохновения. Лишь впоследствии Посейдон стал почитаться как бог морей.
Для древних в скотоводстве не существовало ничего низменного все было достойно уважения. Одним из двенадцати подвигов излюбленного героя греческих мифов Геракла была очистка конюшен царя Авгия, где навоз не убирался в течение 30 лет. Преградив реку Алфей и направив воду в конюшни, Геракл справился с этой задачей
Фетишизировались орудия труда и боевое оружие. В скифскогреческом мифе повествуется, что один из прародителей скифов Колоксай получил с неба от богов священные дары: золотые плуг, ярмо, секиру и чашу. Двойной топор — лабрис был предметом культа на Крите, в некоторых районах Греции и в Малой Азии на протяжении многих столетий. Острога для ловли крупной рыбы превратилась в трезубец Посейдона, когда последний стал в представлении греков богом морей. От удара этого трезубца будто бы возникали бури.
' Позднее у римлян возник культ бога навоза Стеркула или Стеркута (от лат stercus -навоз). Миф повествует, что Стеркул от Геракла как очистителя Авгиевых конюшен научился искусству удобрять поля навозом






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных