Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. История возникновения аудита




Введение

В начале 90-тых годов в нашей стране (тогда СССР) наметились новые тенденции перехода от командной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью.

Сейчас каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызывало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляли её по мере необходимости лишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла необходимость создания специальной организации или службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.

Глава 1. История возникновения аудита

 

Слово «аудит» походит от латинского и означает «он слышит». Раньше аудиторами назывались молодые специалисты, присутствовавшие при производстве судебных дел. Так называли учеников в духовных училищах, которых назначали старшими и они выслушивали и проверяли подготовку остальных учеников.

История аудита берёт своё начало с Шотландии, с её столицы Эдинбурга, где в 1853 году официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. Хотя уже в 14 веке в Англии велись учетные книги в качестве документов в суде.

В 1844году Англия приняла пакет Законов «О Компаниях», предписавших акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчётом перед акционерами. Во Франции в 1867году подвергаются обязательной проверке и оценке балансы акционерных обществ с помощью особых ревизий. К этому времени в США также издаются нормативные акты в поддержку деятельности аудиторских компаний.

Если проследить историю развития аудита в СССР, то можно выделить несколько основных этапов. Первый этап был ознаменован появлением в 1987году фирмы «Инаудит». Эта фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита трудно переоценить.

Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель его деятельности состояла в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР предоставил фирме «Инаудит» широкие права, среди них права на:

- ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и организаций;

- проверки бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;

- получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;

- получение от предприятий и организаций отчётной документации и иной документации в согласованных объёмах;

- публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей и убытков, а также рекламных материалов о деятельности фирмы «Инаудит»; и прочее.

Хотя фирма и имела более высокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчётными ревизионными группами, всё же она была создана на базе государственного контрольного органа, а её учредителями были союзные министерства.

Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым.

Второй этап становления аудита пришёлся на 1989-1991 гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В это период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью, поскольку это позволяло целый ряд преимуществ. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить «Контакт» и «Рафаудит», которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для других аудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становлении аудита и его популяризации чрезвычайно велика.

В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т. п. Таким образом уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение и в законодательстве Республики Беларусь.

Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит», оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестёрку».

Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, «круглые столы» по проблемам учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты

 

 

дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств - начинается третий этап становления аудита.[17;c.28]

После распада СССР, входившие в неё государства начали самостоятельно разрабатывать законопроекты, регламентировавшие аудиторскую деятельность. 8 ноября 1994 года появляется Закон «Об аудиторской деятельности». В течение нескольких лет проект этого Закона совместно обсуждался, дорабатывался и согласовывался. В этом Законе даётся определение понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его цели, обязанности аудиторов и заказчиков, виды аудита и аудиторских услуг. Помимо Закона издаются и иные нормативные акты, которые регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты и небрежности в работе, а также о подготовке аудиторского заключения, которое по правилам должно состоять из трёх частей: вводной, описательной и итоговой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных