Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2.Понятие и виды аудита




Понятие аудита

 

В финансовом праве существует такое понятие как финансовый контроль, который, являясь одним из видов государственного контроля, представляет собой деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства. Финансовый контроль можно классифицировать в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В зависимости от указанного критерия финансовый контроль подразделяется на: 1) государственный вневедомственный (осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа); 2)государственный ведомственный (проводится силами самого ведомства на объектах, находящихся в подчинении данного ведомства); 3) внутрихозяйственный (в рамках одного хозяйственного субъекта с целью непрерывного наблюдения за законностью и эффективностью финансовой хозяйственной деятельности); и собственно 4)независимый финансовый контроль – аудит.[12;c.56]

Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка (или предпринимательская деятельность по независимой проверке) аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности (ст.1 Закона об аудиторской деятельности).[1;cт.1]

В самом определении и есть главное отличие аудита от других проверок ревизий. Т.е. целью аудита является подтверждение достоверности

показателей финансовой отчётности и баланса и соответствует ли бухгалтерский учёт законодательству, а цель ревизии – выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, установление причин и условий их совершения. Ревизия проводится вышестоящим органом, а аудит независимым лицом или организацией. Характер аудита – предпринимательская деятельность. Характер ревизии – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. Основа взаимоотношений аудита – добровольность, осуществление на основе договоров. Основа взаимоотношений при ревизии – принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. Управленческие связи аудита – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Практические задачи аудита – улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

Цель аудита- установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.

Содержанием аудиторской проверки можно считать те аспекты, которые в итоге отражаются в аудиторском заключении:

а) состояние и содержание годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) достоверность и полнота годового баланса банков, фондов, бирж, компаний, обществ, а также других субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности;

в) потенциальные возможности субъектов хозяйствования по приему инвестиций и участию в осуществлении инновационных проектов, а также выбору предприятий при определении участников инновационных проектов;

г) целевое использование кредитных ресурсов и инвестиций;

д) своевременность и полнота формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;

е) финансовое состояние: эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при отчуждении имущества, сдаче его в аренду в процессе приватизации; субъектов хозяйствования, признаваемых несостоятельными или банкротами (ст.2 Закона об аудиторской деятельности).

Помимо проверок, аудиторы самостоятельно либо в составе аудиторских организаций могут оказывать иные сопутствующие услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, анализу финансовой деятельности, оценке активов и пассивов предприятий, консультировать по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.

Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией).

Аудитор– это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.

К аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью индивидуально в качестве предпринимателя или сотрудника аудиторской организации. Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Республики Беларусь, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор (ст.5 Закона об аудиторской деятельности).

В своей деятельности аудитор часто встречается с таким понятием как аудиторский риск. Аудиторский риск представляет собой риск, когда аудитор может дать положительное заключение по финансовой отчетности и бухгалтерскому балансу, содержащих существенную недостоверную информацию. Аудиторский риск – это опасение, что аудитор может выразить свое мнение о финансовой отчетности и бухгалтерском балансе, не соответствующее действительности. Например, аудитор может дать положительное заключение о финансовой отчетности без знания того, что в ней имеется недостоверная информация. В процессе аудита имеется неизбежный риск того, что некоторая существенная недостоверная информация может остаться невыявленной.

Следует различать три компонента аудиторского риска:

собственный риск (риск того, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность контролируемого предприятия содержат недостоверную информацию);

риск контроля (риск того, что система внутреннего контроля клиента не сможет предупредить или исправить допущенные ошибки);

риск выявления (риск того, что допущенные ошибки или нарушения не будут выявлены аудитором).

Что касается самого термина «аудит», то он до сих пор, в странах с развитой рыночной экономикой, трактуется весьма многообразно.

Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Для осуществления профессиональных целей и защиты своих интересов аудиторы могут создавать общественные профессиональные объединения на основе действующего законодательства.

Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью или аудиторской деятельностью в составе юридической организации возможно только после получения лицензии на эту деятельность и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Получение лицензии регулируется Положением о лицензировании аудиторской деятельности. В соответствии с ним для получения лицензии требуется наличие оснований в виде:

Для индивидуального предпринимателя:

-наличие квалификационного аттестата аудитора;

-стаж работы не менее двух лет из последних пяти перед обращением за получением лицензии в должности аудитора в аудиторской организации или у аудитора - индивидуального предпринимателя либо аудитором - индивидуальным предпринимателем.

Для юридического лица:

-наличие в штате юридического лица (его обособленного подразделения (филиала), иностранной организации (ее представительства) не менее трех аудиторов, включая руководителя, для которых данная организация является основным местом работы. Руководителем аудиторской организации может быть аудитор, имеющий стаж работы не менее двух лет в должности аудитора в аудиторской организации или у аудитора - индивидуального предпринимателя либо аудитором - индивидуальным предпринимателем. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов

(п. 7.1 Положения о лицензировании аудиторской деятельности). Министерство финансов до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Министерства финансов, которое оформляется в установленном порядке приказом. Лицензия подписывается Министром финансов или уполномоченным им заместителем и заверяется гербовой печатью. Министерство финансов формирует и ведет учет выданных лицензий в реестре лицензий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь(п.9-12 Положения о лицензировании аудиторской деятельности).

К аудиторам, получившим право на занятие аудиторской деятельностью в других государствах и желающим осуществлять аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, предъявляются общие требования об аудиторской деятельности.

Существуют определённые ограничения на занятие аудиторской деятельностью. Аудиторам запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной. А лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права вообще заниматься аудиторской деятельностью.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудиторы или аудиторские организации как и другие должностные лица имеют определенные права и обязанности.

Аудиторы и аудиторские организации имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы проверки;

б) проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, необходимые для проведения аудита;

г) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации (ст.10 Закона об аудиторской деятельности).

И обязанности:

а) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования вследствие обстоятельств, указанных в статье 9 Закона об аудиторской деятельности;

б) обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;

в) гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных, результатов проверки и финансового состояния заказчика;

г) не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию;

д) сообщать собственникам в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых предприятие или государство понесли либо могут понести ущерб.

Соответственно, за нарушения требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении аудиторской деятельности аудиторская организация и аудитор несут ответственность.

В случае, если в результате небрежности либо неправомерных действий аудитора или аудиторской организации предприятию нанесен материальный ущерб, он подлежит возмещению аудиторской организацией (аудитором) в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и условиями договора (ст.12 Закона об аудиторской деятельности).

Функции по координации аудиторской деятельности, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике осуществляет методологический совет по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь. Совет действует на общественных началах как совещательный орган при управлении аудита Министерства финансов Республики Беларусь. Целью деятельности совета является выработка рекомендаций аудиторов по формированию методологии аудита и разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Совет формируется из числа специалистов министерств, учреждений образования, аудиторских организаций и аудиторов. Деятельность Совета регулируется Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 года № 82 (в ред. от 19.12.2007 N 189).

Основными задачами совета являются:

подготовка предложений по определению основных направлений развития методологии аудиторской деятельности в Республике Беларусь, ее совершенствованию и повышению эффективности;

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Методологический Совет:

обобщает и распространяет положительный опыт работы аудиторов и аудиторских организаций Республики Беларусь, участвует в подготовке информационных, методических материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;

разрабатывает рекомендации по проведению аудита и оказанию других аудиторских услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

рассматривает проекты учебных программ для обучения и повышения квалификации аудиторов, разрабатывает предложения по совершенствованию организации процедуры проведения квалификационных экзаменов;

изучает международный опыт организации аудиторской деятельности и подготавливает предложения по его интеграции в организацию аудиторской деятельности в Республике Беларусь;

рассматривает и дает предложения по проектам нормативных правовых актов и иных документов, связанных с регулированием аудиторской деятельности.

 

Виды аудита

По видам аудит может быть внешним и внутренним, инициативным (добровольным) и обязательным.

Внешний аудит - независимая форма аудита. Он представляет собой проверку бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверку деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой отчетности, аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанным имущественными интересами с аудируемыми лицами.

Внутренний аудит - ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования. Проводится силами самой организации и относится к ведомственному контролю.

Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в части, проверенной данными органами, в случаях установленных Президентом Республики Беларусь.

Обязательная аудиторская проверка – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которой устанавливается законодательными актами. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года №67 (в ред. от 28.12.2007 N 682) «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» обязательный аудит ежегодно проводится у:

организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;

банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Организации и индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту, представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на налоговый учет аудиторское заключение о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в месячный срок после завершения аудиторской проверки.

Инициативный аудит проводится по решению субъектов хозяйствования или собственника организации и не освобождает от обязательного, но может быть учтен при плановой проверке.

Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.

Аудиторские организации (аудиторы) ведут регистрацию заключенных договоров.

Предприятие - заказчик имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию (аудитора) для заключения договора на проведение аудита, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Аудиторские организации (аудиторы), осуществляющие аудиторскую проверку банков, должны иметь лицензию Национального банка Республики Беларусь на право занятия аудиторской деятельностью в банковской системе. Что касается аудиторской проверки деятельности Национального банка, то она проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь (Ст.47 Банковского Кодекса).

Аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами:

являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;

состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими организациями:

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

в) аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета (ст.9 Закона об аудиторской деятельности).

Глава 3. Порядок проведения аудиторской проверки и аудиторское заключение

3. Порядок проведения аудиторской проверки

Важнейшим этапом аудита является аудиторская проверка деятельности предприятия, включающая в себя планирование, сбор и анализ информации, необходимой для оценки достоверности финансовых отчетов и бухгалтерского баланса.

Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит финансовой отчетности, бухгалтерского баланса, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Главные принципы планирования: компетентность, непрерывность, оптимальность.[9;c.6]

Если проверка предприятия осуществляется впервые, следует вначале внимательно изучить учредительные документы, устав предприятия, характер и содержание его уставной деятельности. Затем нужно сравнить деятельность предприятия с той, которая предусмотрена учредительными документами или уставом, и выявить отклонения и нарушения, если они имеют место.

Если на предприятии проводится аудиторская проверка повторно одной и той же фирмой и характер его уставной деятельности не претерпел изменений, аудит начинается с анализа показателей годового отчета и предварительной оценки полноты и правильности составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. [10;c.28]

При проверке первичной документации и записей в учетных регистрах аудитор должен исходить из следующих требований:

1) полнота учета; проверяя формирование и расчет отдельных показателей, например, прибыли ли себестоимости, аудитор должен исходить из того, все ли расходы учтены в составе затрат на производство продукции или в составе внереализационных расходов из всей совокупности хозяйственных операции;

2) объективность; аудитор, проверяя активы, должен быть уверен, что приведенные в балансе статьи отражают действительное наличие производственных запасов, реальное состояние дебиторской задолженности и т.д.;

3) точность записей; она означает, что аудитор должен проверять правильность записей хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, так как от этого зависит точность формирования показателей баланса, финансовой отчетности и др.;

4) верность стоимостных оценок, которая в значительной степени влияет на размер активов и пассивов предприятия. Оценка хозяйственных средств часто определяется субъективными факторами, поэтому аудитор должен строить свою работу с учетом требований верности стоимостных оценок активов и пассивов баланса в соответствии с действующими положениями и указаниями по ведению бухгалтерского учета;

5) соблюдение границ учетного периода; в практической деятельности аудитор должен строить свою работу таким образом, чтобы быть уверенным в том, что доходы и расходы предприятия правильно разграничены между учетно-отчетными периодами (например, расходы, произведенные в отчетном периоде, относятся к будущим отчетным периодам однако относятся к будущим отчетным периодам);

6) открытость сведений; выполнение этого требования означает, что аудитор не должен сомневаться в том, что отдельные хозяйственные операции (например, доходы и расходы от внереализационных операций) не отражены на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах.

7) Соблюдение прав и обязательств; аудитор должен выяснить, отражены ли на счетах бухгалтерского учета и в балансе все юридически оформленные в отчетном периоде финансовые и расчетные взаимоотношения предприятия (например, расчеты по векселям, по авансам выданным или полученными др.).

При аудите основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли. По материальным и трудовым затратам нужно проверить документальную обоснованность записей в учетных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отраженных в них хозяйственно-финансовых операций. Большую роль играет проверка правильности списания затрат на конкретные объекты их учета, обоснованности распределения косвенных расходов и точности исчисления себестоимости отдельных видов продукции.

Сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда можно проанализировать выборочно.

При проверке прибыли следует изучить, соблюдается ли действующий порядок формирования и распределения балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных доходов и расходов, правильность и своевременность платежей в бюджет из прибыли и отчислений от прибыли в различные фонды и резервы. Проверяется также обоснованность распределения суммы прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, между учредителями и акционерами.

Проверяя достоверность показателей финансовой отчетности нужно сопоставить данные финансовых отчетов, бухгалтерского баланса, регистров синтетического и аналитического учета. Для окончательного получения выводов о достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса во внимание принимаются выявленные отклонения в учете, факты неотражения или отражения в учете в искаженном виде отдельных хозяйственный операций.

Отдельно следует изучить внешнеэкономическую деятельность предприятия: её правовые основы, структуру экспорта и импорта, законность осуществления экспортно-импортных операций и расчетов, правильность исчисления прибыли и убытков от внешнеэкономической деятельности, законность и достоверность операций с иностранной валютой.

Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству предприятия предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

В ходе аудиторской проверки могут быть выявлены искажения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, явившиеся результатом обмана или ошибки.

Обман - это преднамеренное искажение финансовой информации одним или более лицами из состава руководства, служащих предприятия. Обман, как правило, предусматривает: манипуляцию, фальсификацию или изменение записей и документов; преднамеренно неправильное отнесение в активы различных статей; отражение операций без указания их содержания; неверное применение принятых на предприятиях или действующих в соответствии с положениями по ведению бухгалтерского учета учетных решений (учетных процедур).

Ошибкой считаются непреднамеренные искажения в финансовой информации. Они могут возникнуть ввиду арифметических или грамматических ошибок в записях учетных данных недосмотра или неправильного представления фактов; неправильного применения учетных процедур (решений).

Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибках и рекомендовать ему исправить недостоверную информацию. В этом случае при оценке достоверности финансовой отчетности и бухгалтерского баланса он должен принять во внимание всю неисправленную недостоверную информацию.

 

Аудиторское заключение

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское отчет (заключение), имеющий правовое значение официального документа (ст.16 Закона об аудиторской деятельности).[1]

Правила составления аудиторского заключения предусмотрены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 года №128. При составлении аудиторского заключения нужно также руководствоваться следующими требованиями международных нормативов (стандартов) аудита:

1) В отчете необходимо указать, составлены ли представленные финансовые отчеты в соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета и соблюдались ли эти положения в течение текущего (проверяемого) периода по отношению к предшествующему периоду.

2) Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и достоверными, если в аудиторском заключении не сказано другое.

3) Отчет должен содержать заключение, выражающее мнение аудитора по поводу проверяемой финансовой отчетности и бухгалтерского баланса.

Аудиторское заключение может составляться и по результатам оказания сопутствующих (дополнительных) услуг, если такое составление предусмотрено законодательством.[6]

Основными реквизитами аудиторского заключения являются: название документа; дата и место выдачи; указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение; реквизиты аудируемого лица; реквизиты аудиторской организации и подписи.

Аудиторское заключение состоит из вводной (вступительной) части, описательной и итоговой (содержащей мнение аудитора).

В вводной части отчета указываются:

 

полное название документа (приводится полное наименование и адрес предприятия;

место и дата составления отчета;

наименование аудиторской фирмы и её адрес, фамилия, имя и отчество аудитора, номер лицензии и дата её выдачи;

период, за который проводилась проверка деятельности предприятия;

перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием отченого периода;

заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В части, описывающей объем аудита:

дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит;

заявляется о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица не содержит существенных искажений;

указывается на способ проведения аудита, какие участки были проверены сплошным порядком, а какие на выборочной основе, и его содержание (изучение доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, а также исследование существенных оценочных значений, применяемых руководством аудируемого лица при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности;

приводятся результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты неустраненных в ходе аудиторской проверки нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также случаи нарушения законодательства Республики Беларусь при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, государства и тли третьих лиц;.

дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

содержится заявление о том, что аудиторской организацией в результате аудита получены достаточные основания для выражения аудиторского мнения.

В итоговой части содержится аудиторское мнение, указывающее на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством, а также на достоверность отражения бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово – хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.

Различают следующие четыре варианта аудиторского заключения - аудиторского мнения, которое может быть:

безусловно положительным мнением (мнение аудитора о достоверности показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса основывается на достаточно убедительных аудиторских доказательствах);

условно положительным (когда установлены отдельные недостатки и упущения в ведении учета и внутреннего аудита, однако они не настолько существенны, чтобы повлиять на общее положительное мнение аудитора о достоверности финансовых отчетов и бухгалтерского баланса);

отрицательным (когда финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении предприятия и бухгалтерский учет его хозяйственно – финансовой деятельности велся не в соответствии с общепринятыми правилами);

и аудитор может отказаться его выражать.

Следует отметить, что в заключении аудиторского отчета излагается лишь мнение аудитора. Аудиторы не дают полной гарантии, а высказывают как специалисты свое мнение, которое повышает доверие к финансовым отчетам, составленным администрацией контролируемого предприятия. Никакая аудиторская проверка, какой бы тщательной она ни была, не сможет выявить всех недочетов в работе и злоупотреблений. Не может аудитор дать и стопроцентной гарантии, что в учете отсутствуют случаи подлогов и обмана и что бухгалтерская отчетность является совершенно безупречной. Здесь должна быть разделена ответственность: хозяйствующий субъект отвечает за точность и полноту представленных им данных, а аудитор – за честное и непредвзятое заключение. Поэтому если аудитор преднамеренно введен в заблуждение руководством и служащими аудируемого предприятия (в результате чего заключение аудиторского отчета не соответствует действительности), вся ответственность кладется на руководство хозяйствующего субъекта, к которому и должны предъявляться претензии всех организаций и лиц, понесших потери от сотрудничества с этим предприятием и участия в его делах.

Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудиторская организация учла влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность событий и операций, имевших место до даты подписания аудиторского заключения и известных аудиторской организации.

Аудиторское заключение подписывается по аналитической и итоговой частям в отдельности аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской организации (аудитора).

Аудиторская организация не имеет права подписать аудиторское заключение ранее даты подписания бухгалтерской (финансовой отчетности руководством аудируемого лица.

Обязательным для предприятия является представление пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности только итоговой части аудиторского заключения. По результатам аудита в банковской системе, небанковских кредитно – финансовых организациях аудиторское заключение представляется Национальному банку Республики Беларусь в полном объеме.

В случае если предприятием в ходе проведения аудита не были устранены нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдении законодательства Республики Беларусь, в итоговой части аудиторского заключения делается запись об отказе в подтверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В дальнейшем для подтверждения исправления нарушений, отмеченных в аудиторском заключении или акте (справке), должен быть проведен повторный аудит по новому договору предприятия с аудиторской организацией (аудитором).

Споры, возникающие в процессе осуществления аудиторской деятельности, разрешаются в соответствии с договором на проведение аудита, а при невозможности такого разрешения - в судебном порядке (ст.17 Закона об аудиторской деятельности).

 

 

Заключение

Современный аудит - это особая организационная форма конт­роля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой ры­ночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переход­ного типа, которая сложилась сейчас в Республике Беларусь. Говоря другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент ин­фраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность.

По мере развития финансового рынка в Республике Беларусь и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита. Данный процесс будет также усиливаться по мере открытия филиалов и представительств различных организаций за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных зарубежных компаний, которые оказывают свои услуги во многих странах. В некоторых фирмах и банках службы внутреннего аудита существуют на протяжении нескольких десятков лет, а сотрудничество с внешними аудиторскими фирмами носит долгосрочный, а зачастую и партнерский характер.

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие и служащие совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени работники выполняют свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами организации, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы контроля могут включать в себя системы аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми рисками.

 

 

Список использованной литературы

1. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 18 декабря 2002 г.)

2. О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности:Указ Президента Республики Беларусь от 12.02.2004г. №67

3. Положение о порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (в ред. от 12.11.2004 N 163)

4. Положение о лицензировании аудиторской деятельности (в ред. постановлений Совмина от 30.12.2005 N 1581, от 27.12.2007 N 1845)

5. Положение о методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь(в ред. постановления Минфина от 26.09.2002 N 137)

6. Правила составления аудиторского заключения (в ред. постановления Минфина от 17.09.03 N 128)

7. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г.

8. Чирков А.А. Аудиторские операции //Главный бухгалтер-№18 май 2007 г.-с. 8-11

9. Качановский Д.Е.Основные этапы проведения аудита//Главный бухгалтер-№22июнь 2007г.-с.6-9

10. Бавдей А.Л., Белый И.Н. «Аудит и ревизия». Справ.пособие - Мн.. Мисанта, 1994 г.- 219 с.

11. Бойко Т.С., Лещенко С.К. «Фин. право: Уч.пособие.- Мн. Книжный Дом, 2006 г.- 320 с.

12. Бычкова С.М. «Аудиторская деятельность. Теория и практика», СПБ: Лань,2000 г.- 270 с.

13. Ким З.Э. «Аудит в системе финансового контроля» Фин.право, 2003 г.- 342 с.

14. Пупко Г. М. «Аудит и ревизия»: Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004.- 429 с.

15. Терехов А. А. «Аудит: перспективы развития»//Финансы и статистика №3, 2001 г.-10-11 с.

16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. «Аудит».– М: 1995 г.-281 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных