Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Малый бизнес как качественно определенный общественный институт




Анализ малого предпринимательства (малого бизнеса), осмысление тенденций его развития требует уточнения понятий «предпринимательство» и «малое предпринимательство».

Взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в современной экономике отличаются многообразием точек зрения и теоретических посылов. Практически все современные подходы едины лишь в том, что предпринимательство — это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель — одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

В результате исследований феномена предпринимательства на протяжении нескольких столетий были разработаны основные элементы теоретических основ предпринимательства: основные фундаментальные характеристики предпринимательства, его ключевые аспекты, которые явно или неявно присутствуют практически во всех концептуальных построениях теории предпринимательства.

Многогранность предпринимательства как социально-экономического явления допускает различные его трактовки в зависимости от задач исследования и позволяет взять за исходное следующее определение: предпринимательство - это особый базисный тип воспроизводства, включающий в себя организационную, новаторскую и социальную составляющие. Организационная составляющая подразумевает соединение комплекса ресурсов, их рациональную комбинацию, осуществляемую по собственной инициативе, на собственный риск и под свою ответственность, с целью получения предпринимательского дохода. Организационная составляющая предполагает не только создание и развитие действующего предприятия, но организацию взаимодействия фирмы с микро - и макросредой ее функционирования, учет совокупности факторов ме. няющейся внешней среды. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование. Новаторская составляющая связана не только с поиском новых комбинаций факторов производства, но и с нахождением новых возможностей получения прибыли. И, наконец, социальная составляющая означает удовлетворение потребностей предпринимателя в рамках динамического баланса противоречивых экономических и социальных интересов предпринимателя и общества.

Мы не претендуем на то, что данное определение является исчерпывающим или универсальным, но, с нашей точки зрения, оно достаточно полно отражает ключевые аспекты предпринимательской деятельности, связанные с риском, ответственностью, реализацией нововведений. Добавим, что в современной трактовке предпринимательство рассматривается в качестве фактора производства, наряду с капиталом, трудом и землей.

С позиций классической экономической теории малый бизнес отличается от крупного именно своими размерами. Классиками отмечался преходящий характер небольших предприятий, исчезающих по мере развития производительных сил, постоянного давления со стороны крупных структур.

Аналогичной точки зрения придерживались и многие ученые начала - середины XX века. Например, известный экономист И.Шумпетер констатировал поглощение малого бизнеса крупными промышленными организациями [223]; немецкий ученый Р.Гильфердинг в своей работе «Финансовый капитал» (1910г.) предрекал необратимость процесса уничтожения мелкого производства, считал, что единственный путь выживания малых предприятий - быть придатком крупной промышленности [60].

В некоторой степени они были правы в отношении этой тенденции. Темпы концентрации производства и капитала, происходившие под влиянием технического прогресса в развитии производительных сил, росли почти во всех промышленно развитых странах. Изменение соотношения в пользу крупных предприятий объяснялось как технологическими, так и рыночными факторами. Причины оттеснения малого бизнеса на задний план достаточно подробно про анализированы в работах Д.Стори, В.А. Рубе [234, 179]. Большинство исследователей отмечают, что малый бизнес в XIX, начале XX века практически превратился в придаток крупных фирм, хотя и не был полностью уничтожен.

Что касается России, то с малым бизнесом и торговлей, которые развились во времена НЭПа, боролись не только экономическими методами, но и методами полицейских репрессий. В рамках коммунистической доктрины мелкое товарное производство является основой формирования капитализма, поэтому к концу 30-х годов частнопредпринимательская деятельность была ликвидирована, а к концу 50-х годов ликвидировали и промысловые артели.

Мировой топливно - сырьевой кризис 1970-х годов стимулировал всплеск развития малого предпринимательства в западных странах. Упрочению положению малых предприятий способствовали факторы социально-экономического и технико-технологического порядка. Энергетический кризис, ознаменовавший собой конец эпохи дешевых источников энергии (цены на нефть выросли в 16,5 раз), дал мощный импульс развитию энергосберегающих технологий, появлению модульной, компактной техники. Качественно новый этап НТР создал передовую техническую базу малого предпринимательства, вооружив техникой адекватной ее размерам. С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стал возможен переход к выпуску продукции небольшими партиями и непрерывному обновлению номенклатуры.

Перестраиваться стали и крупные предприятия. Мотив «экономии на масштабах», бывший для них главным в течение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект - усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издержек. Поэтому с 70-х годов крупные предприятия в западных странах вступили в фазу массовой реорганизации - выделение специализированных звеньев в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении, но так или иначе ассоциированные с головным предприятием.

Информатизация и компьютеризация создали мощный стимул для развития деловых услуг, отличающихся узкой специализацией и высоким профессионализмом, основанном на высокой квалификации предпринимателей. Если личные услуги - это традиционная сфера деятельности малого бизнеса, то деловые услуги - это сравнительно новая сфера деятельности малого бизнеса, не требующая значительных капиталовложений, дорогостоящего оборудования и кооперации множества работников. Развитие малого бизнеса, основанного на знании, способствует диверсификации экономики, что является залогом динамичного и сбалансированного развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных