Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






проведения занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами войсковой части

 

 

ТЕМА: «Формы и методы
работы командиров по сплочению воинских коллективов».

Вопросы: 1.
Взаимоотношения военнослужащих.

2. Дружба и войсковое
товарищество.

Дата:

Время: 1 час.

Место: клуб части.

Рекомендуемая литература:

  1. Архангельский В. Взаимоотношения военнослужащих в
    подразделении и роль прапорщика (мичмана) в их совершенствовании.
    Ориентир. – 1997. - № 3.
  2. Прозоров А. Дружба и войсковое товарищество –
    важнейшее условие высокой боевой готовности подразделения. Ориентир. –
    1997. - № 3.
  3. Шипилов А. Нет службы без дружбы. Ориентир. – 1998.
    - № 7.
  4. Щелкунов С. Дружба и войсковое товарищество в
    многонациональном воинском коллективе – залог высокой боевой готовности. –
    Ориентир. – 1998. - № 1.
  5. Яхновец С. Дружба и войсковое товарищество –
    важнейший фактор боевой готовности. – Ориентир. – 2000. - № 2.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.

Взаимоотношения
в воинском коллективе – это специфическая сеть внутриколлективных отношений,
обусловленных идейной общностью, оценками деятельности и личности каждого
воина, поддерживаемых чувствами уважения, доверия, дружбы, товарищества и
ответственности
.

Каждый человек – личность. Ее определяет степень развития и выраженности
психологических свойств индивидуума. Происходящее в обществе так или иначе
отражается на психологии человека. На
поведение военнослужащего постоянно влияет и система связей в людьми,
сложившаяся до призыва в армию, и подобная система, формируемая во время
службы.

Определенные
социально-психологические черты воина находят свое отражение в статусе воина и
его роли в коллективе.

Статус
воина
– это его положение в системе межличностных отношений, определяющее
права, обязанности и привилегии.

В различных
группах один и тот же воин может иметь разный статус.

Социальная
функция личности
определяет его роль.

Статус, как и
роль, может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным).

В ходе психологических исследований было выяснено,
что каждый военнослужащий помимо своих должностных обязанностей выполняет ряд
функций, соответствующих определенной роли. В коллективе насчитывается в
среднем 10 – 12 основных ролей: лидер, мастер, знаток, шутник, лентяй,
миротворец, бунтарь, судья, праведник, исполнитель и т.д.

Выполнение
какой-либо из них военнослужащим зависит от многих факторов: его
профессиональной подготовки, общей эрудиции, индивидуально-психологических
качеств, физических данных, традиций, установленных в группе, уровня развития
воина, воздействия на него коллектива и до.

Установлено,
что наиболее конфликтными по отношению к младшему командиру являются роли:
лидера, мастера, знатока, а не лентяя, бунтаря, шутника. Лидер, мастер и знаток
могут препятствовать нормальному выполнению обязанностей сержантом.

Взаимоотношения
в воинском коллективе проявляются в двух основных формах. Во-первых,
это официальные отношения. Они зависят
от организационной структуры подразделения, согласно которой определяются
функции каждого воина, объем его обязанностей, прав и ответственности.
Во-вторых, это неформальные отношения. Они формируются как система
межличностных симпатий и антипатий.
Однозначно нельзя сказать, какая из форм является ведущей в
межличностных отношениях. Однако при более глубоком рассмотрении проблемы
становится ясно, что официальные взаимоотношения в воинском коллективе всегда
играли и играют определяющую роль. В отличие от неофициальных, которые меняются
в связи с прибытием в коллектив новых военнослужащих, официальные более
стабильны.

Взаимоотношения
военнослужащих
можно разделить по сферам деятельности. При несении
боевого дежурства, внутренней и караульной службы проявляются служебные
взаимоотношения
. В них, как правило, личные симпатии или антипатии, черты
характера играют не такую важную роль. Четче в них проявляются уровень знаний,
развитие навыков и умений, боевого мастерства, опыт службы и т.д. Замечено: чем
благоприятнее обстановка, тем больше проявляется личностное взаимовлияние. При
осложнении обстановке начинают сильнее проявляться товарищеская взаимопомощь и
взаимовыручка.

При участии в общественной деятельности важно
учитывать индивидуально-психологические особенности сослуживцев. На недостатки
товарища необходимо указать ему корректно. При выдвижении воина на общественные
должности учитываются его способности к проведению общественной работы, наличие
у него авторитета и личного желания заниматься такой деятельностью, а также
неформальная ролевая структура коллектива.

Отношения
по интересам
накладывают свой отпечаток на военно-профессиональную
направленность деятельности военнослужащих, положительно или отрицательно
влияют на нее.

Существует
тенденция переноса бытовых отношений в служебную сферу. Например, воины
наиболее ранних призывов принуждают молодых солдат выполнять за них хозяйственные
работы, а на себя берут более квалифицированную работу на технике. Такой подход
неверен. В хорошем коллективе молодым солдатам всегда помогут быстрее освоить
свои воинские обязанности.

Современная
психология признает, что взаимоотношения воинов влияют на индивидуальность
каждого и их совместную деятельность. Однако характер этого влияния не так уж
однозначен.

Экспериментальные
исследования отечественных психологов свидетельствуют: чем лучше
взаимоотношения в коллективе, тем выше эффективность индивидуальной и
совместной деятельности
. Но в то же время исследования показали, что положителен
результат только до определенного уровня
. Если же степень взаимных симпатий
превышает его, может произойти обратное. Сохранение хороших взаимоотношений
может и расслабить военнослужащего, что снижает
взаимную требовательность, принципиальность, сдвигает интересы дела на
второй план. Благодушие и всепрощение очень часто приносят вред.

За формальными
и неформальными взаимоотношениями своих подчиненных должен следить офицер и
умело управлять вверенным ему коллективом, опираясь на собственную интуицию и на складывающуюся
обстановку. Важнейшим условием формирования правильных отношений в воинском
коллективе является умение командира оказывать влияние на подчиненных. А для
этого ему необходимо обладать исчерпывающей информацией о характере отношений
между подчиненными, о составе микрогрупп и их лидерах, о военнослужащих, не
сумевших найти друзей в коллективе. Поэтому также необходимо командиру умело
использовать специальные психолого-педагогические приемы (методики) получения
надежной информации о личностных отношениях подчиненных.

В этой непростой работе командиру существенную
помощь может оказать сплоченный воинский коллектив, способный пресечь дурные
наклонности отдельных военнослужащих.

2.

 

Воинская
дружба и боевое товарищество являются славной боевой традицией армии и флота.
Она жила и живет во всех поколениях российских воинов, играет весомую роль в
укреплении морально-психологического климата в коллективе и решении стоящих
перед ним задач. Во все времена сила нашей армии множилась коллективизмом,
взаимопомощью.

Дружба
важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый
словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном
доверии, привязанности, общности интересов.

Для дружеских
отношений характерно глубокое и устойчивое взаимопонимание. Нормы и правила,
которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие,
уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность.
Настоящие друзья поддерживают друг друга не только добрым словом, но и делом,
причем бескорыстно и от души.

Дружба может проявляться многообразно: от
элементарного совместного времяпровождения до крепких искренних
взаимоотношений.

Цели, которые
преследует дружба, могут быть различными: чисто служебными,
ориентированными на решение стоящих перед подразделением задач; эмоциональными,
вызванными общением друг с другом; рациональными, основанными на
взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными,
ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все они в реальной
жизнедеятельности воинских коллективов переплетаются, сочетаются и взаимно
дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую
ориентацию.

Боевая дружба
воинов армии и флота – один из важнейших источников укрепления
морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил.
Она является существенным условием успешного выполнения задач боевой
подготовки, дальнейшего укрепления дисциплины и боевой готовности.

Дружеские
отношения между людьми не всегда складываются сразу. Как правило, им
предшествуют товарищеские взаимоотношения.

Возникновение
и развитие войскового товарищества уходит к истокам русской армии. Можно
без преувеличения сказать, что история
побед российского оружия – это еще и история боевого товарищества.

Слово
«товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности и условиям жизни
и т.п. «Военный Энциклопедический словарь» дает такое определение войсковому
товариществу – это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в
воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность
.

Товарищество
проявляется прежде всего в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит
общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой
жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого воина
отвечало интересам службы, интересам воинского коллектива. Чтобы осуществить
все это, необходимо помнить уставные требования: дорожить войсковым
товариществом, не щадя своей жизни,
выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и
достоинство каждого, не допускать в отношении сослуживцев грубости и
издевательства, удерживать их от недостойных поступков.

Огромная роль
в формировании теплых, дружеских взаимоотношений в воинском коллективе
отводится командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в
истинных и ложных проявлениях товарищества.

Выполняя свои обязанности, командный состав должен
учитывать, что большое значение в их работе имеет сплочение воинского
коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных
дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности
всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого воина. Речь идет о том,
чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам,
непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и
взаимопомощи во имя успеха всего коллектива.

Разумеется,
многое в этой работе зависит от личного примера командира, нравственный облик и
авторитет которого порождают у
подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и
воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.

Что влияет на сплочение воинских коллективов,
укрепление в них товарищества?

Во-первых,
современные виды оружия – коллективные. Это значит, что в условиях боя действия военнослужащих
представляют собой взаимосогласованные усилия всего экипажа, расчета, группы. Умение понимать друг друга с
полуслова, все подчинять интересам дела,
обеспечить взаимозаменяемость, взаимовыручку и взаимопомощь – важнейшие условия
решения поставленных задач.

Во-вторых, успешная деятельность любого
коллектива зависит от нравственного климата, возданного в нем, от отношений,
складывающихся между его членами.

В-третьих,
на укрепление товарищеских взаимоотношений между людьми большое влияние
оказывает их совместная деятельность по решению конкретных задач. Это надежная
основа для зарождения и упрочения войскового товарищества.

В-четвертых,
командиры призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных
проявлениях товарищества. Военнослужащие должны понимать, что потворство
неправильным действиям товарищей, молчаливое согласие, потакание им вольно или
невольно ведут к разрушению товарищеских взаимоотношений.

В-пятых, атмосфере
взаимопомощи и взаимопонимания в подразделениях способствуют прочные
межличностные связи в коллективе. Эмоциональная привязанность приводит к тому,
что воин всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет,
поделится опытом.

Сплоченный
воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой
подготовки, укрепление воинской дисциплины, организованности. Он воспитывает
каждого солдата и матроса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных