Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Иррациональное в научном познании




Тема 2. Методология науки

План семинара

1. Методология как совокупность методов и философских учений о средствах, предпосылках, принципах организации теоретической и практической деятельности.

2. Характеристика всеобщих философских методов.

3. Классификация методов познания. Многообразие методов исследования: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование и т.д.

Темы докладов

1. Метафизика и диалектика как методы познания, и их влияние на научное исследование

2. Характеристика эмпирического уровня научного исследования (цель, методы, формы)

3. Характеристика теоретического уровня научного познания (цель, методы, формы)

4. Взаимосвязь форм научного знания: проблема, гипотеза, теория, научный факт и другие формы.

5. Идеалы и нормы научного познания

 

Список рекомендуемых источников и литературы

1. История и философия науки / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 606 с.

2. Корниенко А.А. История и методология науки: учебное пособие / А.А. Корниенко, И.Б. Ардашкин, А.Ю. Чмыхало, И.В. Брылина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 188 с.

3. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 288 с.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/intro.php

5. Степин В.С. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники / – М.: Гардарики, 1996.. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/index.php

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки / Ростов н/Д, 1999; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohanov/index.php

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации М., 2005. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/

8. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/index.php

Контрольные вопросы:

1. Что такое методология? Какую цель преследует методология?

2. Что такое метод? Представьте себе, как происходит становление метода?

3. Проблема метода в истории философии

4. Какова структура научного знания? Опишите: эмпирический, теоретический, метатеоретический уровни. Сформулируйте цель эмпирического уровня, теоретического уровня. Какой уровень научного познания более достоверен? Аргументируйте.

5. Какие общенаучные методы используются в естествознании?

6. Опишите формы научного знания

7. Какую роль играют нормы и идеалы научного познания?

8. Дайте определение и приведите примеры следующих методов: наблюдение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, сравнение, экстраполяция, анализ и синтез, дедукция и индукция, типологизация и классификация, экспликация и интерпретация, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.


 

Тема 3. Иррациональное в научном познании

План семинара

1. Определение творчества и научного творчества

2. Алгоритм творческого процесса

3. Взаимосвязь интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве.

4. Методы стимуляции творческого мышления: многообразие подходов

Темы докладов

1. Традиции и новации в науке: диалектика взаимодействия.

2. Роль интуиции в научном познании

3. Функции воображения в научном творчестве

4. Методы стимулирования творческого мышления

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных