Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы изучения общения




В данном параграфе речь пойдет о своеобразном методическом резерве отечественной науки — малоизвестных методах изучения и измерения закономерностей и мотивации общения и взаимодействия, а также обусловливающих их успешность личностных свойств. Опросники и тесты, хорошо представленные в современной психодиагностической литературе и широко применяемые (такие как 16-факторный опросник Р. Кэттелла, MMPI, опросник ЛИРИ, рисуночный тест Розенцвейга, «Тест юмористических фраз», «Рисунок семьи» и некоторые другие) здесь обсуждаться не будут.

Таблица 1.1. Методы изучения межличностного общения и взаимодействия

       
Личностно-коммуникативные свойства Межлично стные отношения Социальная мотивация в сфере общения Самоотношение, самооценка, самоуважение
CPI РОI-CAT смо LSI (ИЖиС)
FPI ОМО БН СОТКУ
СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25
ПАЛ КОСКОМ МЛП ЛК
СИГ «Значимые лица»    
  «Привязанности»    
  «ЛЕБЕДЬ»    

Кратко характеризуя каждый метод (см. также Приложение № 1), мы не ставили задачу обосновать его или описать полученные с его помощью результаты. Наша цель — сориентировать читателя, исследователя в тех возможностях, которые заложены


разработчиками метода, и в некоторых случаях очертить возможную сферу его практического использования.

Кроме того, дополнительной целью являлось описать методы, на основе которых проводились (в том числе авторами книги) исследования, описанные в других разделах.

Авторские бланковые методики представлены в приложении № 2.

Методы изучения межличностного общения можно разделить на 4 группы (см. таблицу 1.1).

1. Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных
свойств.
Калифорнийский (CPI) и Фрейбургский (FPI) личностные опросники, СУМО
(саморегуляция и успешность межличностного общения) В. Н. Куницыной, ПАЛ
(профильный анализ личности) в модификации В. М. Поголыпи, СИГ (тест
социального интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е. М. Михайловой-
Алешиной).

2. Методы исследования межличностных отношений. В их число входят тест Э.
Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана (POICAT) и другие методы измерения
межличностных симпатий и привязанностей, разработанные Л. Я. Гозманом и его
соавторами; ОМО (тест на совместимость) В. Шутца, а также разработанный В. Н.
Куницыной блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений. В него входят
следующие методы:

1. AMORE (установки на определенный тип симпатии и любви);

2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый опросник измеряет привязанность к близкому
человеку (не родственнику), второй — привязанность к матери);

3. «ЛЕБЕДЬ» (установки и типы поведения в интимных отношениях);

4. АПЭ (авторитетность, понимание и эмоциональная близость в супружестве);

5. «ЗНАЧИМЫЕ ЛИЦА» (партнерский и зависимый типы отношений со значимыми
людьми).

В данную группу входит также опросник КОСКОМ (коммуникативная и социальная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отношений.

3. Методы исследования социальной мотивации в сфере общения. «Боязнь неудачи»
(БОН) Элерса, «Мотивация социального успеха» (СМО) Г. Айзенка, Опросник
Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измерения аффилиации).

4. Методы измерения самоотношения, самооценки, самоуважения и
психологической защиты.

СОТКУ В. Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 — самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (LSI) и Е. В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС — методика «Индекс жизненного стиля», ЛК — личностный контроль.

В Приложении № 1 будут рассматриваться преимущественно те методы изучения общения, которые вошли в практику исследовательской работы отечественных психологов за последнее десятилетие.

Следует заметить, что еще целый ряд особенностей межличностного общения — таких, например, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совместимость и ее факторы — ждут своих исследователей и новых методов изучения. Необходимо также уделить внимание разработке проективных и полупроективных методов изучения общения и его результативности.

Выводы

1. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность»,

1 мы не рассматриваем такие методы исследования, подробно представленные в книге Л. Н. Собчик «Диагностика межличностных отношений (тест Лири)», как ДМО (на основе опросника ЛИРИ) и «Вербальный фрустрационный тест».


«дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека.

2. Под мотивационным кризисом понимается болезненная смена мотивов, к которой
человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека,
перемена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений,
трудное прохождение возрастных этапов.

3. Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и
бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает
самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства
причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие фрустрации от стресса, угрозы, опасности?

2. Каковы психологические последствия фрустрации и способы выхода из нее?

3. Приведите примеры фрустрации в сфере общения и межличностных отношений.

4. Назовите типы привязанностей и главные их отличия.

5. Может ли помогающее поведение быть эгоистическим?

6. Являются ли альтруизм и помогающее поведение синонимичными понятиями?


Тема II. Межличностная коммуникация

Основные вопросы данного раздела будут связаны с коммуникативной стороной межличностного общения (напомним, что структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны). Межличностную коммуникацию можно определить как:

• Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

• Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-
либо в ответ;

• Взаимодействие, опосредованное символами;

 

• Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или
несколькими партнерами;

• Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют
возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную
связь.

Глава 3. Речь в межличностном общении

Основные понятия

Межличностная коммуникация

Речь

Денотация

Коннотация

Коммуникативное намерение

Контекст

Код

Метод семантического дифференциала

Полисемия

Синонимия

Социально ориентированное общение

«Принцип кооперации»

Фатическое речевое поведение

Конативная функция речи

Эмотивная функция речи






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных