ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивационный кризиссмена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений. Это понятие описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является чертой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет). Мотивационный кризис может возникнуть, в частности, как реакция на разочарование в человеке, общение с которым прежде приносило радость и удовлетворение, когда восхищение сменяется унынием или когда человек замечает явные черты манипулятивного, потребительского отношения к себе. Резкое изменение, нарушение отношений всегда влечет за собой перестройку мотивов в сфере общения и отношений, пересмотр своих ценностей и установок. Избежать мотивационного кризиса или ослабить его действие позволяют специально разработанные курсы мотивационного тренинга, способствующие повышению активности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех. 2.2 Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении. Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование. Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сближении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении. Если же человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретного человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и милосердии. Аффилиация Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе. (Г. Мюррей 1938 г.) Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний. Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции — стремление к сближению, надежду на аффилиацию (НА) и страх, боязнь отвержения (БО). Исследователь и психотерапевт Л. Горовиц выделяет два типа поведения, которые лежат в основе любых межличностных отношений: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, — действия типа С (сближение); и поведение, ориентированное на удаление от другого, — действия типа О (отвержение). Поведение типа С имеет место, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию, близости и в конечном счете к любви. Действия типа О манифестируют разногласия, недоверие, отстраненность и враждебность. Поведение типа О воздвигает барьеры, которые другим надо преодолеть, чтобы добиться проявлений типа С. Некоторые люди могут бессознательно подавать двусмысленные сигналы типа: «Ты мне очень нужен, уходи прочь», «Я могу и отказать, но ты все же обратись ко мне», «Ты должен мне звонить, мое право не брать трубку» и т. п. (по: Хекхаузен, 1986). Аффилиативное общение имеет свои поведенческие проявления (они упорядочены с помощью факторного анализа и выделены по аудиовизуальной записи А. Мехрабяном в 1971 г.) (по: Хекхаузен, 1986): • общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных); • длительность речи партнеров и длительность контакта глаз; • дружелюбное выражение лица; • громкость и скорость речи; • количество жестов, кивков, словесных согласий; • отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса, Мотив аффилиации находится в сложных отношениях с мотивом достижения. Известен эксперимент, наглядно показывающий это противоречие. Для решения определенной непростой задачи человеку предлагалось взять себе в помощники партнера — либо друга, слабо разбиравшегося в проблеме, либо заведомо неприятного, но сведущего человека. Сделанный выбор свидетельствовал о том, какой мотив у данного человека является ведущим, что для него важнее — сохранить дружеские отношения (поскольку выполнение задачи было и престижным, и оплачиваемым) или добиться результата. Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя таким образом свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта. Страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. При анализе составляющих мотива достижения — надежды на успех и боязни неудачи — выявляется другая тенденция: наличие боязни неудачи существенно снижает надежду на успех. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|