Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Межличностное общение




ОБЩЕНИЯ

Учебное пособие

Москва 2006



ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА I. Межличностное общение как предмет научного знания Глава 1. Теория межличностного общения Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения

ТЕМА II. Межличностная коммуникация Глава 3. Речь в межличностном общении Глава 4. Невербальная коммуникация Глава 5. Слушать и слышать

ТЕМА III. Межличностное взаимодействие

Глава 6. Структура межличностного взаимодействия

Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии

Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре

Глава 9. Феномен личного влияния

Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования

ТЕМА IV. Межличностные отношения Глава 11. Межличностная аттракция Глава 12. Чувства и эмоции в общении Глава 13. Отношения в развитии

ТЕМА V. Неформальное общение и его особенности Глава 14. Общение, обращение, отношение Глава 15. Закономерности доверительного общения

ТЕМА VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения Глава 16. Межличностное восприятие Глава 17. Межличностное понимание

ТЕМА VII. Трудности и дефекты общения

Глава 18. Трудности межличностного общения Глава 19. Дефицитное общение Глава 20. Дефектное общение Глава 21. Деструктивное общение

ТЕМА VIII. Эффективное общение

Глава 22. Факторы успешного общения

Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации

Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ ЭССЕ ЛИТЕРАТУРА


ТЕМА I. Межличностное общение как предмет научного знания Глава 1. Теория межличностного общения

Основные понятия

Межличностное общение Модели коммуникации

1.1 Предмет теории межличностного общения

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

• в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);

• это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в
пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга,
легко осуществляют обратную связь;

• это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что
каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера,
принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки,
личностных характеристик.

Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.

Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событий наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным.

Межличностное общение

осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение (или «трансакция», если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.

Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования (Бессонова, Доценко, 1999), в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:

1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);


3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.

Так, понятие «межличностный контакт» (от лат. contactus — касание) становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций. Виды, уровни, функции межличностного общения

Одна из возможных классификаций видов общения основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные — передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого дикталъного общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием (Леонтьев, 1997).

Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения:

ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне
является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм
социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер,
независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими
людьми;

деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является
организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности
сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые


личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;

интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует Я-Ты контакт (Головаха, Панина, 1989; Петровская, 1989).

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной
готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде
постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами,
решениями;

 

3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его
на выполнение определенных действий;

4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий
при организации совместной деятельности;

5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и
взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

 

6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных
переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в
системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в
котором действует индивид;

8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-
смысловых образований партнера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных