ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конативная функция речивыражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений. В ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи. В качестве иллюстрации приведем небольшой отрывок из рассказа В. Шукшина «Сапожки», а именно сцену обсуждения в мужской компании покупки Сергеем женских сапог. «... — Кому это? — Жене. Тут только все замолчали. — Кому? — спросил Рашпиль. — Клавке. — Ну-ка?.. Сапожок пошел по рукам; все тоже мяли голенище, щелкали по — Сколько же такие? — Шестьдесят пять. Все посмотрели на Сергея с недоумением. Сергей слегка растерялся. — Ты что, офонарел? Сергей взял сапожок у Рашпиля. — Во! — воскликнул Рашпиль. — Серьга... дал! зачем ей такие? — Носить. Сергей хотел быть спокойным и уверенным, но внутри у него вздрагивало<...> — Она велела такие сапожки купить? — При чем тут велела? Купил, и все. — Куда она их наденет-то? — весело пытали Сергея. — Грязь по колено, а он — — Это ж зимние! — А зимой в них куда? — Потом это ж на городскую ножку. Клавкина-то не полезет сроду... У ей какой — Какой она носит-то? — Пошли вы!... — вконец обозлился Сергей. — Чего вы-то переживаете? — Да ведь жалко, Сережа! Не нашел же ты их, шестьдесят пять рублей-то. — Я заработал, я и истратил, куда хотел. Чего базарить-то зря? — Она тебе, наверное, резиновые велела купить? Резиновые... Сергей вовсю злился...
— Как эти... сидят, курва, чужие деньги считают. — Сергей встал. — Больше — А чего ты в бутылку-то лезешь? Сделал глупость, тебе сказали. И не надо так — Я и не нервничаю. Да чего ты за меня переживаешь-то?! Во, переживатель нашелся! Хоть бы у него взаймы взял, или что... — Переживаю, потому что не могу спокойно на дураков смотреть. Мне их жалко. — Жалко — у пчелки в попке. Жалко ему! Еще немного позубатились и поехали (См.: Шукшин В. Рассказы. — Таллинн, 1987) В приведенном отрывке ярко воспроизведены особенности и приемы, свойственные разговорной речи (среди них — постоянная смена позиций «говорящий»/«слушающий», личная заинтересованность и активность разговаривающих, использование неполных предложений, коротких фраз, большого числа местоимений, бытовой лексики, отсутствие причастий и деепричастий и т. д.). Кроме того, подробно показаны функции речи в межличностном общении: в процессе своего развертывания разговор приобретает все большую эмоциональную нагруженность, что заставляет собеседников уточнять собственное отношение к предмету разговора, проверять устойчивость собственной позиции и позиций, занимаемых другими. Таким образом, речь оказывается фактором личностного самоопределения участников разговорной коммуникации. Выводы 1. Речь — это использование языка в коммуникативных целях, поскольку 2. Структура речевой коммуникации предполагает выделение как элементов 3. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние
4. Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеют 5. Речь в межличностном общении — это устная разговорная речь, для которой Вопросы для самопроверки 1. Можно ли говорить о речи как о форме поведения? 2. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации. 3. Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники 4. Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику 5. Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи. 6. Каковы отличительные особенности речевой деятельности в социально 7. Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется 8. Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие 9. Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и 10. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения? . Глава 4. Невербальная коммуникация Основные понятия: Невербальная коммуникация Невербальное поведение Невербальный язык Кинесика Проксемика Такесика Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|