Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конативная функция речи




выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений. В ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

В качестве иллюстрации приведем небольшой отрывок из рассказа В. Шукшина «Сапожки», а именно сцену обсуждения в мужской компании покупки Сергеем женских сапог.

«...Кому это?

Жене. Тут только все замолчали.

Кому?спросил Рашпиль.

Клавке.

Ну-ка?.. Сапожок пошел по рукам; все тоже мяли голенище, щелкали по
подошве <...>

Сколько же такие?

Шестьдесят пять.

Все посмотрели на Сергея с недоумением. Сергей слегка растерялся.

Ты что, офонарел?

Сергей взял сапожок у Рашпиля.

Во!воскликнул Рашпиль.Серьга... дал! зачем ей такие?

Носить.

Сергей хотел быть спокойным и уверенным, но внутри у него вздрагивало<...>

Она велела такие сапожки купить?

При чем тут велела? Купил, и все.

Куда она их наденет-то?весело пытали Сергея.Грязь по колено, а он
сапожки за шестьдесят пять рублей.

Это ж зимние!

А зимой в них куда?

Потом это ж на городскую ножку. Клавкина-то не полезет сроду... У ей какой
размер-то? Это ж ей
на нос только.

Какой она носит-то?

Пошли вы!...вконец обозлился Сергей.Чего вы-то переживаете?
Засмеялись.

Да ведь жалко, Сережа! Не нашел же ты их, шестьдесят пять рублей-то.

Я заработал, я и истратил, куда хотел. Чего базарить-то зря?

Она тебе, наверное, резиновые велела купить? Резиновые... Сергей вовсю злился...

 

Как эти... сидят, курва, чужие деньги считают.Сергей встал.Больше
делать, что ли нечего?

А чего ты в бутылку-то лезешь? Сделал глупость, тебе сказали. И не надо так
нервничать...

Я и не нервничаю. Да чего ты за меня переживаешь-то?! Во, переживатель


нашелся! Хоть бы у него взаймы взял, или что...

Переживаю, потому что не могу спокойно на дураков смотреть. Мне их жалко.

Жалкоу пчелки в попке. Жалко ему! Еще немного позубатились и поехали
домой...»

(См.: Шукшин В. Рассказы. — Таллинн, 1987)

В приведенном отрывке ярко воспроизведены особенности и приемы, свойственные разговорной речи (среди них — постоянная смена позиций «говорящий»/«слушающий», личная заинтересованность и активность разговаривающих, использование неполных предложений, коротких фраз, большого числа местоимений, бытовой лексики, отсутствие причастий и деепричастий и т. д.). Кроме того, подробно показаны функции речи в межличностном общении: в процессе своего развертывания разговор приобретает все большую эмоциональную нагруженность, что заставляет собеседников уточнять собственное отношение к предмету разговора, проверять устойчивость собственной позиции и позиций, занимаемых другими. Таким образом, речь оказывается фактором личностного самоопределения участников разговорной коммуникации.

Выводы

1. Речь — это использование языка в коммуникативных целях, поскольку
человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо
или сообщить что-либо.

2. Структура речевой коммуникации предполагает выделение как элементов
прохождения информации по коммуникативной цепи (отправитель — кодирование
сообщения — движение по каналам — расшифровка (декодирование) — получатель),
так и психологических (намерение, замысел, цель, понимание сообщения) и социально-
ролевых (статусные и ситуативные роли участников общения, используемые ими
стилевые приемы) характеристик.

3. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние
оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе —
денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение
наблюдения и оценки.

 

4. Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеют
оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно
жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений,
снижение личностного начала. В социально ориентированном общении в силу тех или
иных условий дистанция между партнерами увеличивается.

5. Речь в межличностном общении — это устная разговорная речь, для которой
характерны: а) персональность адресации; б) неподготовленность и непринужденность
речевого акта, что проявляется в меньшей лексической точности, свободе
словоупотребления, использовании коротких и простых словосочетаний и
предложений, отсутствии причастных и деепричастных оборотов, наличии речевых
ошибок, заполнителей пауз; в) ситуативность; г) эмоциональная окраска речи.
Персональность и непосредственность общения выдвигают на первый план функции
речи, связанные с формированием между собеседниками определенного характера
взаимоотношений: легкое, ни к чему не обязывающее общение, или серьезный
разговор, проясняющий ценностные установки собеседников.

Вопросы для самопроверки

1. Можно ли говорить о речи как о форме поведения?

2. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.

3. Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники
речевого общения?


4. Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику
стилей говорящих и слушающих.

5. Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи.

6. Каковы отличительные особенности речевой деятельности в социально
ориентированном общении?

7. Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется
понимание собственной социальной роли и роли партнера?

8. Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие
возможность совместной деятельности.

9. Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и
регулировать социальные отношения между общающимися?

10. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?

. Глава 4. Невербальная коммуникация

Основные понятия:

Невербальная коммуникация

Невербальное поведение

Невербальный язык

Кинесика

Проксемика

Такесика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных