Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности повседневной коммуникации




Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это — так называемая фатическая речь.

Фатическое речевое поведение (ассоциативный способ общения)

речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

Поддержание разговора может служить самоцелью. Пример:

Опять погода портится;

У нас всегда так, после жарыгрозы, а потом холодно;

А что творилось в Москвеслышали? Какой страшный ураганище?

Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке...
и т. д.

Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Партнеры не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему, поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать в памяти нужное. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются.

Повседневная речь может принять форму разговора «кругами». «Говорить кругами»


означает говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что его взгляды принимаются всеми. В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так».

Пример:

Разводэто ужасно.

Почему?

Потому что моя мама считает это ужасным.

Почему она так считает?

Да потому что это ужасно!

Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного из собеседников и периодические одобрительные кивки другого или как нарушение очередности утверждений и ответов, попеременно произносимых участниками. При этом нарушенная последовательность ответов, переход с одной темы на другую не вызывают у собеседников недоумения или непонимания именно потому, что контексты разговора очевидны каждому его участнику.

Пример:

Пассажиры в электричке играют в карты. В вагон входят контролеры.

Первый пассажир: Утебя билет есть?

Второй: Есть.

Первый: Давай карту, я хожу.

Второй: А так штрафсколько?

Первый: Не знаю. (Обращается к сидящему рядом.) Вы не знаете?

Третий: Нет. У вас нет билета?

Первый: Есть. Просто интересно, насколько дороже...

Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие:

1. Персоналъностъ адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников
друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения;
более пристальное внимание организации обратной связи с партнерами.

2. Спонтанность и непринужденность; условия непосредственного общения не
позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и
говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что
беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему;
говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже
сказанному. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других
языковых погрешностей.

3. Ситуативностъ; непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы,
о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет
использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений,
неизбежной в неформальной речи.

4. Эмоциональность; ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в
непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на
первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы
разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны
не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и
синтаксическая выдержанность и даже не что говорится, а то, как говорится.
Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных
оценок, эмоциональных предпочтений, мнений. При этом эмоциональная
непосредственность не только не затрудняет, но, наоборот, облегчает понимание
происходящего в целом и состояния нашего собеседника, в частности.


Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных