ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности повседневной коммуникацииОсновная форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это — так называемая фатическая речь. Фатическое речевое поведение (ассоциативный способ общения) речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью. Пример: — Опять погода портится; — У нас всегда так, после жары — грозы, а потом холодно; — А что творилось в Москве — слышали? Какой страшный ураганище? — Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке... Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Партнеры не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему, поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать в памяти нужное. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются. Повседневная речь может принять форму разговора «кругами». «Говорить кругами» означает говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что его взгляды принимаются всеми. В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так». Пример: — Развод — это ужасно. — Почему? — Потому что моя мама считает это ужасным. — Почему она так считает? — Да потому что это ужасно! Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного из собеседников и периодические одобрительные кивки другого или как нарушение очередности утверждений и ответов, попеременно произносимых участниками. При этом нарушенная последовательность ответов, переход с одной темы на другую не вызывают у собеседников недоумения или непонимания именно потому, что контексты разговора очевидны каждому его участнику. Пример: Пассажиры в электричке играют в карты. В вагон входят контролеры. Первый пассажир: Утебя билет есть? Второй: Есть. Первый: Давай карту, я хожу. Второй: А так штраф — сколько? Первый: Не знаю. (Обращается к сидящему рядом.) Вы не знаете? Третий: Нет. У вас нет билета? Первый: Есть. Просто интересно, насколько дороже... Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие: 1. Персоналъностъ адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников 2. Спонтанность и непринужденность; условия непосредственного общения не 3. Ситуативностъ; непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, 4. Эмоциональность; ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|