ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация типов отношенийКлассификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили Формы отношений: а) физические, 6) психические, в) личные (психологические), г) взаимоотношения (социально-психологические), д) межличностные, межгрупповые, общественные (социальные) отношения. Психологические отношения — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля. Социально-психологические отношения — это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения. Взаимоотношения — встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость). Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия. Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми. При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение. В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина: «Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80). Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «...Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31). Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов. Выводы 1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения 2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование 3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных Вопросы 1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных 2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», 3. Какие виды отношений вы можете выделить? Глава 15. Закономерности доверительного общения Основные понятия Доверчивость Привязанности Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д. Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного. Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают: • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам; • более корректная постановка целей и задач; • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности; • более высокая мотивация деятельности. Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей доверительного общения, остановимся на характеристиках неформального общения, так как доверительность свойственна лишь неформальному общению и является его существенной характер истико й. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|