ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Азбука нравственности»; 4. «Я и мой мир».Выбор названий разделов обусловлен общим замыслом программы «Самопознание» (задачи), который предполагает знакомство с ценностями, обучение и утверждение у детей современного ценностного сознания, формирование позитивного мироощущения и миропонимания, и на их основе - совершения нравственно желаемых поступков, а затем, в более старшем возрасте, - выстраивания достойной линии поведения. Главной задачей нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не только приобретение детьми знания о правильном поведении. Наиболее близкими и понятными для 5-7 летних детей являются представления о социоприродном мире непосредственного окружения и участия. Поэтому в структуре ценностного сознания детей необходимо развить представления о человеке, семье, друзьях, природе и Родине, как базовых понятиях, на основе которых становится возможным разъяснение непреходящих ценностей мира человека: любви, счастья, доброты, заботы, понимания, уважения. ^ Первый раздел «Я - Человек» вводит детей в мир самопознания - познания человеком самого себя, пробуждая интерес к себе и окружающим людям. В нем предусмотрены занятия, которые развивают положительное отношение к себе, своему имени, а также подводит ребенка к порогу осознания своего уникального «Я» и связи между именем и социальной половой ролью. Дети дошкольного возраста познавать самих себя. Дошкольник начинает прислушиваться к своим чувствам, анализировать свои поступки, мысли и давать им нравственную оценку. Занятия данного раздела формируют представления детей как осознание себя Человеком - частью природы, как высшее звено эволюции, его возможностей и осмысления своего предназначения, когда развивается позитивное восприятие мира и воспитывается доброжелательное отношение к окружающим людям. Благодаря содержанию занятий дошкольник открывает свое глубокое уникальное «Я», где происходит его личностное нравственное изменение, а именно в умении считаться с другими, любить, оказывать помощь окружающим, дарить радость другим, сопереживать, стыдиться своих плохих поступков, переживать, обижаться. Мир его чувств и эмоций становится нравственно-духовно богатым. ^ Во втором разделе программы «Радость общения» дошкольники овладевают социальным пространством человеческих отношений и расширяют представления о радости общения через взаимодействие с близкими взрослыми (родителями и воспитателями), а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, где они учатся проявлять доброжелательность, дружелюбие, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи и эмпатии. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития дружелюбия, гуманности во взаимодействиях детей. Данный раздел направлен на изучение таких ценностей, как семья, дружба, любовь. Дошкольник испытывает потребность в любви и одобрении, благодаря этому занятия по самопознанию построены так, чтобы ребенок учился и стремился к позитивным формам общения с окружающими людьми. ^ Без внимания не остались и наши братья меньшие. Данные занятия направлены на заботливое, доброе отношение к домашним животным. Третий раздел «Азбука нравственности» разработан с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное морально-нравственное развитие ребенка. У дошкольника происходят развитие морального сознания, социальных, нравственных чувств и становление моральной саморегуляции, т.е. старший дошкольник начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, различает хорошие и плохие поступки, сопереживает. В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Занятия по самопознанию, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, воспитывают у детей добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность, честность, отзывчивость. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками, поэтому занятия по самопознанию насыщены играми, которые помогут дошкольникам стать добрыми, эмоционально отзывчивыми людьми, а также помогут в развитии детского дружного коллектива, где большую роль будут играть начальные формы чувства долга и ответственности. Полученные знания позволяют детям применять правильные действия в играх, совершать хорошие нравственные поступки в различных жизненных ситуациях, а также формируют просоциальное поведение и реализуют гуманное, нравственное отношение к другому человеку. Содержание четвертого раздела «Я и мой мир» ориентировано на формирование у детей опыта нравственных отношений с окружающим миром (семьей, детским садом, общественной средой). Любовь к Родине, родной природе, родному народу, развитие чувства прекрасного у ребенка начинаются с любви к родному очагу, где он родился и вырос. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. В дошкольном возрасте формируются сложные социальные чувства: чувство патриотизма к Родине, интернациональные чувства. Занятия данного раздела формируют умение наблюдать за явлениями живой природы, чувствовать красоту сердцем, воспитывают чувства гордости и восхищения родным краем, расширяют представления детей о ценности здоровья, о здоровом образе жизни, развивают способность ощущать единство с природой, а также представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам; воспитывают чувства любви и гордости за Республику Казахстан, стремление стать настоящим гражданином Казахстана. Предмет «Самопознание» позволяет ребенку с малых лет осознавать, что главная ценность в этом мире - человек. Главное в человеке - это его личность. Он рожден для созидания, творчества, для счастья, для любви и радости в жизни. Занятия по самопознанию учат детей думать, анализировать, высказывать свои мысли, идеи свободно и откровенно, благодаря этому дети раскрывают свои способности и таланты. Педагог, воспитатель создают на занятиях и в повседневной жизни детского сада атмосферу доброжелательности, теплоты, позитивного, уверенного настроения на весь день. Необходимо, чтобы дети не просто освоили определенный объем знаний по самопознанию, но и умели применить эти знания в повседневной жизни. Поэтому воспитатель формирует у ребенка привычку нравственного поведения через создание проблемных творческих ситуаций и вовлечение в них детей в процессе повседневной жизни. В целом содержание программы по самопознанию строится на неизменных принципах личностно-ориентированного обучения: на принципе индивидуализации (индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, на принципе гуманизации (ценностное отношение к ребенку, максимально учитывающее на принципе сотрудничества (тесное сотрудничество и взаимодействие школы, семьи, Программа по самопознанию предполагает тесное взаимодействие с родителями, так как основа нравственно-духовного воспитания создается именно в семье, родители - первые учителя своих детей, которые желают видеть их счастливыми, творческими, уверенными, благополучными, добрыми людьми. Тесное сотрудничество с родителями способно обеспечить наиболее полное и эффективное раскрытие личностных качеств ребенка, а именно через совместную работу родителей с детьми в «Альбомах дошкольника», творческих заданий, семейное чтение, пение, игры, рисование, театрализация, посещение и участие родителей занятий по самопознанию, участия в кругах радости, от сердца к сердцу, минутках тишины. Изучение предмета «Самопознание» реализуется в рамках инвариантной части учебного плана. Учебная нагрузка предмета «Самопознание» в старшей и предшкольной группах дошкольного образования составляет по часу в неделю, всего 34 часа в учебном году.
Путешествие в страну «Самопознание». Учусь быть Человеком. Девочки и мальчики. Мое имя. Мой день рождения. Мои чувства. Добрые дела. Вот такой я - Человек. ^ Радость общения (8 ч.) Родные и близкие. Праздники семьи. Мир семьи. С чего начинается дружба? Верные друзья. Друг всегда поможет. Друзья мои меньшие. Планета друзей. ^ Азбука нравственности (8 ч.) Все начинается с приветствия. Добрые поступки. Учимся понимать и прощать. Все начинается с понимания. Гость - радость в нашем доме. Я помощник. Быть честным. Я маленький гражданин своей страны. Я и мой мир (10 ч.) Родной дом. Мой любимый детский сад. Матушка - природа. Природа и здоровье. Природа и Человек. Наурыз - праздник обновления. Родной мой Казахстан. Светлый путь Самопознания. Обобщающий урок. ^ Предшкольная группа (34 часа, 1 час в неделю) Я - Человек (8 ч.) Путешествие в Страну самопознания. Я особенный человек. Я и моя семья. Я и мои сверстники. Я и мой воспитатель. Слушаю свое сердце. Учимся делать добрые дела. Я счастливый человек. ^ Радость общения (8 ч.) Учимся общению. Доброе сердце. Ласковые слова. Согласие в семье. Настоящий, верный друг. Мои домашние животные. С чего начинается дружба? Учимся любить. ^ Азбука нравственности (8 ч.) Быть вежливым. Отзывчивость. Умение заботиться. Миру - мир! Что такое милосердие? Быть трудолюбивым. Учимся помогать друзьям. Доброта в моем сердце. Я и мой мир (10 ч.) Как прекрасен этот мир! Моя семья. Учимся беречь природу. Великий учитель - Природа. Мой Казахстан. Дружба народов. Люблю тебя, мой край родной. Добрый путь Самопознания. Обобщающий урок. Далее предлагаются краткое методическое описание основных тематических разделов, содержательная основа занятий, требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста и критерии оценки знаний, умений, навыков дошкольников по двум уровням дошкольного образования - старшего дошкольного и предшкольных возрастов. Старшая группа (34 часа, 1 час в неделю)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|