Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие механизма правового регулирования.




МОДУЛЬ 1. МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ДЕЙСТВИЕ

Понятие и особенности механизма гражданско-правового регулирования

Структура и действие механизма гражданско-правового регулирования

 

Вопросы для самопроверки

Задания

Понятие и особенности механизма гражданско-правового регулирования

 

Понятие механизма правового регулирования.

Механизм гражданско-правового регулирования не относится к проблемам, которые бурно обсуждаются в цивилистике. Вероятно, неосмысленное перенесение теоретических положений об этом явлении как о взятой в единстве системе правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[1][1] на специфическую материю гражданского права делает его малопонятным и лишенным практической значимости для большинства представителей отраслевой науки. Тем более, что В.Ф. Яковлев еще в 70-х годах XX в. определил механизм гражданско-правового регулирования в качестве необходимого, но вторичного признака отрасли права.

Ученый считает, что признаки отрасли права не должны рассматриваться в качестве однопорядковых[2][2]. Решающий из них − предмет отрасли. Однако он, будучи материальным признаком, не выражает юридических особенностей отрасли. Последняя может быть признана таковой лишь тогда, когда обладает спецификой по своим юридическим признакам: принципам, функциям, методу, механизму регулирования, а также характеризуется названными структурными признаками и известным обособлением ее законодательства. При этом если принципы, функции и метод в разных аспектах концентрируют в себе юридическое содержание отрасли, то механизм правового регулирования как совокупность средств правового воздействия, структурные признаки отрасли и обособление ее законодательства являются признаками вторичными, формальными. Они непосредственно не отражают содержания отрасли права, производны от первичных юридических признаков (принципов, функций, метода) и существуют лишь постольку, поскольку сформировались эти последние. Поэтому, заключает ученый, особенности отраслевого механизма регулирования могут быть раскрыты лишь через призму специфики метода отрасли права[3][3].

Следует, безусловно, согласиться с выводами, сделанными В.Ф. Яковлевым, хотя зависимость механизма правового регулирования от первичных юридических принципов отрасли не является настолько очевидной, что любой юрист может однозначно ответить на вопрос о составе и структуре средств гражданско-правового регулирования. Доказательство тому – многолетние острые дискуссии относительно, например, проблем определения природы устава юридического лица, исполнения обязательства, односторонней сделки, типовых договоров. А ведь решение этих и многих других конкретных вопросов зависит от понимания особенностей системы гражданско-правовых средств. Поэтому изучение механизма гражданско-правового регулирования следует отнести к одному из важнейших направлений цивилистических фундаментальных исследований.

В силу отсутствия крупных исследований механизма гражданско-правового регулирования для его осмысления целесообразно обратиться сначала к выводам теоретиков права о механизме правового регулирования.

Наиболее распространенным в теории права является понимание механизма правового регулирования как взятой в единстве системы правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[4][4]. С.С. Алексеев, определяя его значение, отмечает, что понятие позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др. и обрисовать их как целостность (это достигается также и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в «работающем», системно-динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижения поставленных законодателем целей. Кроме того, автор указывает, что категория механизма правового регулирования помогает высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь межу собой и взаимодействие[5][5].

Действительно, в буквальном понимании механизм представляет собой «совокупность совершающих требуемые движения тел (обычно – деталей машин), подвижно связанных и соприкасающихся между собой», что определяется его основной функцией − служить для передачи и преобразования движения[6][6]. Поэтому изучение правового регулирования, осмысливаемого как динамический процесс в рамках понятия «механизм», дает возможность увидеть юридические явления в действующем состоянии, уточнить, исходя из этого, их сущность, устройство и усовершенствовать его.

Разумеется, нельзя допускать механистического подхода к исследованию правового воздействия, полностью отождествляя право как идеальное с материальным. Исключение такого значимого фактора как человеческое сознание может привести в лучшем случае лишь к конструированию неприменимых и нереализуемых норм права. Отсюда следует, что правовое регулирование как движение идеального в отличие от материального есть, прежде всего, развитие мысли о юридическом явлении. Особенно очевидно это становится при исследовании гражданско-правового регулирования, поскольку оно по своей сущности диспозитивно и, как следствие, – многозначное, неокончательное, предполагающее домысливание. Например, американский юрист Ч. Фокс считает, что цель договора состоит в том, чтобы «с предельной точностью описать достигнутый сторонами консенсус. Описать так, чтобы все, кто будет читать этот контракт, понимали его одним и тем же образом»[7][7].

Нельзя не согласиться с тем, что категория механизма правового регулирования отражает саму субстанцию права, т.е. элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование, что позволяет поднять вопросы догмы права и техники юриспруденции на философский (общесоциологический) уровень[8][8]. Использование данной категории для правового исследования позволяет оценивать действующее право не только с формально-юридических позиций, но в контексте общесоциального его значения, не давая при этом ограничиваться утилитарными, бытовыми либо сугубо экономическими рамками.

С.С. Алексеевым отмечается, что понятие механизма охватывает две стороны правового регулирования: во-первых, обеспечение при помощи совокупности правовых средств правового воздействия на общественные отношения и, следовательно, обеспечение эффективности правового воздействия; во-вторых, внутреннее строение механизма, его отдельные элементы (части), взятые в соотношении[9][9]. Последнее в современной российской теории права выделено в специальный аспект исследования механизма правового регулирования, обозначенный как инструментальный[10][10], наряду с психологическим и социальным[11][11]. В психологическом аспекте механизм правового регулирования характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей – участников общественных отношений[12][12]. Социальный аспект предполагает исследование вопросов о доведении правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, формирование правовом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль[13][13]. Только исследование всех сторон механизма правового регулирования дает возможность составить полное представление о нем, но наибольшее значение при этом имеет, конечно инструментальный, специально-юридический аспект.

В.А. Сапуном была предпринята попытка создания специально-юридической научной теории, освещающей правовую действительность в аспекте инструментального подхода, т.е. инструментальной теории, «ядром которой может оказаться теория правовых средств как перспективное направление исследования служебной роли права в обеспечении жизнедеятельности личности и общества»[14][14]. Причем основным отличием теории правовых средств от технико-юридической догматической теории ученый назвал «способность выявить основные закономерности действия и использования юридических механизмов на отдельных участках правового воздействия для решения разнообразных социально-экономических задач»[15][15].

Действительно, указанная теория позволяет поднять исследование, прежде всего, отраслевых правовых средств, до уровня их философского осмысления, что позволяет прийти к новым значимым специально-юридическим выводам. Однако в силу общего характера, теория страдает противоречиями, которые не позволяют её сделать удобной для применения. Особенно очевидны эти противоречия с позиции отраслевого её использования, несмотря на то, что у истоков исследования правовых средств стояли, прежде всего, цивилисты[16][16]. Специально проблеме гражданско-правовых средств посвящено исследование Б.И. Пугинского, которое он проводил в середине 80-х годов XX в. Многие его выводы требуют развития, на чем настаивает и сам автор[17][17], и, думается, переосмысления в современных условиях.

Перенося сказанное исследователями на механизм гражданско-правового регулирования предварительно можно заключить, что он представляет собой взятую в единстве систему гражданско-правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное гражданско-правовое воздействие на имущественные и личные неимущественные отношения






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных