Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Учителя изобразительного искусства

Учителя изобразительного искусства

Гасишвили М.Л

Количество часов в год – 140

Недельная нагрузка – 4 часа

Пояснительная записка

 

В условиях повышения роли человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятель­ность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в кото­рой живет и работает человек.

Создание промышленных из­делий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуа­тационным, композиционным и эстетическим характерис­тикам, не может быть осуществлено без графического оформления замыслов художника-конструктора (дизайне­ра) в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом, и др.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Программа включает в себя общие сведения о графиче­ских изображениях, применяемых в практической деятель­ности, теоретические основы получения и рациональные приемы их выполнения при отображении различных объектов труда, быта и отдыха людей.

При изучении теоретического материала анализируются формы и конструкции объектов на ос­нове сравнения, раскрытия графического состава изобра­жения, обоснованного выбора изображения. Основой тако­го обучения является развитие пространственного мышле­ния учащихся, формирование их творческой, познаватель­ной и художественно-конструкторской зрелости, самостоя­тельного подхода в решении различных задач, связанных с вопросами художественного проектирования.

Эффективным средством связи теории с практикой явля­ются графические и практические работы, которые побуж­дают учащихся к применению знаний в творческой деятель­ности, оригинальности мысли, смелости решений и изобре­тательности. В программе дается примерный перечень таких заданий, как: изменение и усовершенствование формы предметов, расширение их функциональных свойств, улуч­шение внешнего вида; чтение и выполнение различных ви­дов изображений; моделирование изделий, интерьера, объ­ектов, размещенных в открытом пространстве.

 

Цель программы кружка дизайна: научить учащихся вести исследование доступных им задач, развить воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их. При этом акцент делается не на «раннюю профессионализацию», а на использование потенциала дизайна для всестороннего развития учащихся.

Задачи

· ознакомление школьников с ос­новными методами художественного проектирования;

· обу­чение чтению и выполнению различных видов графических изображений;

· повышение их общей графической культуры;

· всестороннее развитие образного мышления и пространст­венного представления, имеющих важное значение в худо­жественно-конструкторском творчестве.

 

Программа состоит из 3 предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их прикладных возможностей на практике. Третий – это «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн-разработок.

Программа кружка дизайна предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

 

Программа “Основы дизайна” рассчитана на 35 занятий.

30 % учебных часов отведено в программе на теоретические занятия, а 70 % - на практические

 

Тематический план работы художественного кружка «Основы дизайна»

 

Содержание работы   Примечание
Содержание работы кружка дизайна. Знакомство. Организационные вопросы. Вводное занятие
  Изобразительная грамота
Линия и ее возможности. Линии разной толщины.  
Практические занятия. Упражнения-тренинги: «Дорисуй изображение» «Есть ли у линии характер?»  
Выполнение рисунков из геометрических фигур  
Целое и его часть. Ритм как способ организации композиции. Заполнение плоскости листа.
Целое и его часть. Ритм как способ организации композиции. Заполнение плоскости листа.
Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела.  
Детальное изучение природных форм, их рассматривание. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Упражнения-тренинги: развивающие игры «Какой фигуры не хватает?» и «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?».  
Упражнение «Разбитый кувшин». Выполнение заданий разными художественными графическими материалами: (карандаши, фломастеры, тушь-перо, мел и др.)    
Упражнение «Разбитый кувшин». Выполнение заданий разными художественными живописными материалами: (гуашь, акварель)    
Упражнение «Разбитый кувшин». Выполнение заданий разными художественными прикладными материалами: (картон, цветная бумага, ткань и др.)  
Обогащение силуэтной формы декором «Украсим посуду/полотенце». Создание эскиза
Обогащение силуэтной формы декором «Украсим посуду/полотенце». Работа в цвете
Составление изображения из геометрических фигур или из природных элементов.  
Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему: транспорт, крепость и пр. Практическая работа
Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему: транспорт, крепость и пр. Завершение работы
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре Тестирование
Графический дизайн и его направления. - книги Создание эскиза
Графический дизайн и его направления. - книги Работа в цвете
Графический дизайн и его направления. - плакаты, афиши   Создание эскиза
Графический дизайн и его направления. - плакаты, афиши Работа в цвете
Графический дизайн и его направления. - визитки Создание эскиза
Графический дизайн и его направления. - визитки Работа в цвете
Графический дизайн и его направления. - товарные знаки   Создание эскиза
Графический дизайн и его направления. - товарные знаки Работа в цвете
Графический дизайн и его направления. - рекламные листы   Создание эскиза
Графический дизайн и его направления. - рекламные листы   Работа в цвете
Промышленный дизайн и его направления. Аукцион знаний
Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.    
Шрифт. Способы написания букв. Выполнение упражнений Знакомство с образцами букв разного начертания
Выполнение шрифтовой композиции (назва­ние учебного предмета, кружка технического творчества и т. п.)   Наброски карандашом
Выполнение шрифтовой композиции (назва­ние учебного предмета, кружка технического творчества и т. п.)   Аппликация,
Выполнение шрифтовой композиции (назва­ние учебного предмета, кружка технического творчества и т. п.) тушь, гуашь
Выполнение орнаментальной композиции для предмета быта (с учетом национальных тради­ций), включающей изученные геометрические построения   Эскиз  
Выполнение орнаментальной композиции для предмета быта (с учетом национальных тради­ций), включающей изученные геометрические построения Завершение работы
Прикладная графика Беседа, знакомство с видом графики
Прикладная графика. Упражнения-тренинги  
Книжная графика, иллюстрация Создание эскиза
Книжная графика, иллюстрация Работа в цвете
Книжная графика, обложка книги Создание эскиза
Книжная графика, обложка книги Работа в цвете
Графический дизайн Практическая работа
Дизайнер и среда обитания. Эскиз комнаты  
Дизайнер и среда обитания. Работа с цветом Практическая работа
Стиль в искусстве модельера  
Классический стиль одежды Выполнение упражнений
Классический стиль одежды Коллективная работа
Спортивный стиль одежды  
Спортивный стиль одежды Аппликация, акварель, гуашь
Романтический стиль одежды  
Романтический стиль одежды  
Фольклорный стиль одежды Эскиз
Фольклорный стиль одежды аппликация
Авангардный стиль одежды  
Авангардный стиль одежды  
Итоговое занятие. Тестирование по теме «Изобразительная грамота»  
  Материаловедение  
Введение. Материалы и принадлежности  
Материал –бумага. Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.    
Способы соединения бумаги: с помощью клея, степплера, скотча, а также щелевое соединение, плетение.  
Практические занятия. «Что напоминает смятая бумага?». Упражнения-тренинги
Изучение основ техники «оригами». Изготовление несложных игрушек-самоделок из бумаги  
Изготовление несложных игрушек-самоделок из бумаги  
Создание композиции из оригами. Коллективная работа  
Материал - ткань. Приемы работы с мягкими тканями Беседа
Способы соединения тканей - сшивание Практические упражнения
Способы их соединения - склеивание  
Способы их соединения - плетение  
Способы их соединения - связывание  
Выполнение несложных самоделок: подушка для иголок  
Изготовление подушки для иголок. Завершение работы  
Выполнение несложных самоделок: декоративное панно  
Выполнение несложных самоделок: подвеска-кулон  
Выполнение несложных самоделок: «пальчиковая» кукла  
Материал – пластиковая бутылка. Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами  
Практические занятия. Изготовление игрушек-самоделок - «Рыбка», «Попугай» Упражнения-тренинги.
Практические занятия. Изготовление игрушек-самоделок - «Катамаран», «Автомобиль» и др.  
От части к целому. Узорные прописи  
Процарапанная краска и пастель Подготовка к работе
Процарапанная краска и пастель композиция
Композиция «Звездная ночь». Эскиз  
Композиция «Звездная ночь». Работа в цвете  
Изображение деревьев в графике  
Композиция «Осень»  
Композиция «Зима»  
Композиция «Весна»  
Композиция «Лето»  
Композиция «Фантастический замок»  
Морской коллаж. Подготовительная работа  
Морской коллаж. Аппликация  
Как передать разнообразие оттенков.  
Декорированная бумага. Приемы работы  
Декорированная бумага. Практическая работа  
Узоры и отпечатки. Изготовление трафаретов  
Узоры и отпечатки. Рисуем орнамент  
Рецепт бумажной массы. Приемы работы  
Папье-маше. Изготовление декор.тарелки  
Эскиз росписи декоративной тарелки  
Роспись декоративной тарелки по эскизу  
Изготовление бумажной массы для лепки  
Лепка из бумажной массы  
Роспись изготовленных игрушек  
Обобщение темы. Выставка работ  
Проектирование  
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования.  
Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).    
Проектирование сувениров, имеющих форму поверхностей вращения (для самых маленьких детей)   Разработка эскиза  
Проектирование сувениров, имеющих форму поверхностей вращения (для самых маленьких детей) Завершение работы
Проектирование игровой площадки с использованием многогранных и криволинейных поверхностей с включением естественных ланд­шафтных условий (типа «робинзонада», «море­плавание» и др.)   Проектные зарисовки  
Проектирование игровой площадки с использованием многогранных и криволинейных поверхностей с включением естественных ланд­шафтных условий (типа «робинзонада», «море­плавание» и др.) Продолжение работы, эскиз площадки
Завершение проекта игровой площадки с использованием многогранных и криволинейных поверхностей Завершение работы в цвете
Разработка оригинальной формы посуды или столовых приборов целевого назначения (для самолета, детского сада, школьной столовой, туризма и т. п.) Эскиз
Разработка оригинальной формы посуды или столовых приборов целевого назначения (для самолета, детского сада, школьной столовой, туризма и т. п.) Завершение работы
Совершенствование формы предмета быта на основе оптимальных пропорциональных соотношений Эскизы, наглядное изображение с «отмывкой»
Проектирование крупногабаритного «игро­вого» или «мебельного» конструктора для детского уголка, комнаты  
Выполнение эскиза входа в театр, цирк По памяти, по представлению (в цвете)
Завершение работы над эскизом входа в цирк, театр  
Выполнение эскиза входа в спортивный комплекс и т. п.  
Завершение работы над эскизом входа в спортивный комплекс  
Проектирование оригинальной мебели для отдыха с учетом местной национальной куль­туры Эскизы
Проектирование оригинальной мебели для отдыха с учетом местной национальной куль­туры Работа в цвете
Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства (прихожая, кухня, детская комната и т. д.) План, развертки стен,
Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства (прихожая, кухня, детская комната и т. д.) проек­ции в цвете, с переда­чей фактуры
Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства (прихожая, кухня, детская комната и т. д.) Завершение работы
Проектирование школьного интерьера (комна­ты общественных организаций, выставки, рекреации, учебного кабинета, спортивного зала и т. п.) Эскиз
Проектирование школьного интерьера (комна­ты общественных организаций, выставки, рекреации, учебного кабинета, спортивного зала и т. п.) Макетирование из бумаги, картона, мягкого материала
Проектирование школьного интерьера (комна­ты общественных организаций, выставки, рекреации, учебного кабинета, спортивного зала и т. п.) Макетирование из бумаги, картона, мягкого материала
Проектирование элементов благоустройства внешней среды: малые формы (фонари, стенды, киоски, зоны отдыха и т. п.). Эскизные зарисовки
Проектирование элементов благоустройства внешней среды: малые формы (фонари, стенды, киоски, зоны отдыха и т. п.). ма­кетирование из любого материала
Построение перспективы паркета по заду­манн- ной форме плитки, расположенной в сов­мещенной предметной плоскости Перспективная проекция с отмывкой
Коллективный мини-проект по разработке изделия. тема мини-проекта: набор посуды или разделочных досок, Эскизные разработки
Продолжение работы над проектом: набор посуды или разделочных досок,  
Коллективный мини-проект по разработке изделия. тема мини-проекта: набор светильников,   Эскизные разработки
Продолжение работы над проектом: набор светильников,    
Коллективный мини-проект по разработке изделия. тема мини-проекта: современный стул Эскизные разработки
Продолжение работы над проектом: современный стул  
Коллективный мини-проект по разработке изделия. тема мини-проекта: Школьная парта Эскизные разработки
Продолжение работы над проектом: школьная парта  
Защита мини-проектов разработанных изделий.      
Обобщение. Организация выставки  
Итоговое тестирование  
       

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГЛАВА VII. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных