ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Промышленный альпинизм, как, собственно, и альпинизм вообще, представляет собой занятие с повышенной нагрузкой на психику человека.Хотя вообще-то человек в принципе обитает в среде, которая ему постоянно чем-нибудь угрожает. Опасности везде: можно попасть под машину, можно споткнуться на ровном месте и получить травму, может что-нибудь упасть сверху (сосулька, кирпич, кусок баллистической ракеты), можно и самому куда-нибудь упасть, можно... и т.д. и т.п. Этих "и т.д." больше при различных опасных видах деятельности, к которым относится альпинизм и все его ответвления. Однако опасность реализуется в аварийную ситуацию или даже в несчастный случай чаще всего лишь в результате неправильных действий самого человека, в результате его ошибок. В старом фильме "Два бойца" Марк Бернес устами своего героя говорит, что маузер не может стрелять, если в нем отсутствует главная часть - голова владельца. Эта "главная часть" должна постоянно присутствовать и у альпиниста, как в горах, так и на высотных работах. Но надо учитывать, что существуют обстоятельства, которые могут оказаться сильнее человека, и как раз этого, по возможности, не следует допускать. Это, например, обстоятельства биологического характера. Суть их в том, что организм человека автоматически выполняет функции самозащиты. Болевые ощущения, отдергивание руки от пламени и т.д. - все это сигналы, которые организм подает при различных угрозах. Сигналы, достаточно четко воспринимаемые человеком. Но они, эти сигналы, могут быть и не такими четкими. Например, притупление остроты - это тоже сигнал опасности: внимание, перегрузка. Поэтому альпинистскую деятельность нужно не доводить до этих перегрузок. То есть - повышать надежность самого альпиниста, коль скоро исключить опасность самой работы нельзя. Путей здесь несколько. Первый - повысить собственный уровень защищенности. Т.е. поднять уровень подготовленности организма, его тренированности. Говоря проще, нужно поддерживать свою спортивную форму. Чем она выше, тем дальше отодвигается барьер незащищенности. Второй - вывести как можно больше своих действий в режим автоматизированных навыков, дойти до той степени мастерства, когда вы можете работать безошибочно, на "автомате". И здесь тоже нужна тренировка, обучение(или самообучение). Третий - уменьшить число отвлекающих факторов до минимума. Ведь главный фактор психологического воздействия - высота - с вами всегда. Независимо оттого, новичок вы в этом деле и вам попросту страшно (и нечего этого стыдиться, это естественно) или опытный верхолаз, который высоты не боится совсем (кстати, у опытных ошибки бывают чаще за счет притупления бдительности). Так вот, отвлекающим факторами могут быть предметы снаряжения, одежды, оборудования. И чтобы исключить их влияние, нужно всю подготовительную работу с ними - подгонку, наладку провести заранее, внизу, "долгими зимними вечерами". Четвертый - экономно расходовать свои собственные ресурсы. Физические - стараясь не перегружаться, соблюдать по возможности режим труда и отдыха (ведь не зря во всем мире пришли к 8-ми часовому рабочему дню!), не допускать пиковых нагрузок. И психические - а вот тут важно все, о чем говорилось выше и не говорилось. И состав вашей бригады, "психологический климат в ней", и психологическая совместимость всех ее членов между собой. Это важно и при выполнении каких-либо кратковременных работ, но гораздо важней, если работа длительная, в командировке, в отрыве от дома, где все-таки можно как-то отдыхать и "подзаряжаться". В плане психологии не вредным оказывается умение пользоваться такими методами как, например, аутотренинг, который позволяет и хорошо настроиться на предстоящую работу, и оптимально использовать время для отдыха. И еще один, чисто внешний аспект техники безопасности хотелось бы затронуть. Нужно сказать то, что подразумевалось, а сказано не было: да, конечно, романтическая сторона промышленного альпинизма ("упоение на краю бездны") существует. Но без решения чисто экономических проблем длительно, профессионально, штатно такие работы выполняться не могут. Дело не только в том, что альпинист, рабочий технос-порта должен получать оплату за труд в размерах, соответствующих степени вложенных физических, психических, профессиональных усилий. Айв том, что начинают работать чисто рыночные отношения: существует конкуренция, требуется реклама, требуются гарантии качества выполненных работ. Так вот, опыт показывает, что когда заказчик видит рабочий коллектив, бравирующий своей "смелостью" на грани, а иногда и за гранью правил техники безопасности, то такой стиль работы обеспечивает этому коллективу только антирекламу. А те времена, когда окажется, что "реклама - двигатель прогресса" - не за горами, они уже здесь. Автор видит такой идеал организации производственных работ: К объекту заказчика подъезжает автобус с бригадой и фургончик со снаряжением и оборудованием. Естественно, на автомобилях эмблема фирмы ("Техноспорт", например). Та же эмблема на ярких представительских комбинезонах альпинистов, на их касках, снаряжении, оборудовании. У всех унифицированные системы ИСС с прошитыми бирками с данными об испытаниях и сроке годности. Такие же бирки на концах веревок. После небольших официальных процедур допуска к работам бригада переодевается в более скромную рабочую одежду (но также подогнанную, функционально удобную, тоже с эмблемами), без лишних криков и суматохи налаживает системы спуска, подъема, страховки (да и какая может быть суматоха, если все уже отработано до мелочей?) и приступает к работе. Со стороны видна только исключительная четкость во всем, аккуратность во всем, надежность. Совершенно исключается даже мысль о том, что при такой четкости организации сама работа опасна или может быть выполнена некачественно. По окончании работ подъезжает фирменный транспорт, так же быстро и аккуратно сворачивается и маркируется все снаряжение, бригада уезжает. На этом объекте ее с удовольствием примут опять. Перед выездом на следующий объект снаряжение приводится в порядок, проверяется, отбраковывается, чистится. Оно должно быть не только готовым к работе, но и чистым. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|