Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессиональная деформация личности педагога. Особенности эмоционального выгорания педагогов.




Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации большого стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. В то время количество профессионалов, подверженных эмоциональному выгоранию, было незначительно: это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий. Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения. Эмоциональное выгорание вызывается комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с учениками или факторы рабочей среды? Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

Выгоранием страдают не только люди, но и организации. Признаки этого явления в организации: высокая текучесть кадров; снижение вовлеченности сотрудников в работу; поиск “козла отпущения”; антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок; режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности; развитие критического отношения к сотрудникам; недостаток сотрудничества среди персонала; прогрессирующее падение инициативы; рост чувства неудовлетворенности от работы; проявления негативизма относительно роли или функции отделения. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Таким образом, согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные Кристиной Маслач (1982): эмоциональную истощенность ( чувство эмоциональной опустошенности и усталости), вызванное деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и так далее. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам,безразличии, скуке, пассивности и депрессии (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Сюда относятследующие поведенческие симптомы профессионального выгорания:

· ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

· сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

· вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

· руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

· чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

· невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

· дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

· злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных