Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование рынка ценных бумаг




Во всех странах с развитой рыночной экономикой в той или иной мере осуществляется государственное регулирование финансовых рынков, причем повсеместно распространены организационные формы такого регулирования, в частности лицензирование. Развитие законодательства в данной сфере регулирования отличается динамизмом. Постоянное совершенствование этого законодательства обусловлено стремлением законодателя защитить от всевозможных махинаций и свести к минимуму риски непрофессиональных участников финансового рынка. Во многих странах имели место инциденты, связанные с крупным мошенничеством в отношении больших групп публичных инвесторов. Например, в России в 1994 г. около 5 миллионов держателей акций "МММ", не имевших рыночной стоимости, потеряли практически все средства, вложенные в акции. Акционерное общество "МММ" в телевизионных рекламах обещало вкладчикам дивиденды до 3 тыс. процентов, но сама компания самостоятельной стоимости не имела.

В законодательстве Российской Федерации нет легального определения понятия "финансовый рынок". Утративший в настоящее время силу Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" использовал понятие "рынок финансовых услуг", под которым понималась сфера деятельности финансовых организаций. Соответственно финансовая услуга определялась как деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.

В ныне действующем Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рынок финансовых услуг охватывается понятием "товарный рынок", поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару. В этом законе под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - это сфера обращения товара. Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

С учетом приведенных норм законодательства можно сделать вывод, что товарный рынок охватывает финансовый рынок, который в свою очередь можно подразделить на такие рынки, как рынок ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг.

Законодательство не содержит также легального определения понятия "рынок ценных бумаг". В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) "О рынке ценных бумаг" данный закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

С точки зрения экономистов рынок ценных бумаг - совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на обращении эмиссионных ценных бумаг, он является фондовым рынком, хотя зачастую термины "рынок ценных бумаг" и "фондовый рынок" употребляются как синонимы.

Организационные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг являются преобладающими. Из перечисленных в ст. 38 Закона о рынке ценных бумаг основных форм государственного регулирования рынка ценных бумаг к организационным формам можно отнести:

государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;

контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в выпусках и проспектах ценных бумаг;

лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

контроль за соблюдением прав владельцев эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

установление представительными органами государственной власти и местного самоуправления предельных объемов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня;

запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Здесь можно говорить о прямом применении метода обязательных предписаний, но учитывая, что названные меры применяются в результате контрольных мероприятий, они могут быть представлены как вертикальные оперативно-хозяйственные санкции. Другими словами, запрещение и пресечение соответствующей деятельности без лицензии в качестве организационных форм государственного регулирования рынка ценных бумаг представляют собой прямое применение метода обязательных предписаний и, как правило, реализуются в виде санкций.

Установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов, а также создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг - это правовые формы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Среди не содержащихся в ст. 38 Закона о рынке ценных бумаг следует отметить экономические формы государственного регулирования, такие, как налоговое регулирование. Кроме того, определенное значение имеет налоговый и валютный контроль, что является организационными формами государственного регулирования.

Важнейшее значение для финансового рынка в целом и всех его составляющих имеют антимонопольное регулирование и антимонопольный контроль, в том числе государственный контроль за экономической концентрацией.

По критерию "субъект регулирования" в международной практике используются две модели регулятивной инфраструктуры. В первом случае основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству (например, во Франции), во втором - регулирование разделено между государством и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России используется модель регулирования, включающая саморегулируемые организации.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.), данная федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности.

Согласно упомянутому Положению основное предназначение Федеральной службы по финансовым рынкам - принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере рынка ценных бумаг. Кроме того, согласно Закону РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I (в ред. от 26 декабря 2005 г.) "О товарных биржах и биржевой торговле" к полномочиям Федеральной службы по финансовым рынкам отнесено государственное регулирование деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров. Ранее этим занималась Комиссия по товарным биржам при федеральном антимонопольном органе. В ведение Федеральной службы по финансовым рынкам были также переданы некоторые функции других федеральных органов исполнительной власти (например, контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений перешел от Минфина России).

Федеральная служба по финансовым рынкам была создана вместо ликвидированной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В связи с созданием данной федеральной службы в определенной мере было преодолено дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг. Несмотря на это, в настоящее время (в частности, с учетом международного опыта) появляются идеи о создании единого федерального органа регулирования финансовых рынков - мегарегулятора.

В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы отмечается, что особенностью регулирования финансового рынка во всем мире является неразрывность процессов правоустановления и правоприменения. Поэтому в рамках органа регулирования финансового рынка Правительство РФ сочло необходимым проработать вопрос об объединении полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в отношении секторов финансового рынка, а также о придании Федеральной службе по финансовым рынкам статуса коллегиального органа. Кроме того, среди мероприятий, предполагаемых к реализации в ходе реформы системы регулирования на финансовом рынке, названо вовлечение в процесс принятия решений профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.

Осуществляя правовое регулирование в сфере рынка ценных бумаг Федеральная служба по финансовым рынкам принимает нормативные правовые акты, в том числе касающиеся:

утверждения стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);

утверждения единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

утверждения обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;

утверждения обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов;

утверждения норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

определения порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

утверждения требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов.

К организационным формам государственного регулирования рынка ценных бумаг, которые применяет Федеральная служба по финансовым рынкам, в частности, относятся:

регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг);

регистрация правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;

лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

контроль порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

проведение проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемых организаций;

выдача предписаний эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также саморегулируемым организациям.

Федеральная служба по финансовым рынкам может приостановить эмиссию ценных бумаг, запретить или ограничить на срок до 6 месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг. Данные меры представляют собой санкции оперативно-хозяйственного порядка.

В процессе государственного регулирования Федеральная служба по финансовым рынкам применяет и метод согласования. Она согласовывает кодекс профессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг Пенсионному фонду РФ, брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги.

Одним из главных факторов, определяющих пути развития законодательства о государственном регулировании рынка ценных бумаг, является то, что в данной сфере затрагиваются права и интересы большого числа владельцев ценных бумаг, не являющихся профессионалами (предпринимателями). В данной сфере имеют место всевозможные злоупотребления и нарушения со стороны недобросовестных профессионалов, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности. Предотвращать и пресекать такие злоупотребления и нарушения - задача и законодателя, и правоприменительных органов. Поэтому добросовестные профессионалы вынуждены мириться со сравнительно большим объемом регулирующих и контрольных мероприятий, в некоторой степени ограничивающих свободу предпринимательской деятельности. Такие ограничения могут осуществляться в рамках ст. 55 Конституции РФ, согласно которой перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Некоммерческое партнерство "Московская центральная фондовая биржа" в 2000 г. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным п. 2 постановления Правительства РФ от 30 мая 1997 г. N 654 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1997 г. N 529 "О порядке обращения акций Российского акционерного общества "Газпром" на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества "Газпром" в части, устанавливающей ограниченный список фондовых бирж, на которых профессиональные участники рынка ценных бумаг могли продавать акции РАО "Газпром". Верховный Суд РФ своим решением от 9 августа 2000 г. N ГКПИ00-178 жалобу оставил без удовлетворения, указав, в частности, что профессиональные участники рынка ценных бумаг при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования государственного регулирования рынка ценных бумаг. При таких обстоятельствах являются несостоятельными жалобы ограничение оспариваемым актом правоспособности граждан и юридических лиц, прав и свобод в заключении договора. Определением Верховного Суда РФ от 21 сентября 2000 г. решение оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 данного закона, а именно:

брокерскую деятельность;

дилерскую деятельность;

деятельность по управлению ценными бумагами;

деятельность по определению взаимных обязательств - клиринг;

депозитарную деятельность;

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

С учетом приведенной нормы можно сделать вывод о том, что индивидуальные предприниматели не могут выступать в качестве самостоятельных профессиональных участников рынка ценных бумаг, что свидетельствует о нарушении принципов свободы предпринимательской деятельности и равенства хозяйствующих субъектов. Но такой вывод не носит безусловного характера, поскольку, например, согласно ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Если содержание ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг понятно, зачем законодателем сделана такая оговорка в ст. 8 данного Закона? В отношении других видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг таких оговорок нет.

Большинство из названных в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг видов профессиональной деятельности носит посреднический характер, а значит, имеет непосредственное или опосредованное (в том смысле, что некоммерческие организации являются специфическими субъектами предпринимательского права, вступающими в предпринимательские отношения для достижения своих основных задач) отношение к предпринимательской деятельности.

Закон о рынке ценных бумаг не определяет основные организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Исключением является организатор торговли на рынке ценных бумаг - фондовая биржа, относительно которой законом прямо установлено, что она может быть некоммерческим партнерством или акционерным обществом.

Согласно ст. 44 Закона об инвестиционных фондах специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда могут быть только акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие соответствующую лицензию и лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. Специализированный депозитарий акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда вправе совмещать свою деятельность с иными видами деятельности при условии, что она осуществляется отдельными структурными подразделениями специализированного депозитария.

Статьей 38 Закона об инвестиционных фондах установлено, что управляющей компанией может быть только открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

В соответствии с Законом о защите конкуренции финансовые организации являются хозяйствующими субъектами, при этом к финансовым организациям отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг. Таким образом, государственное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг относится к предпринимательско-правовой сфере. Основные принципы, пределы и формы государственного регулирования рынка ценных бумаг должны быть закреплены в первую очередь системообразующим нормативным правовым актом предпринимательского права.

Такая организационная форма государственного регулирования рынка ценных бумаг, как лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, вряд ли может быть заменена более мягкими формами, несмотря на то что повышается роль и совершенствуются формы регулирования деятельности саморегулируемых организаций этих участников.

Согласно ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг саморегулируемая организация, в частности, вправе разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением. В соответствии со ст. 50 Закона о рынке ценных бумаг организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации. Такая организация приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного названным органом. Выдача такого разрешения является организационной формой государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Для получения разрешения организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, помимо заверенных копий документов о создании, должна представить правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ее членами. В этих правилах и положениях, в частности, должны содержаться требования в отношении стандартов осуществления профессиональной деятельности, процедур проведения проверок членов организации, санкций, применяемых к членам организации.

Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в выдаче разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации.

Отзыв разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации производится в случае установления федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных этим органом, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации. Отзыв разрешения представляет собой оперативно-хозяйственную санкцию вертикального порядка.

Выдача разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг была введена взамен более жесткой организационной формы государственного регулирования - лицензирования таких организаций. В лицензировании и не было необходимости, поскольку члены саморегулируемой организации сами должны иметь лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности на рынке ценных бумаг.

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является одной из основных форм государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Действующий Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг утвержден приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н (в ред. от 27 июня 2006 г.). В соответствии с названным Порядком осуществляется лицензирование брокерской, дилерской, депозитарной, клиринговой деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг и (или) деятельности фондовой биржи. Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг имеет существенные отличия от порядка лицензирования отдельных видов деятельности, установленного Законом о лицензировании. Это касается, например, аннулирования лицензий. В случае неоднократных нарушений требований законодательства лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг может быть аннулирована самим лицензирующим органом, а не в судебном порядке. Данное положение, основанное на нормах ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, не соответствует принципам правового государства.

Имеется определенная специфика в перечнях документов, предоставляемых соискателями лицензий для получения лицензии, в зависимости от вида профессиональной деятельности, осуществляемой на рынке ценных бумаг. Для получения лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг соискатель лицензии, помимо прочих документов, должен представить список эмитентов, ведение реестров владельцев ценных бумаг которых соискатель лицензии будет осуществлять (не менее 15 эмитентов с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого), с приложением копий предварительных договоров и уведомлений о регистрации отчетов эмитентов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное положение с незначительными изменениями перешло из утратившего в настоящее время силу Порядка лицензирования, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 г. N 10. Подпункт "к" п. 8 этого Порядка гласил, что одним из лицензионных требований и условий, выполнение которых обязательно для соискателя и лицензиата, является наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по истечении 6 месяцев с момента получения лицензии не менее 50 эмитентов, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых им осуществляется. В свое время имели место попытки признать в судебном порядке данную норму недействительной в связи с нарушением прав и законных интересов лицензиатов, при этом заявители ссылались на норму ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которой регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Однако Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении таких требований. Например, в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. N КАС02-608 установлено, что приведенное в ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг предписание (второе предложение предпоследнего абзаца п. 1 ст. 8) следует рассматривать в совокупности с первым предложением этого абзаца, в котором указано, что договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Таким образом законодатель ограничил максимальное значение (число) лиц, с которыми возможно заключить договор. Следующее непосредственно за первым предложением последнего абзаца п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг второе предложение содержит предписание о невозможности ограничения числа эмитентов, т.е. по максимальному значению (числу) этих субъектов. Содержащееся в пп. "к" п. 8 Порядка положение о том, что число владельцев именных ценных бумаг у каждого эмитента (при прочих условиях) должно быть более 500, соответствует также содержанию предпоследнего абзаца п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которому держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента; в случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра.

Одним из последствий деятельности без лицензии является обращение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг (ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг).

Важнейшей проблемой государственного регулирования финансовых рынков во всех странах является достижение того, чтобы после получения лицензии профессионалы поддерживали свой профессиональный уровень и способность удовлетворять потребности инвестора. Европейский союз, например, требует, чтобы государства-члены разработали правила и положения о надзоре после выдачи лицензий. Согласно соответствующим правилам каждый инвестиционный институт должен иметь такую структуру и организацию, которая позволяет свести к минимуму риск для интересов клиентов.

Организационными формами государственного регулирования рынка ценных бумаг являются устанавливаемые нормативы достаточности собственных средств для определенных профессиональных участников рынка ценных бумаг (например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг, совмещающих отдельные виды деятельности с деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность по управлению инвестиционными фондами и др.).

Правовой формой государственного регулирования рынка ценных бумаг является установление правил, обеспечивающих раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг. Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг установлены формы, в которых эмитент обязан осуществить раскрытие информации о регистрации проспекта ценных бумаг, а также случаи, когда в обязательном порядке осуществляется раскрытие такой информации, как, например, об операциях профессионального участника рынка ценных бумаг, о приобретении крупного пакета акций. За нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлена ответственность, в том числе административная.

Статья 33 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает запрет на использование служебной информации на рынке ценных бумаг для заключения сделок и передачи служебной информации для совершения сделок третьим лицам. При этом под лицами, располагающими служебной информацией, понимаются:

члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.

Запрет на использование служебной (инсайдерской) информации направлен на пресечение злоупотреблений информацией, не являющейся доступной, об эмитенте и выпущенных им ценных бумагах.

Федеральная служба по финансовым рынкам внесла в Правительство РФ проект закона об инсайде. По мнению руководства этой Федеральной службы, вброс инсайда может не только изменить ход дневных торгов на фондовой бирже акциями любой компании, но и обвалить или спекулятивно взвинтить рынок. Законопроект содержит список потенциальных инсайдеров; к ним в частности, отнесены представители средств массовой информации, рейтинговых агентств. Документ создает механизм противодействия использованию инсайдерской информации, процедуры надзора, санкции. Авторы законопроекта использовали зарубежный опыт. Законодательство США, например, в этой сфере является одним из самых жестких, предусматривая за деятельность с использованием инсайдерской информации установление штрафа в трехкратном размере полученной прибыли.

Важным направлением государственного регулирования рынка ценных бумаг является обеспечение надлежащей квалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг к правовым формам такого регулирования относятся:

установление квалификационных требований к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг;

установление требований к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг;

утверждение программ квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

определение условий и порядка аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов;

определение типов и форм квалификационных аттестатов.

Организационными формами государственного регулирования в сфере обеспечения надлежащей профессиональной квалификации являются аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; ведение реестра аттестованных лиц.

Согласно Закону о рынке ценных бумаг все перечисленные правовые и организационные формы государственного регулирования в настоящее время осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

Прежняя редакция п. 14 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг предусматривала, что аттестация руководителей и сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг входит в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В настоящее время согласно п. 1.2 Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР от 8 августа 2006 г. N 06-87/пз-н, аттестацию специалистов финансового рынка вправе проводить образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющие обучение в области рынка ценных бумаг, а также саморегулируемые организации. Данным субъектам делегировано осуществление аттестации, которая, продолжая оставаться организационной формой регулирования рынка ценных бумаг, формой государственного регулирования в полном смысле слова не является.

Если общей целью государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности является обеспечение реализации и защиты публичных интересов, то в рамках этой цели специальная и основная цель государственного регулирования рынка ценных бумаг - обеспечение защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг, не являющихся профессионалами. Данные субъекты согласно актам законодательства являются инвесторами, объект инвестирования которых - эмиссионные ценные бумаги. Законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется, принимается множество подзаконных нормативных правовых актов. На реализацию названной цели направлен Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2006 г.) "О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг". Названный федеральный закон устанавливает следующие правовые формы государственного регулирования рынка ценных бумаг:

условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов, включая создание компенсационного фонда, обращение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг с соответствующими исками в суд.

Правовое регулирование участия на рынке ценных бумаг государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ (в ред. от 18 июля 2005 г.) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также бюджетного законодательства, поскольку процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг требует необходимых источников финансирования, в том числе для обслуживания государственного и муниципального долга. В соответствии с упомянутым федеральным законом организационной формой государственного регулирования является государственная регистрация условий эмиссии ценных бумаг.

Непосредственное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на рынке ценных бумаг может осуществляться в качестве гарантов обязательств третьих лиц, возникающих в результате эмиссии ценных бумаг.

Одним из направлений государственного регулирования рынка ценных бумаг должно быть предупреждение так называемых недружественных поглощений предприятий, созданных в форме акционерных обществ. Но на этом фоне выглядят парадоксально нормы главы ХI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007 г.) "Об акционерных обществах" введенной Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 84.1 Закона об акционерных обществах лицо, которое имеет намерение приобрести более 30 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в открытое акционерное общество публичную оферту, адресованную акционерам - владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого общества (добровольное предложение).

Согласно ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).

Направление добровольного или обязательного предложения владельцам ценных бумаг, которым оно адресовано, осуществляется через открытое акционерное общество. После получения открытым обществом добровольного или обязательного предложения совет директоров (наблюдательный совет) открытого общества обязан принять рекомендации в отношении полученного предложения, включающие оценку предложенной цены приобретаемых ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после приобретения, оценку планов лица, направившего добровольное или обязательное предложение, в отношении открытого общества, в том числе в отношении его работников.

В ст. 84.7 Закона об акционерных обществах установлено, что лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого акционерного общества или обязательного предложения стало владельцем 95 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев. Названное лицо вправе направить в открытое общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение 6 месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества или обязательного предложения, в результате которого было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества.

Государственный контроль за приобретением в приведенном порядке акций открытого акционерного общества сводится к неоправданному минимуму. В соответствии со ст. 84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг и требование о выкупе ценных бумаг до направления их в открытое акционерное общество представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (предварительное уведомление).

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требования выкупа ценных бумаг либо требование о выкупе ценных бумаг, предписание о приведении соответствующего предложения, уведомления или требования в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах в следующих случаях:

непредставление необходимых документов;

отсутствие в соответствующем предложении, уведомлении или требовании всех сведений и условий, предусмотренных главой ХI.1 Закона об акционерных обществах;

несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям Закона об акционерных обществах, в том числе в случае обнаружения в течение 6 месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.

Предписание федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приведении соответствующего предложения, уведомления или требования в соответствие с Законом об акционерных обществах может быть обжаловано в арбитражный суд.

В качестве определенных (но только частичных) гарантий от возможных злоупотреблений нормами главы ХI.1 Закона об акционерных обществах служат положения Закона о защите конкуренции, касающиеся антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Согласно ст. 28 Закона о защите конкуренции в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции, и лица (группы лиц), акции которого приобретаются, превышает 3 млрд. руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд. руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции которого приобретаются, превышает 150 млн. руб., либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями:

приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем 25 процентами голосующих акций данного акционерного общества;

приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами таких голосующих акций;

приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50 процентами и не более чем 75 процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 75 процентами таких голосующих акций.

В соответствии со ст. 30 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен лицами, приобретающими акции, об осуществлении вышеперечисленных сделок, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц), указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции, за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, превышает 200 млн. руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции которого приобретаются, превышает 30 млн. руб. либо если одно из таких лиц включено в реестр, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных