Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование инновационной деятельности




Американские эксперты, определяя самое главное достижение страны в ХХ веке, отдали первенство не полету на Луну и даже не компьютеру, а созданию национальной инновационной системы, которая превращает идеи в товар.

Инновационная деятельность является одной из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность - это один из самых рисковых видов предпринимательской деятельности, основывающийся на рисковых начинаниях. Этим обстоятельством и предопределяется роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении деятельности инновационной, а также по возможности снизить фактор рисков. Отсюда следует, что основными формами государственного регулирования инновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная поддержка и защита субъектов такой деятельности.

Закон об инновационной деятельности в нашей стране отсутствует. Принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется множество подзаконных актов, в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности. Понятия "инновация", "инновационная деятельность" в законах не определяются.

В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832, под инновационной деятельностью понимался процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также в связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. В соответствии с этой же Концепцией инновация (нововведение) - это результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационная сфера определялась названной Концепцией как область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Приведенные определения требуют соответствующего законодательного закрепления, а также некоторой корректировки в сторону более четкого обозначения предпринимательского характера инновационной деятельности, которая в современных условиях невозможна без извлечения прибыли. Именно о развитии инновационного предпринимательства идет речь, например, в Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. N 453. В названной Концепции отмечалось, что для России проблема повышения эффективности использования научных разработок (а это важный аспект государственной политики всех индустриальных стран) имеет особое значение, поскольку наиболее слабым звеном является взаимодействие фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и разработок, а также внедрение их результатов в производство. Наиболее эффективен путь внедрения разработок через сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную и наукоемкую продукцию.

Однако инновационную деятельность не следует связывать преимущественно с малым предпринимательством, как нередко это делают сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей мере ориентирован на оперативное использование нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более что инновационная деятельность - это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

Для повышения инновационной активности необходимо стимулировать создание финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков.

В последнее время речь идет о создании в России инновационной системы, состоящей из многих элементов, таких, как технопарки (где авторы перспективных проектов могут доводить их до стадии нового продукта), фонды (где можно получить стартовый кредит), страховые фонды, центры трансфера технологий (где проводится отбор и оценка проектов) и т.д. Но прежде всего необходимо принять Закон об инновационной деятельности, в котором, в частности, следует определить меры государственного воздействия в данной сфере. Основные понятия и механизмы правового регулирования инновационной деятельности должны получить свое закрепление в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.

Президент РФ 3 января 2000 г. отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". В письме Президента РФ справедливо отмечалось, что многие положения данного закона носят декларативный характер и не имеют правового содержания. Закон, отклоненный Президентом РФ, не определял понятие "инновация", а под инновационной деятельностью в нем понималось выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Такое понятие является явно неудачным и не отражает существа инновационной деятельности. Очевидно, что использование нововведения, направленность на реализацию нововведения как результата законченных научных исследований и разработок с целью получения прибыли - это ключевые элементы понятия "инновационная деятельность"; реализация инновации - это результат инновационной деятельности.

При работе над новыми законопроектами авторы пытаются опираться на мировую практику. А в ней под инновациями понимается и коммерциализация научных разработок, и создание попсовой музыки, и новые товарные знаки, и еще многое другое. Свести это к общему знаменателю никак не удается. Поэтому группа депутатов Государственной Думы совершенно справедливо предлагает сузить понятие инновационной деятельности: речь должна идти только о превращении научных идей в товар.

Определенная роль в государственном регулировании инновационной деятельности принадлежит Закону об особых экономических зонах, которым помимо создания промышленно-производственных и туристско-рекреационных особых экономических зон предусмотрено создание и технико-внедренческих особых экономических зон. В Законе об особых экономических зонах не содержится понятие "инновационная деятельность", а под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаётся индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Разработка единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере создания и функционирования особых экономических зон возложены на Министерство экономического развития и торговли РФ. Для осуществления управления такими зонами образовано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для резидентов особых экономических зон установлен ряд преимуществ и гарантий.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инновационной деятельности, является Министерство образования и науки РФ. Согласно Положению о данном министерстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280, министерство принимает такой нормативный правовой акт, как порядок создания и развития инновационной инфраструктуры. В соответствии с п. 10.14 указанного Положения Министр образования и науки РФ на основании и в пределах, установленных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, принимает нормативные акты, относящиеся к сферам деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федерального фонда производственных инноваций. В ведении Минобрнауки России находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральное агентство по науке и инновациям.

Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. В соответствии с Положением о данном агентстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 281, указанное агентство:

организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

ведет реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, создаваемые за счет средств федерального бюджета по заказу агентства;

осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;

осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов;

осуществляет иные функции в своей сфере деятельности.

Одним из важных направлений государственного регулирования инновационной деятельности является ее бюджетное финансирование. Законы о бюджете на соответствующий год предусматривают финансирование федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и мероприятий. Согласно ст. 67 Бюджетного кодекса РФ в состав капитальных расходов соответствующих бюджетов включаются расходы, обеспечивающие инновационную деятельность.

Среди фондов, участвующих в финансовой поддержке инновационной деятельности, необходимо отметить Федеральный фонд производственных инноваций, который занимается поддержкой инновационной деятельности путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, участвует в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе.

В России решено создать открытое акционерное общество "Российская венчурная компания" со 100-процентным государственным участием, которое будет заниматься инвестированием в создание 8-12 венчурных фондов по всей стране. Они, в свою очередь, профинансируют и разовьют от 100 до 200 российских "стартапов" (малых инновационных высокотехнологичных компаний). Капитал Российской венчурной компании составит 15 млрд руб. и будет инвестирован в венчурные фонды под частным управлением.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 24 августа 2006 г. N 516 "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания", установлено, что Положение об инвестиционном фонде Российской Федерации в части получения положительного заключения инвестиционного консультанта, обязательности прохождения инвестиционным проектом процедуры отбора инвестиционных проектов, ограничения минимальной стоимости инвестиционного проекта, необходимости предоставления коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости проекта, а также необходимости утверждения паспорта инвестиционного проекта не применяются в отношении выделения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации для формирования уставного капитала открытого акционерного общества "Российская венчурная компания".

Компания будет заниматься финансированием инновационных разработок, причем государство возьмет на себя значительную часть рисков, свойственных такой деятельности. По сути, из Российской венчурной компании будут наполняться государственные доли в отраслевых венчурных фондах: 49 процентов из них составит софинансирование со стороны государства, 51 процент - деньги частных компаний. Государство отводит себе роль пассивного инвестора с ограниченной доходностью в размере 3 процента годовых. Все это осуществляется в целях стимулирования вложения частных средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли (имеются в виду информационные технологии, телекоммуникации, биотехнология, медицина, нанотехнологии).

Отраслевые ведомства также начинают заниматься стимулированием инновационной деятельности. Приказом Министерства транспорта РФ от 11 января 2007 г. N 6 создан внебюджетный отраслевой фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства транспорта РФ и утверждено Положение об этом фонде. Одной из основных задач названного фонда является создание и развитие инфраструктуры новых форм научно-технической и инновационной деятельности в сфере транспорта, геодезии и картографии. Денежные средства фонда формируются, в частности, за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе хозяйствующими субъектами, находящимися в ведении Минтранса России, а также отчислений коммерческих организаций.

В целях стимулирования инновационной деятельности могут применяться меры государственной поддержки определенных территорий Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 174 утверждены Правила предоставления в 2006 г. из федерального бюджета субвенций для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры Петергофа как наукограда Российской Федерации.

Финансирование инновационных проектов предусматривается в качестве одной из основных функций банка развития в проекте федерального закона об этой государственной корпорации, подготовленном Правительством РФ.

Регулированию инновационной деятельности посвящен ряд норм налогового законодательства. Согласно ст. 253 Налогового кодекса РФ расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относятся на расходы, связанные с производством. При исчислении налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на суммы произведенных расходов.

В соответствии со ст. 67 Налогового кодекса РФ осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов, является одним из оснований предоставления инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока (от 1 года до 5 лет) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Межведомственная рабочая группа Министерства финансов РФ разработала проект закона, который вносит поправки в Налоговый кодекс РФ, создающие благоприятные условия финансирования инновационной деятельности. Речь идет, в частности, о снижении налоговой составляющей в цене "научного продукта", о создании спроса, стимулов для научных исследований, стимулировании малых предприятий на осуществление инновационной, научно-исследовательской деятельности. Кроме того, благоприятные условия предполагается также создать путем 3-кратного увеличения расходов на опытно-конструкторские разработки, а также исключения из налогооблагаемой базы налога на прибыль средств фондов, направляемых на поддержку научных исследований.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. В данном Положении определены условия, при наличии которых расходы организации признаются в бухгалтерском учете расходами по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам. Например, использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд должно приводить к получению будущих экономических выгод (дохода); использование результатов работ может быть продемонстрировано. Кроме того, в Положении определяются состав расходов и порядок их списания.

17 мая 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 82-ФЗ "О банке развития" - государственной корпорации, среди основных функций которой названо финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов. Для выполнения этой и других функций в управление банку развития будет передан Инвестиционный фонд Российской Федерации, которым в настоящее время ведает Министерство экономического развития и торговли РФ.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных