Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Распределение сил на дистанции 100 км на XVII Олимпийских играх 5 страница




Со старта пара может выйти вперед, через некоторое время уступить первую позицию, затем отобрать ее, отвести противников к барьеру, выпустить вперед и сделать ложный рывок. Такие маневры повторяются на протяжении 3 – 3,5 кругов. На предпоследнем круге гонщики подстегивают своих противников ложными рывками, выходя справа и делая вид, что хотят закрыть их.

В гонках на тандемах крайне редко применяют такой прием, как уход со старта или с первой половины дистанции. С равными противниками это приводит к неудаче. Рекомендации по применению передач то же, что и в спринтерской гонке.

 

Индивидуальная гонка на 1 км (ГИТ)

 

Тактика индивидуальной гонки на 1 км сводится в основном к регулированию усилий гонщика при преодолении дистанции. Высокая скорость здесь сочетается с предельной спринтерской выносливостью. Эти условия создают большие трудности для гонщика при выборе скорости и продолжительности стартового разгона, а также при поддержании скорости на оптимальном уровне до финиша. Малейшая ошибка – и гонщик уже не сможет исправить ее из-за ограничения времени.

По физиологической характеристике работа спортсмена проходит в зонах субмаксимальной и максимальной интенсивности. Старт и увеличение скорости до средне-дистанционной у ведущих гонщиков мира занимает 24 – 25 сек. и продолжается около 330 – 340 м. На последующих 70 – 100 м они доводят скорость до предела, а затем стремятся поддержать ее как можно дольше на этом уровне.

Большинство спортсменов, стартуя, выполняют работу субмаксимальной интенсивности. После разгона они на какое-то мгновение расслабляются для кратковременного отдыха, а затем продолжают педалировать с субмаксимальными усилиями, постепенно переходящими на, финишных 200 м в максимальные. На заключительном участке (200 – 150 м) велосипедисту приходится мобилизовывать все оставшиеся силы и волю.

Частота пульса на первых метрах дистанции резко возрастает и к 38 – 40-й секунде достигает определенного предела. Иногда наблюдается стабилизация пульса до конца дистанции, в отдельных случаях – медленное повышение или снижение его (табл. 16).

Таблица 16

Время, сек. Показатель с 1-й по 5-ю с 5-й по 10-ю с 20-й по 25-ю с 45-й по 50-ю с 65-й по 70-ю
Частота в 1 мин. (на старте – 84, через 10 сек, после нагрузки – 198)          

Проведенные исследования дают лишь общее представление о характере работы гонщика на дистанции. После первых движений со старта, связанных со значительной силовой работой не только ног, но и всех мышц туловища, рук и шеи, нарастает кислородная задолженность, которая быстро прогрессирует и остается до конца дистанции.

У велосипедистов в еще большей степени, чем у легкоатлетов и конькобежцев, во время старта вся работа происходит на базе преобразования потенциальной энергии (гликогена, фосфогена и др.) в механическую почти в бескислородных условиях. У спортсменов критической зоной, где наступает утомление, является отрезок дистанции между 700 – 900 м. И вот здесь как раз и наблюдается самая высокая частота пульса. Инерция движения позволяет гонщикам в течение 1 – 2 сек. педалировать без приложения усилий. Спортсмен стремится лишь к тому, чтобы не снижать темпа вращения шатунов. Во время этого, как говорят гонщики, «выключения» он делает несколько глубоких дыханий, которые до известной степени обеспечивают ему некоторое погашение кислородной задолженности и способствуют тому, что после включения спортсмен может опять поддерживать или увеличивать скорость.

«Всякие задержки дыхания и поверхностные неритмичные дыхания приводят к понижению скорости через 2 – 2,5 мин.» *

Выключение и включение гонщики производят по-раз­ному. Это зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, специфики педалирования гонщика, скорости движения, частоты педалирования и отношения передач.

Некоторые спортсмены выключаются на дистанции по нескольку раз. Необходимо помнить, что чем выше скорость движения велосипедиста, тем быстрее происходит включение, и наоборот. От того, насколько тонко чувствует гонщик скорость движения велосипеда и, главное, шатунов, как у него развито «чувство педали», зависит эффективность выключений.

Все гонщики без особого труда поддерживают скорость до 450 – 500-метровой отметки. Высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в хорошей форме, иногда способны продлить это расстояние до 550 – 600 м. Очень опасным для результата является выключение, проводимое спортсменом в самые трудные моменты. Велосипедист поддается соблазну передохнуть, а утомленные мышцы и нервная система не могут так точно, как в начале гонки, сделать это. Ноги не успевают за шатунами, стопа плохо чувствует педаль, мышцы медленно расслабляются и еще более медленно и менее плавно включаются в работу.

Одни спортсмены предпочитают выключаться на прямой (следуя по ветру), другие – в третьей четверти виража. Исследования графиков прохождения дистанции ведущими гонщиками мира и Советского Союза показали, что на участке между 350 – 850 м велосипедисты двигаются с относительно равномерной скоростью, а затем скорость их в той или иной степени начинает падать (см. рис. 7 и табл. 17).

Здесь мы видим, что первый чемпион мира 1966 г. П. Трантен на цементном треке во Франкфурте почти точно повторил график олимпийского чемпиона С. Гайардони, показанный на деревянном велодроме в Риме. Особенностью этого графика является то, что Трантен первый круг прошел на 0,1 сек. быстрее итальянца, но затем, видимо, несколько уменьшил усилия и за счет этого на следующих 400 м проиграл Гайардони 0,6 сек. Такое выключение позволило Трантену последний отрезок 200 м пройти на 0,58 сек. быстрее своего соперника. Анализ показывает, что в основном первые 200 м гонщики проходят в среднем за 17 сек., вторые – за 12,46 сек., третьи – за 12,63 сек., четвертые – за 12,91 сек. и последующие – за 13,34 сек.

Кто же из гонщиков на отдельных участках трассы наиболее близок к этому среднему графику прохождения дистанции? На первом круге это Гезелер, Ван дер Тоув (12,4 сек.), И. Бодниекс и С. Логунов (12,5 сек.). На отметке 600 м – Сей, Гезелер и Логунов (12,7 сек.), на отметке 800 м – Трантен (13,0 сек.), Фредборг (12,8 сек.). На заключительных 200 м ближе всего к среднему графику был Сей (13,10 сек.), Гайардони (13,27 сек.), Фредборг (13,40 сек.) и Логунов (13,50 сек.). Блестяще прошли последний отрезок дистанции Ван дер Тоув (12,26 сек.) и Трантен (12,79 сек.).

В условиях среднегорья графики раскладки сил носят тот же характер, стиль прохождения дистанции гонщиками такой же, как на уровне моря.

Примером могут служить дистанции, пройденные Фредборгом (рис. 8, а) и Бодниексом (рис. 8, б). Франкфурт: 16,2 – 29,3 (13,1) – 41,4 (12,1) – 54,8 (13,4) – 1.09,01 (13,21)

17,7 – 29,6 (11,9) – 43,2 (12,6) – 55,8 (12,6) – 1.09,15 (13,35).

Мехико: 17,0 – 29,5 (12,5) – 42,0 (12,5) – 54,0 (12,0) – 1.07,28 (13,28)

16,8 – 29,0 (12,2) – 41,3 (12,3) – 54,6 (13,3) – 1.08,50 (13,9).

Существует два основных варианта преодоления дистанции. Первый заключается в том, что гонщик во время разгона старается не доводить до предела темп, с тем чтобы как можно дальше отодвинуть границу падения скорости. Такой вариант применяют спринтеры, обладающие выносливостью и имеющие большую жизненную емкость легких, относительно высокие показатели максимального потребления кислорода (на килограмм веса) и несколько сниженные данные проб на ЛВС и ЛВР (см. табл. 18). К такому типу гонщиков можно отнести итальянца С. Гайардони, француза Л. Трантена и советских гонщиков И. Целовальникова, Р. Варгашкина.

Второй вариант заключается в том, что гонщики на меньшем участке стартового разгона достигают почти предельной скорости. Падение темпа начинается несколько. раньше (чем у гонщиков, применяющих первый вариант), но происходит оно с более высокой скоростью, достигнутой спортсменом на первых 400 м. Такой вариант тактики предпочитают

«острые» спринтеры, знающие, что, как бы они ни начинали гонку, утомление будет наступать на одном и том же участке – 500 – 700 м.

У таких гонщиков несколько ниже жизненная емкость легких и показатель максимального потребления кислорода, но выше весо-ростовой показатель и быстрота реакции (проба ЛВС). К представителям этой группы спортсменов можно отнести Пхакадзе, Хитрова, Логунова (СССР), японца Сато, тринидатца Гиббона и Гезеллера (ФРГ).

Если гонщики, основываясь на знании своих физических данных и возможностей, умеют подбирать соответствующий вариант, то им обеспечен успех.

Таблица 18

Фамилия, страна Рост Вес Весо-ростовой показатель ЖЕЛ МПК на 1 кг веса, мл Пульс ЛВС/ЛВР Результат
Трантен (Франция)           107,29
Морелон (Франция)           107,4
Бодниекс (СССР)         66,8   180/160 108,5
Логунов (СССР)         66,8   180/160 109,0
Пхакадзе (СССР)         55,8   180/120 109,4
Бегетто (Италия)           108,4
Колюшев А. (СССР)   72,2     70,2   180/236 109,6
Хитров (СССР)         59,9   200/160 110,4

Приведенные в табл. 18 некоторые физические данные характеризуют типы спортсменов-спринтеров. Среди них есть две группы гонщиков. Первая специализируется в спринте, гонке на тандемах и гите на 1 км, а вторая только в спринте. Последним, правда, в силу тех или иных обстоятельств приходится иногда стартовать и в гонке на 1 км. Поэтому наблюдения мы, вели за первой группой гонщиков. Нами было замечено, что у гонщиков, специализирующихся на дистанцию 1 км, существует прямая зависимость между абсолютной и среднелинейной скоростью. На графике (рис. 9) по оси ординат даны показатели среднего времени на 200-метровых отрезках, по оси абсцисс – показатели абсолютной скорости гонщиков (время на 200 м). Нами были взяты результаты 20 сильнейших гонщиков мира и Советского Союза.

Например, точка № 1 (Гайардони) – 200 м, с хода – 11 сек., среднелинейная скорость на 200 м – 12,62 сек. Такое расположение 20 точек свидетельствует о закономерностях зависимости между абсолютной и среднелинейной скоростью.

За показатель абсолютной скорости мы приняли время гонщика на дистанции 200 м с хода, за показатель специальной выносливости – средний результат на 200 м, полученный на дистанции 800 м. Время стартовых 200 м мы в расчет не принимаем в связи с тем, что гонщики проходят этот отрезок очень разнообразно. Изменение скорости на последующих 800 м характеризует степень специальной выносливости гонщика. Например, олимпийский чемпион С. Гайардони имел результат на 200 м 11,0 сек. При прохождении дистанции на 1 км (см. табл. 17) им был показан результат 1.07,27. При этом первые 200 м он прошел за 16,8 сек. Для того чтобы рассчитать среднее время на 200 м, надо из конечного результата вычесть время стартовых 200 м. Например: 1.07,27 – 16,8=50,47 сек. Среднее время на 200 м у С. Гайардони будет равно 50,47:4=12,62 сек.

Таким образом, разница во времени составит 12,62 – 11,0=1,62 сек. Проанализировав многие графики ведущих гонщиков мира (личные рекорды) на дистанцию 1 км и их лучшие результаты на 200 м с хода (в условиях идентичных треков), мы пришли к выводу, что разница в 1,6 сек. наиболее эффективна для показания предельного результата. Мы также заметили, что от этого показателя (1,6 сек.) у гонщиков различного типа и подготовленности наблюдаются отклонения в сторону уменьшения или увеличения этого времени. Если у спортсмена разница во времени менее 1,6 сек., то это свидетельствует о некотором относительном недостатке скоростных качеств. Увеличение разницы говорит о том, что у данного гонщика недостаточно развита специальная выносливость.

Проведенные нами эксперименты на различных контингентах спортсменов в целом ряде соревнований подтвердили эти выводы. В дальнейших исследованиях мы проводили эксперименты по программированию графиков прохождения дистанции 1 км. Для этого непосредственно перед состязанием во время разминки или в предварительном соревновании на 200 м с хода мы фиксировали результат, а затем по вышеуказанной формуле определяли среднелинейную скорость и время прохождения 800 м. К полученному результату прибавлялся результат, который мог показать спортсмен на стартовых 200 м в данных условиях. Зная специфические особенности того или другого гонщика, можно с большой точностью (в пределах десятых долей секунды) рассчитать график и конечный результат.

 

Индивидуальная гонка преследования

 

Индивидуальные гонки преследования на 3 км для женщин и 4 км для мужчин входят в программу первенств мира, национальных чемпионатов. Начиная с 1964 г. индивидуальная гонка для мужчин включена в олимпийские игры.

По результатам предварительных заездов определяют восьмерку сильнейших, которые соревнуются между собой в четвертьфинальном заезде. При этом первый встречается с восьмым, второй с седьмым и т. д. На другой день победители соревнуются в полуфинале. Победившие разыгрывают 1 – 2-е места, проигравшие – 3 – 4-е места. По своим задачам, характеру деятельности и нагрузкам индивидуальные гонки можно условно разделить на два этапа.

На первом этапе в предварительном заезде гонщик должен мобилизовать все свои физические силы и наиболее рационально пройти дистанцию, показав намеченный результат. В последующих заездах необходимо строить график с таким расчетом, чтобы обеспечить себе приход на финиш впереди своего противника (второй этап).

Большая скорость, неоднократное прохождение дистанции с различными соперниками и в разных условиях требуют от гонщиков высокой физической, технической и, особенно, тактической подготовки.

Эти виды гонок по физиологической характеристике расположены в зоне работы субмаксимальной интенсивности. Время, затрачиваемое на преодоление дистанции сильнейшими гонщиками мира, колеблется в пределах 4 мин. – 4 мин. 8 сек. у женщин и 4 мин. 50 сек. – 5 мин. у мужчин. Средняя скорость на дистанции сильнейших гонщиков мира составляет более 12 м/сек у женщин и около 13,6 м/сек у мужчин. На отдельных отрезках скорости возрастают соответственно до 14,0 и 15,5 м/сек. Величина потребления кислорода при прохождении дистанции 4 км у мужчин возрастает почти до максимальных показателей спортсмена (4,5 – 5,6 л в 1 мин.). Легочная вентиляция к 3-й мин. достигает предела и порой доходит до 180 – 190 л в 1 мин. Частота сердечных сокращений к концу стартового разгона при ускорениях и рывках на дистанции и во время финиширования бывает близка к максимальной. При наборе скорости величина кислородного долга приближается к 80 – 85% на отметке 400 – 600 м. Затем она снижается за счет некоторого расслабления после достижения оптимальной скорости разгона и снова возрастает к концу дистанции. Состояние «мертвой точки» наблюдается на отрезках дистанции 2200 – 2500 м у женщин и 2800 – 3200 м у мужчин.

Какими же физическими качествами должен обладать спортсмен, претендующий на успех в этом виде велосипедного спорта? Табл. 19 дает представление о физических данных и спортивных показателях сильнейших гонщиков мира и Советского Союза.

Анализ графиков лучших результатов (4,51 сек. – Ван Лоо 1963 г. и 4.06,8 Рейндерс 1963 г.) среди мужчин и женщин характеризует изменение скорости на дистанциях (табл. 20).

Таблица 20

Дистанция, км Средняя скорость, м/сек Завышение к средней скорости, м/сек Снижение к средней скорости, м/сек Амплитуда между завышением и снижением Объём завышения скорости Объём снижения скорости Максимальная скорость нагрузка Начало падения скорости
  12,192 0,797 0,356 1,143 68 % 2040 м 32 % 960 м    
  13,571 0,779 0,344 1,123 70 % 2800 м 30 % 1200 м    

Из практики видно, что наиболее распространенными являются три варианта регулирования усилий при преодолении гонщиком дистанции 4 км (рис. 10).

В первом варианте (рис. 10, а) спортсмен проходит большую часть дистанции с равномерной скоростью. Во втором варианте скорость на второй части дистанции постепенно возрастает. При третьем варианте гонщик стремится на первой половине дистанции создать определенный запас времени, а на второй – поддержать скорость, которая несколько снижается.

В качестве примера первого варианта может служить график высшего достижения мира на 4 км – 4.52,0: 32,6 – 28,1 – 28,9 – 28,7 – 28,8 – 28,7 – 28,9 – 29,0 – 29,5 – 28,8 сек. (установлен на Миланском треке 400 м с деревянным покрытием). На Тульском треке (333,33м) примером служит график С. Москвина – 5.02,0: 27,0 – 24,0 – 24,0 – 26,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 – 26,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 сек.

Победитель матча олимпийских команд В. Рыбин на Ереванском цементном треке (250 м) также применил первый вариант: 22,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,5 – 19,5 – 18,5 – 18,5 – 18,4 сек.

Анализ этих графиков показывает, что спортсмены после сильного разгона (скорость до 14,5 м/сек), длящегося 500 – 700 м, в течение последующих 400 – 700 м несколько расслабляются и переключаются на другую зону интенсивности работы, что ведет к некоторому снижению скорости (до 13,2 м/сек Ван Лоо).

Гонщики стараются здесь несколько компенсировать кислородную задолженность и подготовиться к продолжительной работе в зоне субмаксимальной интенсивности. Такое кратковременное расслабление не только обеспечивает дальнейшую высокую продуктивность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обмена веществ в мышцах, но и в значительной степени способствует восстановлению нервной системы после напряженной работы во время старта и на первых метрах дистанции.

Более детальные исследования свидетельствуют о том, что абсолютно равномерных графиков прохождения дистанции не существует. Гонщики,

используя инерцию, периодически прибегают к, кратковременным выключениям на 1 – 2 оборота шатунов. Чаще всего это происходит при входе в вираж и на середине поворота. Затем гонщики увеличивают усилия для восстановления скорости до оптимальной. Интересно проследить за графиком прохождения дистанции одним из сильнейших гонщиков СССР В. Рыбиным (отрезки по 425 м): 13,0 – 22,0 – 31,0 – 40,0 – 49,0 – 58,0 – 1.07,0 – 1.16,5 – 1.25,5 – 1.34,5 – 1.43,5 – 1.52,5 – 2.01,5 – 2.10,5 – 2.19,5 – 2.29,0 – 2.38,5 – 2.47,0 – 2.56,0 – 3.05,5 – 3.14,5 – 3.24,5 – 3.35,0 – 3.42,5 – 3,52,5 – 4.02,0 – 4.11,5 – 4.20,5 – 4.30,0 – 4.39,0 – 4.48,0 – 4.57,4.

На рис. 11 приведен график по кругам – 250 м. Первый вариант графика выбирают гонщики, обладающие способностью очень тонко дифференцировать свои усилия, имеющие опыт и соответствующую подготовку. Большинство спортсменов используют этот вариант в предварительных заездах.

Второй вариант представляет собой график с изменением скорости на определенных заключительных кругах дистанции, причем вторую половину дистанции велосипедисты проходят быстрее первой (см. рис. 10, б).

Примерами могут служить графики сильнейших гонщиков мира на крупнейших соревнованиях. Так, бельгиец Ван Лоо на чемпионате мира в 1962 г. в полуфинале прошел дистанцию следующим образом (трек 400 м): 33,2 – 28,8 – 29,0 – 28,9 – 27,9 – 28,2 – 29,3 – 29,0 – 28,1 – 28,6 сек. (4.51,0) (рис. 12).

Стартовый отрезок 200 м Ван Лоо преодолел примерно в те же секунды (18,8 сек.), что и гонщики, применившие первый вариант. Гонщики, обладающие быстротой, разгоняются со старта не в полную силу, а спортсмены с замедленной реакцией – почти на пределе. Следующие 200 м Ван Лоо проходит за 14,4 сек. Некоторый кислородный долг, образовавшийся в результате стартовых усилий, на последующих 400 м почти компенсируется, и велосипедист продолжает дистанцию с небольшой разницей между кислородным запросом и его потреблением. Скорость постепенно возрастает и через 1600 м достигает уже 14,180 м/сек. Далее следует расслабление – скорость снижается до 13,651 м/сек. Затем Ван Лоо предпринимает 800-метровые, предельные по всей дистанции, ускорения – 14,232 м/сек. Заключительные 400 м он преодолевает со скоростью, превышающей взятую в начале гонки.

Этот вариант в данное время наиболее распространен при проведении заездов на победу (1/4 и 1/2 финала). Им пользуются выносливые, сильные гонщики, обладающие хорошим финишем. Место решающей атаки гонщик выбирает в зависимости от своих возможностей, способностей противника, метеорологических условий и т. п.

Третий вариант (рис. 10, в) спортсмены используют в тех случаях, когда хотят сразу подавить противника, приобрести на первых кругах значительные дистанционные преимущества или предложить сопернику неприемлемое для него начало гонки. Как атакующий, так и другой спортсмен заведомо знает, что к концу дистанции скорость упадет. Один рассчитывает на то, что сумеет удержать необходимые для победы секунды, другой же, заставив противника резко включиться в борьбу, предполагает, что тот не сможет оказать должного сопротивления на финише.

В качестве такого примера может служить график С. Москвина на чемпионате мира 1962 г. (трек 400 м): 34,0 – 27,5 – 28,8 – 29,6 – 29,1 – 30,0 – 30,0 – 31,0 – 30,3 – 30,4 сек. (5.00,7).

На первых 800 м гонщик развил самую высокую скорость (14,545 м/сек). Затем сделал попытку расслабиться на следующем круге – скорость снизилась до 13,889 м/сек и продолжала падать до 6-го круга. Велосипедист пытается ее удержать на протяжении отрезка 800 м, но после этого наступает «мертвая точка» и скорость снова падает до 12,903 м/сек. На последних 800 м она была на уровне 13,201 и 13,158 м/сек.

На треке 333,33 м (Тула) на чемпионате СССР 1962 г. С. Терещенков в предварительном заезде, применив третий вариант графика прохождения дистанции, разделил 1 – 2-е место с С. Москвиным: 27,7 – 22,7 – 24,0 – 24,5 – 24,9 – 25,0 – 25,3 – 25,7 – 25,7 – 25,8 – 25,5 – 25,1 сек. (5.02,2).

На Кубке СССР 1966 г. в Ереване (трек 250 м) В. Старченко прошел также дистанцию по третьему варианту графика: 21,5 – 17,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,5 – 18,5 – 19,0 – 19,0 – 19,0 – 18,5 – 19,0 – 19,5 – 20,0 – 20,2 сек. (5.02,2).

Каждый спортсмен должен уметь преодолевать дистанцию по любому варианту графика в зависимости от задач, решаемых в гонке. Чем выше мастерство велосипедиста, тем вариативнее его графики.

На выбор того или иного варианта значительное влияние в предварительном заезде оказывают метеорологические условия, покрытие полотна трека и его конструкция. При относительно высоких (выше +28 – 30°) и низких (ниже +12°) температурах воздуха гонщики избирают второй вариант графика, дающий возможность спортсмену вработаться, создать на первой части дистанции устойчивое состояние.

Повышенная влажность (более 80%) или сухость воздуха также заставляет велосипедиста применять первый или второй вариант. Такие же варианты графиков используются и при ветреной погоде.

На треках с хорошим цементным или деревянным покрытием при прочих удовлетворительных условиях (температура, ветер) гонщики пользуются первым и третьим вариантами графиков. При таких вариантах графиков велосипедисты стремятся быстрее разогнаться и значительно повышают стартовую скорость.

Обратное наблюдается на треке с крупнозернистым цементным или асфальтовым покрытием. Тут спортсмены планируют свои графики по первому и второму вариантам. Гонщики увеличивают стартовый разгон, и скорость к концу его повышается незначительно по отношению к среднелинейной.

На длинных треках (400 – 500 м) обычно пользуются всеми вариантами графиков. На коротких треках наиболее приемлемыми считаются первый вариант графика в предварительном заезде и третий в заездах финалов.

В условиях среднегорья, где кислорода недостаточно, гонщики в подавляющем большинстве пользуются в предварительных заездах первым вариантом графика. Порядок распределения сил на дистанции, присущий гонщику, сохраняется и на треках в среднегорье.

Приводим графики чемпиона олимпийских игр И. Даллера (рис. 13, а) и серебряного призера в Токио Урси (Италия) на первенстве мира 1966 г. (Франкфурт, цементный трек) и олимпийской неделе в Мехико также в 1966 г. (цементный трек) (рис. 13, б).

Франкфурт (Урси): 32,5 – 1.00,3 – 1.28,9 – 1.57,8 – 2.26,9 – 2.56,9 – 3.26,9 – 3.57,3 – 4.27,6 – 4.57,61.

Даллер: 32,3 – 1.01,1 – 1.30,3 – 1.59,4 – 2.29,0 – 2.58,0 – 3.28,5 – 3.58,6 – 4.28,5 – 4.58,1.

Мехико (Урси): 33,0 – 1.00,5 – 1.28,0 – 1.57,0 – 2.25,0 – 2.54,5 – 3.24,0 – 3.53,5 – 4.23,5 – 4.55,6.

Даллер: 32,0 – 59,0 – 1.27,0 – 1.56,0 – 2.25,0 – 2.54,0 – 3.23,5 – 3.54,0 – 4.25,0 – 4.56,7.

Как видно из графиков, гонщики начинают дистанцию в среднегорье так же, как и в обычных условиях, но меньшая плотность воздуха способствует более быстрому увеличению скорости. В этих условиях спортсмены, как правило, в конце разгона достигают более высоких скоростей, чем на уровне моря. В дальнейшем недостаток кислорода заставляет велосипедистов снижать темп. Снижение скорости в Мехико происходило более резко.

Этими тремя вариантами распределения усилий не исчерпывается все многообразие графиков прохождения дистанций на 4 и 3 км. Другие графики – с ускорениями в середине дистанции или с ритмично-переменной скоростью – встречаются реже. Для успешного выступления в индивидуальных гонках преследования велосипедисты должны обладать хорошо развитым качеством специальной выносливости, которая взаимно связана, со скоростными возможностями велосипедиста.

Критерием скоростных качеств велосипедиста общепринято считать результат на дистанцию 200 м (старт с хода). Показателем специальной выносливости является: время средних 200 м на дистанции 3 или 4 км. Нами были проанализированы графики прохождения дистанций 3 и 4 км сильнейшими гонщиками мира и Советского Союза в целом ряде крупнейших международных и внутрисоюзных соревнований. Данные скоростных возможностей гонщиков мы получали в процессе официальных прикидок, во время ускорений на разминках перед стартами, а также на тренировках. В тех случаях, когда не было возможности определить непосредственно скоростные данные спортсмена, мы использовали метод опроса велосипедистов о их результатах на 200 м. Беседы с тренерами, спортсменов позволяли уточнять эти данные.

В экспериментах на группе гонщиков, специализирующихся в этом виде гонок, мы проверили и уточнили результаты исследования, которые сводятся к тому, что дистанцию спортсмены проходят на 21 – 24% ниже своей абсолютной скорости. В переводе на 200-метровые отрезки (200 м с хода и средние 200 м на дистанции 4 км) эта разница составляет 2,6 – 3,0 сек.

Анализы графиков и наблюдения позволили также сделать вывод, что отклонения от этих показателей (2,6 – 3,0 сек.) в сторону уменьшения свидетельствуют о хорошей специальной выносливости гонщика, увеличение – о преимущественном развитии скоростных качеств.

Результаты исследования позволили разработать методику программирования графиков прохождения дистанции, которая заключается в следующем: определяется абсолютная скорость, а также среднелинейная скорость и в зависимости от индивидуальных особенностей гонщика составляется график прохождения дистанции. Чтобы разработать график, спортсмен в конце разминки проходит 200 м (в ветреную погоду гонщик преодолевает 100 м спопутным ветром и 100 м против ветра). При разгоне не следует использовать спуск с виража, так как эта может исказить расчеты. Итак, к результату 200 м прибавляют показатель разницы между среднелинейной и абсолютной скоростью в секундах. Спортсмены, у которых относительно лучше развиты скоростные качества, чем выносливость, прибавляют 2,9 – 3,0 сек. к результату, показанному на 200 м; гонщики, обладающие большой выносливостью, но недостаточной скоростью – 2,6 – 2,7 сек., а те, у которых развиты выносливость и скоростные качества – 2,7 – 2,8 сек. Например, велосипедист, у которого преобладают скоростные качества, прошел 200 м за 11,6 сек. К 11,6 сек. прибавляют 3 сек. Время средних 200 м будет 14,6 сек. Дистанция 4 км имеет 20 отрезков по 200 м (Стартовые 200 м при расчете среднелинейной скорости в расчет не принимают, так как этот отрезок гонщики проходят разнообразно). Затем 14,6 сек. умножаем на 19 отрезков и получаем 277,4 сек. Спортсмен на стартовые 200 м затрачивает 18,6 сек. Общий результат будет 4.56,0. Выносливый велосипедист прошел 200 м за 12,0. Получим 12,0 + 2,6=14,6. 14,6x19=277,4. Стартовые 200 м он проходил за 19,2. Конечный результат 4.566.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных