ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие сферы ВЭД в РоссииПредпосылки развития ВЭД Предпосылками появления в составе отечественной экономики в конце 80-х гг. XX в. самостоятельной сферы — внешнеэкономической деятельности — стали объективные процессы, показавшие несостоятельность дальнейшего существования государственной монополии на внешнюю торговлю. Ее негативными сторонами стали: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота и утрата позиций на международном рынке, устарелые формы организации работы на внешнем рынке, однотипный характер развития внешнеторговых отношений со своими иностранными партнерами, централизация внешнеторговых операций в рамках ограниченного числа государственных организаций и рост объемов бартерных операций. Тем более что последние строились на высоких размерах продаж природного сырья и энергоносителей (до 60% совокупного экспорта), т.е. вывоза каждой 4-й тонны добытой нефти к началу 90-х гг. прошлого века. Одновременно все в большей степени наблюдалось проявление «пассивного экспорта» и низкой конкурентоспособности в группе готовой продукции — машин и оборудования, доля которого неизменно снижалась, достигнув 13,6% против прежних 20% с лишним. В составе
экспорта отсутствовала наукоемкая продукция и услуги, что в целом привело к ухудшению положения России в системе мировой торговли: доля отечественного экспорта в составе общемирового показателя приблизилась к 3,5% (сохранив дореволюционный уровень) при 20% в общем объеме мирового промышленного производства. В то же время на этот период доля экспорта машинотехнической продукции, например, в США и Японии превышала 40—65%, а экспорт наукоемкой продукции увеличивался в два раза быстрее. Причинами неконкурентоспособности и несовершенства структуры отечественного экспорта послужили отчужденность производителей продукции от внешнего рынка, отсутствие у них стимулов к повышению ее качества и технических характеристик, совершенствованию технологии производства, а также отсутствие права распоряжаться полученной экспортной валютной выручкой. Одновременно увеличивались масштабы импортных закупок широкого ассортимента продукции, производство которой в стране отсутствовало (химические изделия, отдельные виды проката, труб, руды, концентратов, машинотехническое оборудование для агропромышленного комплекса (АПК), товары массового потребительского, предназначения и продовольствие). Однообразие и неизменность структуры импорта на протяжении длительного периода способствовали прекращению развития в России ряда отраслей и направлений промышленного производства. Этапы становления сферы ВЭД Перечисленные негативные факторы в отечественной практике стали основной причиной реформирования государственной внешнеторговой системы, которое было произведено в несколько этапов. Первый этап (1986—1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли иее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи: 1) расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям — производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осуществлении ВЭД. Для облегчения реформы во внешнеэкономическом секторе ряду отраслевых министерств, в составе которых находились экспортоориентированные предприятия и производственные объединения, были переданы из состава существовавшего тогда государственного монополиста — Министерства внешней торговли (МВТ) — профильные внешнеторговые объединения — посредники, включая персонал специалистов внешнеторгового профиля и закрепленную за ними товарную номенклатуру; 2) расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур — совместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области экспортного производства. Второй этап (1989—1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта (регистрации участников ВЭД, контенгентирования, квотирования и лицензирования). Именно на этом этапе (в начале 1989 г.) право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям — производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг. На первых двух этапах реформы изменения коснулись всей системы организации внешнеторговых процессов и порядка осуществления ВЭД, включая сокращение функции государственного управления. Были созданы новые функциональные подразделения на отраслевом и территориальном уровнях, а также в составе крупных производственных объединений, компаний и предприятий — производителей экспортной продукции, что послужило началом становления сферы ВЭД и формирования внешнеэкономического комплекса (ВЭК) в со ставе российской экономики. Однако около 97% всего объема экспортно-импортных операций приходилось на государственные внешнеторговые объединения. На третьем этапе (1992—1995 гг.) усилия государства были направлены, во-первых, на разработку внешнеэкономической стратегии Pocсии и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующихпринципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД. Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных и эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции. В части государственной системы регулирования ВТД основными направлениями предусматривалось сокращение методов нетарифных ограничений и номенклатуры товаров, которая подпадала под их действие, использование преимущественно экономических методов воздействия на внешнеторговые операции, и прежде всего таможенно-тарифных, что соответствовало международным принципам. Одновременно предусматривался переход на конкурсную систему продажи экспортных квот, введение инструментов защиты внутреннего рынка — сертификация импортной продукции, создание информационной базы в целях контроля за частью внешнеторговых операций и обслуживания сферы ВЭД. Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных и антидемпинговых мерах при импорте товаров», Таможенного кодекса. Следующий, четвертый этап (1995—1999 гг.) отличался процессами совершенствования методов госрегулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой. Так, к 1996 г. был фактически отменен экспортный таможенный тариф, сокращено число лицензируемых товарных позиций, снижен норматив обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, отменен специальный налог на импорт. В то же время в связи с рядом проявлений негативного характера в сфере ВЭД появились вынужденные формы контроля: валютного (за экспортными, импортными и бартерными сделками) или таможенного (за ввозом отдельных подакцизных товаров, за таможенной стоимостью, лицензируемой продукцией). На данном этапе предпринимались попытки по созданию системы поддержки российских экспортеров и импортозамещения посредством долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, а также предоставления правительственных гарантий. Однако финансовый кризис 1998 г. вновь значительно изменил систему госрегулирования ВТД, устранив достигнутое совершенство в составе методов, и усилил фискальную и контрольную функции государства. На современном этапе, который во многом определяется стремлением России ускорить процесс вхождения в мировую торговую систему путем присоединения к ВТО, основные усилия в сфере ВЭД направлены на приведение отечественной практики и законодательства по госрегулированию в соответствие с правилами и соглашениями ВТО, согласование позиций в торговых уступках со странами — участницами ВТО. Однако до настоящего момента в России нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции в мировую экономику и развитиявнешнеэкономической сферы исходя из национальных интересови приоритетов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|