ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г).АБРИС (от нем. Abris – очертание, контур), схематич. чертеж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности. На А. ось хода маршрута (независимо от его изгибов) принимают за прямую линию и прочерчивают ее посредине вдоль листа. Объекты, представляющие интерес, обозначают условными знаками без соблюдения масштаба. Значения расстояний и углов направления, полученные в результате измерений на местности, указывают цифрами. Необходимые сведения, к-рые не могут быть переданы графически, записывают на полях. А. служит для составления кроки и планов местности. АДАПТАЦИЯ К ВЫСОТЕ (от ср. век. лат. adaptatio – приспособление), приспособление организма к условиям высокогорья (св. 2500 – 3000 м). Осн. приспособит. реакции организма на высоте обусловлены низким парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе (т. н. кислородным (голоданием) и проявляются вувеличении частоты и глубины дыхания, усилении работы сердца. повышении кровяного давления и способности крови переносить кислород; позднее в органах и тканях происходит соответствующие изменившимся условиям морфологич., биохим. и биофиз. изменения. Все эти реакции направлены на «борьбу за кислород», т. е. на доставку необходимого кол-ва кислорода клеткам для поддержания нормальной жизнедеятельности или на приспособление ксуществованию в условиях недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе. В естеств. условиях высокогорья правильнее говорить об акклиматизации, т. к. в гоpax наряду с пониженным парциальным давлением кислорода ввоздухе на организм влияют холод, избыток солнечной радиации и др. факторы. Первая фаза адаптации охватывает первые 5 – 10 дней пребывания вгорах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, иногда признаками горной болезни (головокружение, головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна, запорами или поносами. Во 2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает работоспособность. Однако на выс. 5500 – 6000 м приспособит возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при необходимости длит. пребывания на таких высотах следует периодически (через 3 – 4 нед.) спускаться до выс. 3500 – 3000 м для восстановления этих возможностей. В ряде случаев (при недостаточной степени А. к в. и тренированности туриста, разл. заболеваниях, переутомлении или переохлаждении) могут вновь ухудшиться самочувствие, снизиться работоспособность. появиться признаки горной болезни. Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5 – 7дней следует избегать значит. физич. нагрузок, элементов большой техн. сложности, целесообразно устроить дневку или полудневку с несложным радиальным выходом, провести уч.-тренировочные занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, к-рые в горах устаиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4–5 дней – 400 – 600 м между ночлегами. Первый выход на выс. св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5–7-й, день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5 – 7 сут. Лит. Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1987
АЗИМУТ (араб. ас-сумут, мн. число от ас- самт – путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 00 до 3600. Различают истинный (географический и магнитный А. Истинный А. определяют по топографич. карте от геогр. меридиана при помощи транспортира или компаса (угол А на рис. 1). Магнитный А. (угол А" на рис. 1) отсчитывают от магнитного меридиана, направление к-рого в точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса. Зависимость между истинным и магнитным А. данного направления выражается формулой: А=А"+ 6 или А=А- Л, где б – склонение магнитное с его знаком. А. линии, определенный в начальной точке, наз. прямым, в конечной – обратным (отличается от прямого на 1800).
Рис 1 Ориентирование линии по азимутам (истинному и магнитному).
Движение по А. – способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным А. и расстояниям. Его применяют при движении на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами. Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на к-рой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения (рис. 2,а). В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт.
Рис. 2. Схема маршрута для движения по азимутам (в); обход препятствия при движении по азимуту (б).
Если он не виден, замечают вэтом направлении промежуточные ориентиры (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется следить за направлением хода не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы). При отсутствии видимости направление выдерживают только по компасу. Пути обхода препятствий заранее определяют по карте и записывают их А. и расстояния. Способ обхода дополнит. препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на противоположной стороне его отмечают ориентир. Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию. Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим параллелограмм, А. и длины сторон к-рого определяют на местности во время движения (рис. 2,б). Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; АлешинВ. М., Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М ., 1986. АЙСБАЛЬ (от нем. Еis – лед и Bеil – топор), укороченный (дл. 55 – 60см) ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки. Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки ступенек на крутых склонах, забивания крючьев и т. д. Как правило, имеет цельнометаллич. ручку из легкого алюминиевого сплава с теплоизоляц. покрытием; снабжен темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен тем, что может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток. Однако
Айсбаль 1 – молоток (боек); 2 – ручка; 3 – штычок; 4 – темляк; 5 – «клюв»
для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как и для страховки на снежных склонах) предпочтительнее ледоруб, Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. неск. обычных ледорубов. АЙСФИФИ, ледовый якорь, приспособление, используемое горными туристами и альпинистами в качестве опоры при преодолении крутых (более 60') склонов, покрытых льдом или фирном. А. должен выдерживать статич. нагрузку не менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллич. крюк, заостренный конец к-рого («клюв») вбивается в лед или фирн (рис.). В мягкий лед и плотный фирн «клюв» входит глубоко и А. удерживает надежно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его «клювом» дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на фирновом склоне такая лопатка значительно повышает надежность закрепления А. за счет увеличения площади опоры на фирн. В твердый (натечный) лед «клюв» А. входит плохо; поэтому сначала во льду скальным или ледовым молотком выбивают небольшое углубление, куда вставляют «клюв» и забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса А. около 0,3 кг. А: облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надежное само- задержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства.
АКВАЛАНГ (от лат. aqua – вода и англ. lung – легкое), авт. ранцевый аппарат для дыхания под водой. Используется спелео- туристами для преодоления сифонов в пещеры, при обследовании подземных озер и рек, туристами-водниками и пешими туристами при обследовании наземных водоемов, а также спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в спелеотуризме, состоят из 1 – 4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12 – 20 МПа), 1 – 2 независимых редукторов и легочных автоматов с загубниками, выносного манометра и указателя миним. давления, cоединит. трубок высокого и низкого давления и крепежных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1–2баллонами и 1 редуктором. АККЛИМАТИЗАЦИЯ, приспособление организма к новым климтич. условиям; частный случай адаптации к природным факторам. Реакции А. имеют наследств. основу и касаются всех регулирующих систем организма. Наибольшего напряжения приспособит. реакции А. достигают при попадании человека в экстремальные условия (сильная жара или холод, высокогорье и т. п.). Обычно здоровые тренированные люди переносят процесс А. легко, хотя в первые дни могут возникать чувство недомогания, снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна и др. 8 дальнейшем (через 5 – 10 дней) самочувствие и работоспособность восстанавливаются. В некоторых случаях (вследствие натренированности, переутомления, заболевания) полноценной А. не наступает в связи с ухудшением приспособит. возможностей организма. Учитывая закономерности течения процесса А., при проведении похода впервые дни следует избегать перегрузок – длит. переходов, технически сложных участков и т. п. А. к холодному климату (особенно на Крайнем Севере) связана с такими факторами, как низкие темпера- туры воздуха, сильные ветры, полярная ночь с ультрафиолетовой недостаточностью и др. Она может сопровождаться бессонницей (в полярный день) или сонливостью, зябкостью. Для ее облегчения рацион питания по калорийности следует увеличить на 10–15%по сравнению с рационом для ср. полосы; организовывать по возможности теплые ночевки; одежда должна обладать повышенными тепло- и ветрозащитными свойствами. А. к жаркому климату связана с перегреванием, избытком ультрафиолетовой радиации, а в зоне пустынь – с обезвоживанием организма, потерей солей. Начальная фаза А. может сопровождаться мышечной слабостью, сердцебиением, повышенной жаждой и др.; воз- можно появление теплового удара, обморока. Соблюдение соответствующего водно-солевого режима, устройство больших (по 3 – 4 ч) привалов в период макс. жары, ношение головного убора способствуют А. к жаркому климату. Об А. в условиях высокогорья см. в ст. АДАПТАЦИЯ квысоте. Лит.: Физиология человека в пустыне, пер. с англ., М, 1952; Ба р тон А., Эдхолм0., Человек в условиях холода, пер. с англ., М. 1957, Барбашова 3 И, Акклиматизация кгипоксии и ее физиологические механизмы, М.– Л., 1960; Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1967 АКЬЯ сани-волокуша для транспортировки пострадавших в горах. Изготавливается из листового дюралюминия в форме лодки с трапециевидным поперечным сечением корпуса (рис. 1). В комплект А, входят также колесо со стойкой и съемная подставка для ног, к-рую укрепляют на А. по мере необходимости, в зависимости от характера травмы и состояния пострадавшего. А. одинаково хорошо
Рис. 1 Сани-волокуши «акья: 1 – корпус (металлический) с трапециевидным сечением; 2 – опора для ног; 3 – ручки скользит вперед и назад при любом состоянии снежного покрова, вт. ч. на запорошенных снегом травянистых склонах. С помощью веревок или металлич. тросиков и тормозных устройств ее можно спускать по отвесным стенкам, крутым скальным и ледовым склонам. Для транспортировки пострадавшего на дно А. кладут мягкие вещи (палатку, спальный мешок или Рис. 2.Транспортировка пострадавшего в «акье зимой. теплоизоляц. коврик и т п.), поверх к-рых укладывают тепло одетого пострадавшего (уделяя особое внимание утеплению ног), накрывают его (напр. одеялом. палаткой) и привязывают к корпусу А (рис. 2). В зависимости от характера рельефа транспортировку выполняют два или четыре спасателя. Лит.: Кропф Ф. А., Спасательные работы вгорах, 2 изд., М., 1975 АЛЬПЕНШТОК (от Альпы и нем. Stосk – палка), прочная круглая деревянная палка дл. до 1,5 м и диам. ок. 3–4 см с металлич. наконечником (штычком) и темляком (или без него). Альпеншток: 1 – древко, 2 – темляк; 3 – наконечник
Используется преим. как одно из страховочных средств в несложных пешеходных и горных походах (на сложных маршрутах пользуются ледорубомили айсбайлем). На крутых склонах А. применяется как опора, при срыве и падении позволяет выполнить самозадержаниеи тем самым избежать травм; на ледовом склоне как средство самостраховки неэффективно и практически не используется. 8о время движения по закрытому леднику служит для зондирования трещин; если закрывающий трещину снежный мост проваливается под тяжестью идущего по нему туриста, то положенный поперек трещины А. может предотвратить падение туриста в трещи- ну. Кроме того, А. можно использовать в качестве стойки для палатки, как шест при одиночных переправах вброд. АЛЬПИНИЗМ, путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины. В широком понимании А. можно рассматривать как разновидность горного туризма. Совр. спортивный А. – вид спорта, связанный с подъемом на горные вершины по маршрутам разл. сложности. Технически сложный маршрут включает крутые и протяженные скальные, ледовые и снежные склоны, гребни или кулуары, а также разл. комбинации таких участков. Особое место в А. занимают восхождения на вершины выс. более 6000 м – т. н. высотный А., характерной особенностью к-рого является пребывание в условиях кислородного голодания (см. Адаптация квысоте). Разновидность спорт. А. – скалолазание. Возникновение А. обычно относят к 1786, когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар достигли вершины Монблана (4807 м) в Альпах. Восхождение англ. группы Э. Уимпера на Маттерхорн (4477 м)в 1865 иногда считают началом спорт. А. В 1932 создан Междунар. союз альп. ассоциаций (УИАА), в к-рый сов. федерация вошла в 1966. В 1950 был покорен первый «восьмитысячник» в Гималаях – Аннапурна (8078 м; М. Эрцог, Л. Лашеналь), а в 1953 – высотный полюс Земли – Эверест (8848 м; Э. Хиллари, Т. Норгей). В нашей стране первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750 м) участников исследоват. экспедиции Д. Гаусса в 1788. 8 1829 на вост. вершину Эльбруса (5621 м) взошел проводник экспедиции Петерб. АН и войск Кавказской линии К. Хаширов, История сов А начинается с восхождения на вершину Казбека в 1923 двух групп груз. ученых и студентов под рук. Г. Николадзе и А. Дидебулидзе. В 1933 Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны – Коммунизма пик. В 1982 11 сов. альпинистов впервые поднялись на Эверест труднейшим маршрутом по его юго-зап. стене. Обычно все пройденные маршруты на отд. вершины классифицируют по сложности. Приняты 12 категории сложности – от 1а до 6б. Поскольку А. связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности выбранного для восхождения маршрута. Это является осн. условием обеспечения безопасности в горах(см. Безопасность в походе). Начинающих альпинистов готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами техники передвижения в горах, способами и приемами страховки. техн, средствами и тактикой А. Дальнейшее повышение квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спорт. разрядом. осуществляется как в альп. лагерях, так и на спорт сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому. высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам. Лит. Абалаков В., Основы альпинизма. М, 1958, Спутник альпиниста, М., 1970; Рототаев П. С, К вершинам Хроника советского альпинизма, М., 1977: Хубер Г, Альпинизм сегодня, пер с нем.. М, 1960. Школа альпинизма. Начальная подготовка, М., 1989. АМОРТИЗАТОР (от франц. amortir ослаблять, смягчать), страховочное средство в виде особо переплетенной прочной веревки или ленты, ослабляющее рывок страховочной веревки при срыве и падении со скалы, в трещину ледника, на крутом ледовом склоне. При отвесном падении сила рывка жестко закрепленной страховочной веревки составляет 1500 – 2000 кг, а при срыве на ледовом склоне (с крутизной -600) – 600 – 700 кг (при использовании веревки отечеств. произ-ва). Таких нагрузок без А. не выдерживают ни организм человека, ни элементы страховочной цепи – веревка, карабины, крючья, закладки. А., закрепляемый между обвязкой страхуемого и страховочной веревкой или между точкой закрепления страховки (крюком, закладкой) и карабином, через к-рый проходит страховочная веревка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надежной. А. рекомендуется иметь каждому участнику похода. Если же их мало, то выдаются они прежде всего тем, у кого вероятность срыва и падения больше: ведущему или тому, кто идет с нижней страховкой (первому в группе на подъеме или последнему – на спуске),
Амортизатор: а – тканная лента текстильного амортизатора; б – текстильный амортизатор в собранном виде; в – схема действия амортизатора (разрыв петель). 1 – основа; 2 – петли; F – усилие разрыва. Существует неск. типов А., действие к-рых основано либо на трении (для многократного использования}, либо на последоват. разрыв элементов (одноразового действия). На эффективность А. первого типа сильно влияет состояние веревки: старая она или новая, сухая или мокрая, жесткая или эластичная; кроме того существует опасность заклинивания веревки в тормозном устройстве (из-за «жучков» или «барашков»). А. второго типа надежнее А. трения, но его подготовка требует определенных материалов и навыка. Наиболее надежен т.н. текстильный А., основу к-рого составляет полиамида лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетенных петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением веревки). Он эффективно «гасит» рывок страховочной веревки при свободном падении страхуемого на 5–6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надежности применяют два последовательно соединенных А., вдвое увеличивая энергоемкость страховки. См. также Страховка, Страховочные средства. Лит.: Саратовкин В., Простейший амортизатор, - Турист, 1986, № 4; Минделевич С., Текстильные амортизаторы, там же, 1987, М 4. АНОРАК (эскимос), легкая не продуваемая куртка с капюшоном. Изготавливается из плотной тонкой ткани (напр., парашютного капрона, нитрона) обычно яркой расцветки, хорошо заметной издали. Надевается через голову, внизу стягивается резинкой или шнурком; имеет один большой карман на груди с застежкой «молния», закрываемой клапаном. А. хорошо защищает от ветра, но промокает под дождем. А. и брюки из такого же материала очень удобны для походов зимой или вмежсезонье: надетые под штормовой костюм, они его дополняют, сохраняя тепло. АПТЕЧКА первой помощи, в походе комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов, времени года и т. д. В горных и зимних походах в А. включают также запасные солнцезащитные очки. При наличии в группе медработника он может доукомплектовать А. в соответствии со своими знаниями и квалификацией. А. укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды, снега. Примерный состав аптечки для многодневного путешествия на группу в 6 – 8 чел.
' Средства, к-рые должны включаться в аптечку при подготовке походов любой сложности и продолжительности БЕЗОПАСНОСТЬ в походе. Обеспечение Б. – одно из важнейших направлений деятельности СТЭ, контрольно-спасательных служб, туристских клубов, турбаз, маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и др. комиссий Всес. федерации Т. На обеспечение Б. ориентированы осн. руководящие и инструктивно-методич. документы по самодеят. и плановому Т., в первую очередь «Правила проведения тур. спорт. походов». Обеспечение Б. предусматривает выполнение обширного комплекса работ и мероприятий в общей системе организации, подготовки и проведения тур. походов, путешествий, соревнований. К ним относятся: физич., тактич., технич. и специальная подготовка участников и руководителей походов; разведка, разработка и оборудование тур. маршрутов, а также мест проведения соревнований и тренировок; материально-техническое и мед. обеспечение тур. групп; организация тур, консультаций, проверок и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково-спасательных работ и т. д. Необходимость и результативность тех или иных мероприятий по обеспечению Б. определяются в каждом отд. случае с учетом особенностей вида Т., конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с туристами. Анализ несчастных случаев показывает, что подавляющее большинство из них являются следствием ряда причин (факторов), к-рые условно можно разделить на 4 группы. К первой группе факторов, снижающих Б., относятся: природные особенности региона, где проходит маршрут похода (значит. высота над уровнем моря, разреженный воздух, высокий уровень солнечной радиации и т. д.); сложный рельеф, изобилующий естеств. препятствиями (сильно пересеченная местность, крутые склоны, лед, обвалы, камнепады, снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы и т. п.); неблагоприятная гидрометеорологич. обстановка (резкие колебания темп-ры воздуха и атм. давления, обильные дожди, грозы, снегопады, гололед, пыльные бури и др.); плохая видимость (ночь, густые сумерки, туман, снегопад, дождь); опасные хищные животные, ядовитые насекомые и растения, труднопроходимые заросли. Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками материально-техн. обеспечения туристов: дефицит тур. снаряжения и его низкое качество; несоответствие снаряжения, продуктов питания, медикаментов и ремонтного набора конкретным условиям путешествия, намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие необходимых спасат. и защитных средств; неправильное использование снаряжения или утеря его на маршруте и т. п. Третью группу составляют причины, связанные с несовершенством организации планового и самодеят. Т.: слабая подготовка тур. обществ. кадров, недостаточная просветит. и воспитат. работа по профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность маршрутов (отсутствуют маркировка, укрытия, не подготовлены места для биваков и т. д.), дефицит карт, описаний маршрутов и др. информац. материалов; неудовлетворит. мед. контроль за состоянием здоровья туристов; слабый контроль за подготовкой туристов к походу и прохождением маршрута со стороны коллективов физкультуры, тур. клубов и турбаз, организующих походы, недостаточная требовательность маршрутно-квалификац. комиссий и контрольно-спасат. служб к нарушениям маршрута (необоснованным отклонениям от намеченного пути, изменениям времени стоянок и т. д.) и несоблюдению норм Б.; неоформленные (т. н. дикие) сложные походы неподготовленных людей, низкий уровень культуры Т. Четвертую, наиболее обширную группу составляют причины, обусловленные мед. безграмотностью, недостатком опыта и тактико-техн, подготовки, неорганизованностью и недисциплинированностью самих туристов. Недопустимо, напр., участив в походах и др. тур. мероприятиях людей, страдающих острыми заболеваниями или недавно их перенесших, а также тех, кому по состоянию здоровья они вообще противопоказаны. Для повышения Б. необходимо знать осн. приемы поиска и спасения терпящих бедствие на маршруте (см. Поисково-спасательныеработы), уметь своевременно оказать первую помощь пострадавшему, знать приемы и способы транспортировки пострадавших. Резко снижают Б. плохое знание района путешествия, ошибки в оценке опасных и сложных участков. отсутствие запасных вариантов маршрута в случае резкого ухудшения погоды или болезни туриста, неоправданная спешка на маршруте без отдыха и акклиматизации, предварит. просмотра и разведки технически сложных участков, организации надежной страховки и выбора наилучшего пути, неумение организовать эффективную страховку и самостраховку. Из причин, связанных с низкой сознательностью и недисциплинированностью, наиболее часты следующие: выход на маршрут без необходимой проверки готовности к походу, отказ от помощи маршрутно-квалификац. комиссии и контрольно-спасат. службы, нарушение действующих правил проведения походов; самовольное изменение (усложнение) утвержденного маршрута, преодоление препятствий и прохождение участков пути (перевалов, порогов и т. п.), к к-рым туристы не подготовлены, произвольное нарушение графиков движения, режима дня; одиночный (индивидуальный) бесконтрольный Т., самовольное деление групп на неуправляемые и не обеспечивающие свою безопасность малочисленные группки; беспечность, бравирование риском, авантюристич. отказ от страховки там, где она потенциально необходима. К организац. просчетам относятся: неправильный подбор и комплектование групп (отсутствие «схоженности», общих целей и интересов, психол, несовместимость и т. д.); неправильная расстановка сил в группе (напр., размещение слабых участников в конце колонны, отсутствие опытных замыкающих, скопление туристов на потенциально опасных местах), неудачное распределение нагрузки, отсутствие навыков в работе с картами, лоциями и т. п., потеря ориентировки на местности; неудачный выбор руководителя группы (имеет малый опыт тур. походов, не способен управлять группой в экстремальных ситуациях, плохо знает свои прямые обязанности, не пользуется авторитетом у туристов). Не менее важно для повышения Б. соблюдение установл. количеств. состава групп в зависимости от вида Т., сложности маршрута и возраста участников похода, строгое выполнение требований, предъявляемых как к рядовым участникам, так и к руководителю группы в отношении их знаний, умения и навыков, создание устойчивого психол. климата в группе. Как правило, природная среда и др. объективные условия редко представляют непосредств. опасность для жизни и здоровья туристов. Действит. опасность возникает тогда, когда группа совершает ошибочные действия из-за неправильного анализа ситуации, растерянности, неумения четко и слаженно действовать в экстремальных условиях или по к-л. др. причинам, зависящим от самих туристов. Принятие решения во многом зависит от правильности прогноза несчастных случаев, что связано с определением размера риска как количеств. характеристики опасности, Априорная оценка риска производится, как правило, на основе экстраполяции знаний туриста об аналогичных ситуациях и непосредственно зависит от его опыта. Чем больше опыт и точнее оценка риска, тем больше вероятность правильного решения, тем выше Б. При недостаточном опыте и ошибочном анализе ситуации Б. резко снижается. Чтобы повысить уровень Б., необходимо прежде всего целенаправленное обучение как туристов, так и руководителей групп, инструкторов, работников тур. баз, клубов туристов и т. д. Принципиальная установка такого обучения заключается в том, что проблема повышения Б. неразрывно связана с постоянным совершенствованием техники и тактики конкретного вида Т., а строгое соблюдение мер Б. – одно из осн. требований, предъявляемых в походе ко всем участникам. Главное внимание в процессе обучения уделяется поведению туристов в разл. экстремальных ситуациях, чтобы в случае возникновения реальной опасности туристы могли не раздумывая применить наиболее эффективные способы ее устранения или обеспечить надежную самозащиту. Как правило, обучение проводят с тур. группой, к-рая является первичным звеном, ядром самодеят. и планового Т. Работа с группой необходима еще и потому, что коллегиальные (групповые) решения по сравнению с индивидуальными обычно бывают более рискованными и при недостаточной предварит. работе с группой могут привести к опасным последствиям. Лит.: Штюрмер Ю. А, Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2 изд., М., 1983; Краткий справочник туриста,3 изд., М., 1985. БЕРГШРУНД (нем. Bergshrund, от Веrg – гора и Schrund – трещина), подгорна я трещина, разрыв толщи льда и фирна у основания склона горного ледника.
Бергшрунд.
Отделяет неподвижную, примерзшую к скалам часть ледника от подвижной. Края Б. могут быть на разных уровнях, образуя ледовые и фирновые стенки выс. в неск. м (рис.). Б. с нависающей стенкой – серьезное препятствие для горных туристов и альпинистов. Преодолевают Б. по снежным (фирновым, ледовым) мостам, конусам выноса лавин или по пробкам из снега и застрявших глыб льда или камней. При их отсутствии приходится спускаться в Б. и подниматься с противоположной стороны при помощи воткнутых в стенку ледорубов и ледобурных крючьев, по лесенкам, либо подсаживая друг друга. Во время спуска Б. можно перепрыгнуть на страховке или спуститься в него по закрепленной веревке и затем подняться на нижний край одним из описанных выше способов. БЕЧЕВА, на бечеве, бечевой, способ передвижения тур, судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения. Один конец Б. закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2 – 4 км/ч (и до 6 км/ч на отд. ровных
Крепление бечевы к байдарке: 1 – бечева; 2 – поводок; 3 – ванты; 4 – бакштаг; б – мачта; 6 – байдарка. участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением движению – байдарок, катамаранов, реже надувных лодок. Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на Б. 2 – 4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника - неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная веревка дл. 50 – 80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150 – 250 кг, напр. обычная хлопчатобумажная веревка диам. 6–8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б. крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте выс.! – 1,5 м и через подвижной поводок – фал дл. 0,7–1,5 м – к носу лодки, Фал должен быть прочно закреплен. Излишек Б. наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего. Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами, Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б. и направлением движения до 450. Широко применяют способ управления, при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б. параллельно берегу. В этом случав рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4 – 6 м, посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиб. широко распространен способ движения на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы веревок дл. до 6 – 8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него. Тянущий Б, должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20 – 30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на выс., 0,5-1 м, Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б., увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею. Лит.: Путешествию на гребных судах, М., 1979. БИВАК, б и в у а к (нем. Biwak, франц. bivouac), место размещения (стоянка) тур. группы для ночлега или отдыха. Члены тур. группы обычно проводят на Б. 10 – 14 ч в сут. Они занимаются оборудованием лагеря, приготовлением пищи, ремонтом одежды и снаряжения, подготовкой к следующему дню, отдыхают. Б. располагают на достаточно ровных и сухих площадках, полянах, в местах, недоступных для камнепадов, лавин, затопления, прямых попаданий молний. Место стоянки должно быть укрыто от ветра и, по возможности, нетрудоемко для оборудования; желательно, чтобы вблизи был источник воды.
Рис. 2 А Рис. 2 Б
Рис. 2 В
Рис 2. биваки вгорах: а – снежная пещера склоне при глубине снега не менее2м; б – пещера (полухижина) на склоне при глубине снежного покрова менее 2м; в -ниша для ночлега сидя (сооружается при недостаткевремени или малой толщине снежного слоя). Вгорах Б. (рис. 1) нельзя устраивать на выступающих частях гребней, под карнизамиикрутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (подвижных или лежащих на ледовых склонах) осыпях, между серраками и в трещинами ледника в зоне активного движения льда Б. должен быть рассчитан на внезапноеухудшение погоды. В предвидении грозы все металлич. предметы следует сложить в 25 –30 м от стоянки. Устраивая Б. на больших высотах, при низкой температуре, непогоде, сильном ветре, а также в расчетена 2 и более ночевки на одном месте. лучше соорудить снежную хижину т.е.отрыть пещеру, что обеспечить более комфортабельный ночлег, сохранность снаряжения и т. д. Снежная пещера или хижина(рис. 2) вмещает до 4-6 чел. В случае более многочисл. группы сооружают2 – 3 смежные пещеры, соединяя их междусобой лазом. Местодля Б. нужно выбирать засветло при вынужденной остановке в темноте, тумане необходимо обследование местностив радиусе 200–300 м, чтобы убедитьсяв безопасности выбранного места. Перед сном необходимо проверить, укрыто лиот ветра и непогоды имущество, как укреплены палатки, а перед уходом с Б - не забыто ли что-либо из снаряженияубраноли место стоянки, погашен ли костер. В водных походах к месту для Б. предъявляются дополнит. требования: берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов; наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь (выс. не менее 3–4 м от уровня воды) и площадки для установки палатки, костра (не ниже 5 – 6 м над уровнем воды). Кроме того, в таежной и тундровой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться – это уменьшит кол-во кровососущих насекомых; в горных р-нах желательно, чтобы оно утром освещалось солнцем. Туристы-водники часто устраивают Б. у впадения в осн. реку притока, где обычно хорошо ловится рыба. Выбор места для Б. начинают дежурные за 30 –40 мин до планируемого окончания рабочего дня; осматривать местность следует с берега. Желательно использовать старые места стоянок и старые кострища. Не рекомендуется устраивать Б. на острове – ночью уровень воды может подняться. Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда (в т. ч. и лежащие на берегу) должны быть привязаны. На Б. туристы-водники часто разводят второй костер – для сушки одежды. Если погода ненастная, то организацию Б. начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя. В спелео походах Б., или подземный лагерь, обычно организуется при прохождении сложных многодневных пещерных маршрутов. Специфика подземных условий (высокая влажность, пониженная темп-ра, отсутствие естеств. освещения и замкнутость пространства) обусловливают повышенные по сравнению с наземным Б. требования к оборудованию лагеря. При устройстве подземного Б. необходимо предусмотреть место для мусора и отходов, к-рые после снятия лагеря должны быть вынесены на поверхность. Такой Б. следует располагать выше возможного уровня паводковых вод, в стороне от камнепадных участков. Для отдыха на Б. применяются просторные палатки из капрона, обеспечивающие достаточный комфорт для проживания (возможность переодеться, просушить одежду, приготовить пищу).Желательно иметь теплоизолирующую подстилку (коврик) и многоместные спальные мешки с капроновым верхом. Над палаткой сооружается навес из водонепроницаемого материала. В зависимости от рельефа истепени обводненности места стоянки палатку устанавливают на земле или подвесной платформе (возможно применение свай). Ночлег также можно организовать с помощью гамаков и теплоизолирующих навесов. В комплект подземного жизнеобеспечения входят: светильники, запас продуктов, горелка на бензине, парафине, газе или сухом топливе, кухонная посуда и набор медикаментов. С подземным лагерем устанавливается регулярная телефонная связь. БИВАЧНЫЙ МЕШОК, палатка мешок, палатка Здарского, обеспечивает укрытие для 2–4 туристов для отдыха и ночлега в сидячем или лежачем положении. Изготавливается из легкой водонепроницаемой ткани (напр., из прорезиненного капрона). На глухом конце Б. м. делается вентиляц. клапан. Размеры Б. м. примерно 160х200 см, масса от 0,5 до 1,5 кг. В сухую погоду в мешок залезают ногами вперед, оставляя голову открытой; в ненастную погоду мешок надевают наголову так, чтобы клапан находился против лица. Для утепления внутрь мешка вставляют теплоизолирующий чехол. БЛОК, приспособление для облегчения усилий при подъеме и (или) транспортировке грузов по натянутой веревке, тросу и т. д. В тур. практике чаще всего используют Б. в виде ролика с желобом по окружности и разъемной обоймой (рис., а), позволяющей накладывать на желоб веревку средней частью. Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г).
Такой Б. навешивается в точке закрепления с помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин(рис., г). Недостаток его – значит. трение при скольжении веревки и ее повышенный износ. При многократных действиях наиболее удобен блок-карабин (рис., б), конструкция к-рого позволяет навешивать его без дополнит. карабина. Для получения большего выигрыша в силе при транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст).В спелео туризме, а также во время спасат. работ с использованием тросового снаряжения, как правило, применяется блок-тормоз (рис., в), позволяющий спускать грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки. БОТЕЛЬ (от англ. bоаt-mоtеl), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов. Обычно располагается на берегу незамерзающего водоема. Имеет сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов, помещение для их хранения (гл. обр. маломерных – лодок и катеров). Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания водных туристов имеются ботокемпинги (устроены по типу кемпингов), также оснащенные необходимыми для техн. осмотра и ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно. БРОД, 1) мелков место реки, озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б" к-рым часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колес на берегах. Если их нет, проводят разведку: при помощи шеста дл. не менее 1,5 – 2 м промеряют глубину реки в местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше, чем у пологих. На равнинных реках снебольшой скоростью течения выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте (см. Переправа). БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ, в водном Т. одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур дл. 25 – 3О м, диам. 6 –8 мм. Хранится в спец. мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40 – 45 см и диам. 10 – 12см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10 – 12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка связывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец, Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг. Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986. БЫСТРИНА, стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центр. части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными. ВАРОЧНАЯ ПОСУДА, включает ведра, котелки, кастрюли, скороварки и др. емкости, используемые для приготовления пищи в походных условиях, входит в состав группового снаряжения туристов (см. Снаряжение туристское). В однодневный поход берут одну кастрюлю или ведро – для чая. Для многодневных походов наиболее удобен набор из 3-4 емкостей, подобранных по форме и размерам так, чтобы их можно было вложить друг в друга и тем самым сэкономить место в рюкзаке. Общая вместимость всех емкостей выбирается из расчета 1,5 – 2л на человека. Желательно иметь В. п. небольшой высоты с плоским дном; такая посуда более устойчива, чем, напр., котелки с полусферич. дном. Не рекомендуется пользоваться слишком узкой и высокой посудой – еда в ней варится медленно, а топлива расходуется много. Для подвешивания над костром к кастрюлям и скороваркам приделывают проволочные дужки или цепочки. В широких низких кастрюлях пищу лучше готовить на примусе, т. к. подвешенная над костром такая кастрюля может перевернуться. Желательно, чтобы 8. п. имела крышки; крышку с бортиком можно использовать как сковороду. Дляприготовления пищи на костре или примусе пригодна В. п. из нержавеющей стали (толщ. 0,5 – 0,7мм), сплавов алюминия (0,8 – 1,2мм), белой жести и титана. Нельзя варить еду в оцинкованной или медной нелуженой посуде (при варке в ней образуются токсичные вещества), а так же в эмалированных кастрюлях и ведрах (на костре эмаль трескается, и отскочившие кусочки попадают в пищу). Очень удобны в походных условиях скороварки, пользование к-рыми сокращает время приготовления пищи и уменьшает расход топлива. Особенно удобны скороварки в горных походах, при пониженном атм. давлении, когда в обычной В. п. вода закипает при темп-ре ниже 1000 С. Выпускаемые промышленностью скороварки тяжелы и недостаточно вместительны. Поэтому туристы предпочитают пользоваться самодельными скороварками из дюралюминиевого бидона с герметичной крышкой, имеющей резиновое уплотнение, жесткие запоры (напр., накидные винты – «барашки»), манометр и предохранит. клапан для стравливания пара. Если В. п.в походе переносят в рюкзаке, тообязательно помещают в матерчатый чехол, чтобы не пачкать другие вещи и сам рюкзак. ВЕДУЩИЙ, направляющий, участник группы, первый в походной колонне. Как правило, В. является руководитель группы или назначенный им наиб. опытный турист. Во время похода В. задает темп движению группы, выбирает наиб. безопасный и удобный путь и при необходимости подготавливает его (обычно с помощью напарника) для прохождения остальными туристами (напр., прокладывает лыжню, навешивает страховочные веревки, вырубает ступени во льду), предупреждает идущих следом об опасности и препятствиях на пути, а также сладит за продолжительностью переходов и привалов, подыскивает места для отдыха. В уч. группах и группах школьников часто бывает несколько В., заранее распределенных по отд. участкам пути. При этом более опытным выделяют сложные отрезки маршрута, с препятствиями или затрудненной ориентировкой. Предварительно В. знакомятся со своими участками по картам, отчетам и путеводителям, обращая внимание не только на техн. особенности маршрута (условия ориентации, естеств. препятствия и способы их преодоления), но и на достопримечательности. Желательно, чтобы каждый участник похода хотя бы раз на маршруте был группу самостоятельно (под контролем руководителя группы). Обычно В. выдерживает ровный, посильный для всех туристов темп движения. Однако после прохождения препятствия (напр., бревно через ручей, лесной завал), на к-ром обычно группа растягивается, В. снижает скорость, пока все не соберутся. Во время движения он постоянно держит связь с замыкающим, чтобы вовремя остановить группу, если кто-либо отстал. При потере ориентировки В. лучше всего обратиться за советом к товарищам или местным жителям, подняться на ближайшую возвышенность или забраться на дерево и попробовать отыскать знакомые ориентиры, или же отправить на разведку в разные стороны по 2-3чел. на оговоренный (контрольный) срок, аостальным в это время расположиться узаметного издали ориентира чтобы облегчить разведчикам возвращение к группе. Если в группе нет «хронометриста», то В. сам ведет «протокол движения» – фиксирует время выхода на маршрут, прохождения к-л. ориентира или препятствия, когда остановились на привал н когда двинулись дальше. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|