Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ СРЕДЫ




Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурного, производственного и другого назначения.

К основным компонентам средовых объектов относятся: объемно-планировочная организация пространства, строительные конструкции и отделка этого пространства, элементы оборудования и наполнения объекта.

Характер и особенности перечисленных компонентов обусловлены:

• средовыми процессами функционально-утилитарного характера и особенностями их
технологического осуществления;

• требованиями оптимизации условий жизнедеятельности, их комфортности и безопасности;

• образно-эмоциональными моментами восприятия отдельных компонентов.

Количество видов и типов оборудования, а тем более предметного наполнения средовых объектов, исчисляется сотнями. Одни из них остаются практически стабильными не только многие годы, но и века, другие постепенно или довольно резко исчезают, третьи появляются вновь и т.д. Для удобства проектной практики все многообразие оборудования подразделяется на типологические группы.

Применительно к интерьерам в понятие «оборудование» включаются группы элементов для помещений и зон, подбираемые потребителем или устанавливаемые по его желанию (в противоположность инженерным коммуникациям: водопроводу и водоотведению, отоплению и вентиляции, электропитанию и пр.).

Основные группы таких элементов — типы оборудования — следующие:

• приборы, вещи, бытовые устройства;

• встроенная и свободно стоящая мебель;

• средства и системы визуальной информации;

 

• санитарно-техническое оборудование;

• светотехническое оборудование;

• технологическое оборудование;

• декоративные элементы среды.

В дальнейшем будут подробно рассматрены только те группы, которые:

а) существенным образом влияют на общесредовые качества архитектурных решений;

б) обладают специфическими эргономическими особенностями их проектирования.

В связи с этим первые и последние группы оснащения средовых комплексов практически только упомянуты, зато средние проанализированы более тщательно, причем, как правило, дважды — как самостоятельный объект исследования и в контексте использования в конкретном виде среды.

99


Например, эта группа средового оборудования, включающая бытовые устройства, предметы и вещи чрезвычайно обширна по номенклатуре и по принципам ее проектирования, составляя основу работы специалистов в области т.н. промышленного (индустриального) дизайна, и рассматривается в специальной литературе. В настоящем учебном пособии дается пример эргономического анализа предмета из этой группы с целью показа его принципов: опоры на антропометрию и особенности эксплуатации с учетом требований удобства и безопасности пользования. Рассмотрим эти проблемы на примере широко распространенного изделия — чайника.

Обоснование формообразования чайника

Английские эргономисты задались целью разработать удобный и безопасный чайник. Прежде всего ими была собрана и проанализирована обширная информация о несчастных случаях, связанных с использованием чайников. Чаще всего случались ожоги. Пятая часть всех несчастных случаев связана с выходом пара, когда люди находились вблизи кипящего чайника и пытались выключить его. Еще больше несчастных случаев происходило из-за того, что горячая вода проливалась при опрокидывании чайника. Каждая из причин подвергалась дополнительному анализу.

На основе проделанной аналитической работы эргономисты совместно с дизайнерами выявили в-се факторы, от которых зависят удобство и безопасность пользования чайником (рис. 37). При разработке новой конструкции внимание было сосредоточено на следующем:

• размер ручки, ее расположение относительно центра тяжести чайника, ее функциональные
свойства, просвет между ней и чайником, угол наклона, минимизация теплопроводности от
чайника к ручке;

• размер отверстия носика чайника и его влияние на удобство разливания чая в чашки,
точность направления вытекающей струи, выход пара, положение нижнего конца носика по
отношению к максимальному уровню воды, легкость протекания воды через носик;

• изменения центра тяжести чайника, когда его берут в руки, при разливании чая в чашки,
при переносе; размер дна и форма чайника, его устойчивость;

• обеспечение условий минимального разбрызгивания горячей воды, направление пара в
сторону от ручки и отсутствие узких щелей для пара из носика или из-под крышки.

При ознакомлении с этим перечнем становится понятно, почему чайники еще доставляют нам неприятности.

Требования различного объема чайника, в свою очередь, влияют на размеры емкостей, предназначенных для хранения, демонстрируя пример системных связей в формообразовании предметного наполнения среды.

Аналогичным образом строится эргономическое формообразование других элементов этой группы, которая в свою очередь может расчленяться на отдельные подгруппы и их комбинации: посуда, инструменты, электротехническая и радиоаппаратура, спортинвентарь и т.д.

Но для нас практически важны только некоторые особенности их отношения к среде:

а) все они требуют места для своего размещения — специально предусмотренного или
свободно перемещающегося в пространстве, т.е. необходимо, чтобы для них в среде были
предусмотрены некоторые емкости;

б) большинство рассчитаны на подключение к тем или иным сетям (телефонным,
электрическим и т.д.) или требуют специфических условий эксплуатации
(освещение и т.п.);

в) как правило, они образуют разного рода комбинации между собой или с другими формами
средового оборудования, что заставляет рассматривать их эрго-дизайнерские качества в
комплексе с этими формами — чайник и плита или чайник и кухонная мебель, телевизор,
его подставка и расстояние от экрана до зрителя и т.п.

1ПП



Рис. 37. Факторы безопасности и удобства при пользовании чайником








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных