ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯСреди факторов, влияющих на восприятие объективной структуры плоских изображений и объемных форм, особое место занимают психофизиологические особенности зрения, в частности физиологическая оптика. Человеку свойственно поддаваться оптическим обманам — зрительным иллюзиям. Суть их заключается в несовпадении подлинного геометрического и зрительного равенства линий, фигур, пробелов между ними, элементов (фигур), заполненных графическим материалом и оставленных чистыми (иррадиация света). Зрительные искажения весьма наглядно проявляются там, где геометрически правильные фигуры пересекаются параллельными линиями, образующими со сторонами фигуры острые углы, и т.д. 206 и о Многие из иллюзий были отмечены и описаны более ста с лишним лет назад. Однако полного и общепринятого понимания того, почему подобные рисунки нарушают восприятие зрительной системы, нет до настоящего времени. Все оптические иллюзии можно условно поделить на две группы: • искажения собственно фигуры без фона; • искажения фигуры, вызываемые фоном определенного рода. Начало изучению зрительных иллюзий положило обнаружение Ф. Целльнером в рисунке купленной ткани эффекта визуального схождения и расхождения вертикальных параллельных линий при пересечении их косыми линиями (1860). Эта иллюзия наиболее сильно проявляется, когда пересекающиеся линии образуют угол, равный 45°. Вариантами этой иллюзии, основанной на законе оптического преувеличения размера острых углов, являются эффект вогнутости двух прямых линий (В. Вундт) и эффект выпуклости этих прямых (Э. Геринг). Некоторые простые рисунки оцениваются с довольно большими искажениями (некоторые выглядят до 20% длиннее или короче, прямая линия весьма явно искривляется и т.д.). Эти искажения видят практически все люди. Примечательно, что это же явление наблюдается и у животных (довольно сложная методика подтвердила эти результаты с достаточно высокой степенью точности на рыбах и голубях). Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллера— Лайера («иллюзия стрелы», описанная в 1889 году). Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но у одной стрелы расходящиеся наконечники, а у другой — сходящиеся. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины. Иллюзия сохраняется в случае отсутствия древков, хотя становится более лабильной (менее явной). «(линии) между потолком и стенами, полом и стенами комнаты характеризуют как «внутренний» угол. При этом стена как бы удаляется от наблюдателя и величина центральной вертикали (линия 2 фундамента здания; наиболее близкая к наблюдателю часть воспринимаемого объекта (или его | изображения), напротив, недооценивается по высоте. z о I Еще один пример — фигура Понцо (иллюзия железнодорожных путей). Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее нижней, причем это происходит, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок (в том числе повернув верхнюю линию вниз). Некоторые иллюзии легли в основу гештальт-принципов, что подтверждает перцептивную обоснованность и универсальность последних. В первую очередь можно отметить искажение формы и размеров за счет преувеличения протяженности вертикальных линий, что наглядно проявляется уже на уровне отдельных простых линий (перпендикуляр к горизонтали). Эффект усиливается при объединении линий в группы и весьма наглядно проявляется в фигурах, построенных из этих линий. К характерным иллюзиям (кроме рассмотренных выше) относятся также следующие (рис. 115): • квадрат кажется выше круга, хотя высота первого равна диаметру второго; • зрительные ошибки в оценке размеров равных по длине линий сторон треугольника, • предмет и его части воспринимаются по-разному в зависимости от окружающих элементов • зрительное неравенство смежных прямых углов, расчлененных и нерасчлененных пучком • кажущееся расхождение кверху вертикальных параллельных линий значительной
к S I га ш о о. I О) о О. с А. (Т) Рис. 115. Зрительные искажения (оптические иллюзии): а — «стрелы» Мюллера-Лайера; 6 — квадрат выглядит выше круга; в — стороны трех фигур равны; г — косая штриховка создает впечатление непараллельности основных линий; д, е — «искривление» прямых линий (по Герингу и Вундту); ж — зрительная ошибка в оценке отрезков АВ и АС; з — квадрат кажется искаженным; и — зрительное неравенство прямых углов; к — кажущееся неравенство вертикально и горизонтально зачерченных пространств; л — кажущееся изменение площади одинаковых кругов среди кругов разной величины; м — зрительное искажение соотношений вертикальных и горизонтальных линий;' н — кажущееся расхождение кверху параллельных вертикалей значительной протяженности; о — подъем «талиевой» линии для исключения «провисания»; п — иллюзии иррадиации 208 • визуальная деформация сторон квадрата, формы круга при пересечении штрихами, образующими тупые углы (закон оптического преувеличения размера острых углов). Особую группу составляют иллюзии, связанные с явлением иррадиации. Иррадиация (от лат. irradio — сияю, испускаю лучи) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном (черном) фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне. Знание основных перцептивных иллюзий и владение арсеналом корректировки визуальных искажений помогают создавать средовые объекты (от простейших плоскостных до многоплановых объемно-пространственных), адекватные функции (в ее совокупности утилитарных, биологических, психологических и социальных параметров), где красота и гармония являются необходимым моментом для обеспечения духовно-психологического комфорта. Так, в средствах визуальной коммуникации буква «О», другие буквы, цифры, знаки и графические элементы, имеющие округлую форму, должны выступать снизу и сверху за линию строки, чтобы казаться равными по высоте соседним прямоугольным буквам и элементам. Толщина штрихов светлых надписей, индексов, размеры других графических элементов из-за эффекта иррадиации на темном фоне должны быть меньшими, чем темных — на светлом (в среднем на 1/3). s и * Штрих кажется тем тоньше, чем сильнее контраст яркостей светлого и темного и чем хуже I аккомодация глаз наблюдателей. Для ликвидации эффекта визуального «провисания» горизонтальным линиям, опоясывающим По этой причине придают подъем «талиевой» линии автомашин, в которых отрицательный эффект о в Аналогичная корректировка формы может использоваться при формообразовании холодильников, стиральных и швейных машин, другого бытового и производственного оборудования, а также относительно небольших средовых объектов (киосков, телефонных будок и пр.). Некоторая выпуклость вертикальных поверхностей устраняет впечатление вогнутости, придает форме большую пластичность. Это же целесообразно и с технологической точки зрения для штампованных элементов, т.к. предохраняет от прогибания при нагрузке. Учет особенностей оптических иллюзий, возникающих под воздействием психофизических явлений иррадиации, контраста, зрительной памяти и др., позволяет влиять на зрительное восприятие размеров помещения. Наиболее характерные приемы достижения определенного эффекта за счет графики (узора) следующие (рис. 116): • светлая гладкоокрашенная комната кажется большой и просторной; • вертикальные полосы делают помещение выше; • горизонтальные полосы создают впечатление более низкого помещения; • пестрота в отделке стен и пола вызывает ощущение беспокойства, беспорядка, уменьшения • клетчатый потолок делает помещение ниже, давит психологически; • клетчатый узор пола придает ему статичность, что весьма логично; • клетчатый или линейный узор на всех поверхностях помещения оказывает постоянное • горизонтальные повторяющиеся линии на стенах создают впечатление движения, • повторяющиеся вертикальные линии на стенах создают впечатление покоя, статичности 14 Э 924 209
ГЛАВА 11. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|