ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯСРЕДЫ • Физиология зрения и визуальная среда • Эргономика восприятия средовых • Средства и системы визуальной • Значение когнитивной психологии • Видеоэкология • Оптические иллюзии и приемы • Эргономика и учебное системно- Восприятие средовых объектов и систем и его роль в эргономическом обеспечении их качества обычно рассматривается исключительно в прагматическом ключе, хотя эта проблематика не менее важна и с точки зрения объективизации эстетических сторон проектирования среды. Правда, нынешний уровень знаний в области базовых категорий формирования художественной структуры средовых образований (композиция элементов среды, гармонизация впечатлений от средового комплекса, создание выразительных тектонических сочетаний и т.д.) пока не доведен до понимания механизмов их воздействия, что не позволяет полноценно регламентировать эргодизайн художественных построений. Но, с одной стороны, колоссальный опыт практической художественной деятельности по организации средового дизайна выработал довольно эффективную систему эмпирических (греч. empeiria — опыт) представлений о закономерностях воздействия принципов восприятия на особенности визуально-пространственной, пластической и цветовой организации архитектурно-дизайнерских решений. И отдельные их положения вполне могут быть сведены к набору устойчивых эргономических рекомендаций. С другой — привлечение фундаментальных научных знаний об особенностях функционирования человеческого организма и о психологии восприятия позволяет подвести под некоторые из этих = эмпирических советов объективные объяснения и попробовать перейти от интуитивных догадок в g- этой области к научно обоснованным установкам. Глобальное выдвижение подобной цели в g эргономической науке еще не созрело — до него следует сформулировать и решить ряд 2 предварительных задач. §■ у 1 Во-первых, предстоит систематизировать массив эмпирических положений по оптимизации £■ визуальных конструкций в средовом проектировании и дать им эргономическое толкование. Среди * этих положений — недостаточно изученные с позиций современной науки секреты | пропорционирования архитектурно-пространственных комплексов и ансамблей, применение курватур §- (намеренных искажений «правильной» геометрии видимых форм среды) при строительстве греческих g храмов, корректировка размеров и пластических особенностей проектных предложений при переносе g
их в натуру, эффективность использования особенностей зрения при работе с концептуально | Во вторых, необходимо систематизировать и обобщить научно-теоретические разработки в области 1 физиологии и психологии зрения, меняющие отношение к закономерностям формирования 2 переложение как к задачам эргономики, так и к художественному толкованию далеко от завершения) к попытки установления законов «видеоэкологии» среды, положения гештальтпсихологии, перенесение £ принципов кодирования и восприятия информации, заимствованных из компьютерных разработок, на £ И, в третьих, надо наметить структуру действий по эргономической трактовке эмпирических и научных разработок, нацеленных — на первых порах — на чисто практические решения, которые можно было бы проверить в проектном эксперименте, имея в виду развитие и трансформацию экспериментальных результатов в теоретические установки и рекомендации. Однако здесь исследования встречаются с одной важной особенностью эргономики средовых решений: они фактически не разделяются на собственно визуальные правила и подсказки и «просто» утилитарно-практические. Наоборот, оба подхода к эргономике восприятия средовых объектов и систем тесно переплетаются, поддерживая друг друга, что и доказывается содержанием последнего раздела предлагаемого пособия. Разумеется, в настоящей книге названные задачи очерчены весьма приблизительно — перед вами скорее план работы, нежели ее плоды, тем более, что многие темы исследований и экспериментов в этой области нами даже не упомянуты. Частью — чтобы не загружать читателя первичной, а иногда и спорной информацией, частью потому, что по аналогичной тематике в некоторых направлениях — например, по цветовой гармонизации — имеется собственная самостоятельная и обширная литература. 792Г
ГЛАВА 9. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|