Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; - позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: - построение речевых высказываний о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса); - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; - формулирование собственного мнения и позицию. Познавательные УУД: - проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям - устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметные результаты:
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- способность к восприятию музыки и выражению своего отношения к музыкальным произведениям
Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Содержание учебного предмета.
Первая четверть – «Как можно услышать музыку?»
«Внутренняя музыка».
Колыбельная.
Сказку складываем, музыкой сказываем.
Тренируем свою «внутреннюю музыку»
Играем вместе.
Родная речь.
Точки, черточки, крючки, дуги и круги…
Сказанное слово и несказанное.
Не перескоровыговоришь?
Поём вместе.
Портреты заговорили и запели.
Петр Ильич Чайковский.
Детские годы.
Здесь живёт музыка П.И.Чайковского.
«Волшебный тот цветок…»
Вторая четверть – «Как можно услышать музыку?»
Петр Ильич Чайковский.(продолжение)
Тренируем свою «внутреннюю музыку»
Михаил Иванович Глинка.
«Бряцайте, струны золотые…»
Руслан и Людмила.
О, поле, поле…
Слава!
Мелодия жизни.
Заветное слово.
Кака начинается музыка?
Вольфганг Амадей Моцарт.
Моцарт сочиняет.
Третья четверть – «Какможно услышать музыку?»
Сергей Сергеевич Прокофьев.
Детство композитора.
Дорогой Щелкунчик!
Путешествие во времени и прострвнстве.
Тренируем свою «внутреннюю музыку».
Солнцеворот.
Тренируем свою «внутреннюю музыку».
Две песни.
Ждём весну, встречаем птиц.
Четвёртая четверть – «Какможноуслышать музыку?»
Первый цикл включает произведения П.И.Чайковского, а также песни Р.Шумана.
В центре второго цикла – музыка И. Саца к сказке «Синяя птица», русские народные песни и другие произведения.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Учебно-тематический план.
№п/п
| Тема: «Как можно услышать музыку?»
| Кол-во часов.
| | 1четверть.
| 8 часов
| 1.
| Введение в проблему рождения музыки.
|
| 2.
| «Что значит слышать музыку?»
|
| 3.
| Колыбельная песня.
|
| 4.
| Родные корни: родная речь и музыкальный язык.
|
| 5.
| Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток.
|
| 6.
| В мире сказочных мелодий русских композиторов.
|
| 7.
| Играем в сказку.
|
| 8.
| Идем в поход.
|
| | 2-я четверть.
| 8 часов
| 1.
| Музыкальные краски осени.
|
| 2.
| Звучащий образ Родины.
|
| 3.
| Былина.
|
| 4.
| Преданья старины глубокой.
|
| 5.
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
|
| 6.
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
|
| 7.
| Поход в музыкальный зоопарк.
|
| 8.
| И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония).
|
| | 3-я четверть.
| 9 часов
| 1.
| Что может музыка?
|
| 2.
| Зима в музыке.
|
| 3.
| Музыка и движение.
|
| 4.
| Где живут ноты
|
| 5.
| Музыка передает характер сказочных героев.
|
| 6.
| Музы не молчали.
|
| 7.
| Русские обряды - Масленица.
|
| 8.
| Природа просыпается. Весна в музыке.
|
| 9.
| Музыка и стихи о маме.
|
| |
4-я четверть.
| 8 часов
| 1.
| В детском музыкальном театре (балет).
|
| 2.
| В детском музыкальном театре (опера).
|
| 3.
| Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония).
|
| 4.
| Русские народные инструменты.
|
| 5.
| На концерте.
|
| 6.
| Музыкальная прогулка по выставке.
|
| 7.
| Легко ли стать музыкантом?
|
| 8.
| Что значит услышать музыку?
|
| | Итого:
| 33 часа
|
Календарно – тематическое планирование.
№п/п
| Тема: «Как можно услышать музыку?»
| Кол–во часов
| Дата по плану
| Дата по факту
|
| 1четверть.
| 9 ч
|
|
| 1.
| Введение в проблему рождения музыки.
|
|
|
| 2.
| «Что значит слышать музыку?»
|
|
|
| 3.
| Колыбельная песня.
|
|
|
| 4.
| Родные корни: родная речь и музыкальный язык.
|
|
|
| 5.
| Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток.
|
|
|
| 6.
| В мире сказочных мелодий русских композиторов.
|
|
|
| 7.
| Играем в сказку.
|
|
|
| 8.
| Идем в поход.
|
|
|
| 9.
| Музыкальные краски осени
|
|
|
|
| 2-я четверть.
| 7 ч
|
|
| 1.
| Звучащий образ Родины.
|
|
|
| 2.
| Былина.
|
|
|
| 3.
| Преданья старины глубокой.
|
|
|
| 4.
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
|
|
|
| 5.
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
|
|
|
| 6.
| Поход в музыкальный зоопарк.
|
|
|
| 7.
| И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония).
|
|
|
|
| 3-я четверть.
| 9 ч
|
|
| 1.
| Что может музыка?
|
|
|
| 2.
| Зима в музыке.
|
|
|
| 3.
| Музыка и движение.
|
|
|
| 4.
| Где живут ноты
|
|
|
| 5.
| Музыка передает характер сказочных героев.
|
|
|
| 6.
| Музы не молчали.
|
|
|
| 7.
| Русские обряды - Масленица.
|
|
|
| 8.
| Природа просыпается. Весна в музыке.
|
|
|
| 9.
| Музыка и стихи о маме.
|
|
|
|
| 4-я четверть.
| 8 ч
|
|
| 1.
| В детском музыкальном театре (балет).
|
|
|
| 2.
| В детском музыкальном театре (опера).
|
|
|
| 3.
| Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония).
|
|
|
| 4.
| Русские народные инструменты.
|
|
|
| 5.
| На концерте.
|
|
|
| 6.
| Музыкальная прогулка по выставке.
|
|
|
| 7.
| Легко ли стать музыкантом?
|
|
|
| 8.
| Что значит услышать музыку?
|
|
|
|
| Итого:
| 33 часа
|
|
|
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№№ уроков
| Тема урока, цель.
| Элементы содержания
| Музыкальный материал
| Основные виды учебной деятельности
|
|
|
|
|
| I четверть (9 часов)
| -
| «Как можно услышать музыку»
Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл, затанцевал.
| Введение в проблему рождения музыки.
| Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».
| Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.
| -
| «Что значит «слышать музыку»?
Помочь понять, что «слышать» значит внимать, погружаться.
| Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.
| Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».
| Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Размышлять об истоках музыкального искусства.
| -
| Колыбельная песня. Выявить жанровое начало (песня), как способ передачи состояния человека.
| Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.
| Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…»
| Распозновать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.
| -
| Родные корни: родная речь, и музыкальный язык. Развитие образно – игрового видения.
| Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.
| Загадки, скороговорки, заклички.
«Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.
| Размышлять об истоках происхождения музыки.
Различать звуки по высоте.
| -
| Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток. Развитие образно – игрового видения.
| Хороводы, заклички, прибаутки.
«Арина грибы мариновала»
Муз. В. Усачевой.
«По-за городу гуляет»
| Размышлять об истоках происхождения песни.
Учиться слышать ритм в песне.
| -
| В мире сказочных мелодий русских композиторов.
Ввести учащихся в сферу народного, композиторского музицирования.
| Воссоздать самостоятельно музыкально – созидательный процесс.
| А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».
| Различать сферу народного и композиторского музицирования.
Выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).
| -
| Играем в сказку.
Развитие образно – игрового восприятия музыки.
| Овладевать навыками музыкально – ритмических движений на примере игры.
| Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской.
| Характеризовать специфику музыки.
Образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.
| -
| Идём в поход. Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию.
| Импровизируем отправление в поход, нахождение в лесу и возвращение.
| Д.Б.Кабалевский «Кавалерийская», А.Филиппенко, стихи В.Кукловской «Мы на луг ходили»
| Различать характер музыки.
| -
| Музыкальные краски осени.
Обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.
| Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени.
| А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).
| Размышлять о многообразии музыкальных образов и способов их развития.
Выразительно исполнять песни.
| II четверть (7 часов)
| -
| Звучащий образ Родины. Пробуждать чувство гордости за свою Родину.
| Познакомить с символами нашей Родины.
| П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».
| Слушать Гимн России, как символ нашей Родины.
Выразительно исполнять народные песни.
| -
| Былина.
Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.
| Былинность, как художественное явление.
| «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».
| Распознавать «музыкально-поэтический» жанр былина.
Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
| -
| Преданья старины глубокой.
Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре.
| Музыка переносит нас в далёкое прошлое, помогает прикоснуться к нашей истории.
| Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.
| Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений.
| -
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
Подметить тончайшие нюансы человеческих чувств.
| Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.
| Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».
| Распознавать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Определять характер героев и их настроение.
| -
| Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.
Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства.
| Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.
| П.И.Чайковский «Детский альбом».
| Определять названия изученных произведений и их авторов. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).
| -
| Поход в музыкальный зоопарк.
Познакомить с музыкой К.Сен-Санса «Карнавал животных»
| Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).
| Осознавать, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.
| -
| И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).
Развитие музыкальности детей.
| Способность к импровизационному творчеству в совместном музицированнии.
| «Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.
| Характеризовать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Определять настроение музыки, услышать и передать его другим людям.
| III четверть (9 часов)
| -
| Что может музыка?
Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки.
| Отображение внутреннего мира человека и окружающей его жизни.
| П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).
| Приводить примеры изученных жанров музыки. Определять и сравнивать характер музыкальных произведений.
| -
| Зима в музыке.
Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить».
| В музыке можно услышать «холод и тепло».
| А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».
| Различать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать, что музыка умеет изображать картины природы.
| -
| Музыка и движение.
Показать способность музыки передавать движение.
| На музыкальных примерах показать способность музыки двигаться вверх и вниз, медленно и быстро.
| Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».
| Различать многообразие музыкальных образов и способы их развития.
| -
| Где живут ноты.
Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.
| Ноты помогают композитору сочинять новые песни.
| Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».
| Определять ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).
| -
| Музыка передаёт характер сказочных героев.
Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.
| Если внимательно слушать музыку, то она о многом может нам рассказать.
| В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».
| Распознавать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.
| -
| Музы не молчали.
Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.
| Музы воспевают храбрость и отвагу, а песни и стихи – это память о военной славе наших предков и современников.
| «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).
| Находить в музыке образы отважных, сильных богатырей.
| -
| Русские обряды – масленица.
Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.
| Рассказ о празднике Масленица.
| «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.
| Распозновать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Исполнять народные песни.
| -
| Природа просыпается. Весна в музыке.
Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу.
| Слушание и обсуждение музыки рисующей весеннюю природу.
| Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».
| Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, вовремя начинать и заканчивать песни.
| -
| Музыка и стихи о маме.
Познакомить с музыкой выражающей самые нежные чувства.
| Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.
| Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».
| Слушать в музыке тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.
| IV четверть (8 часов)
| -
| Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет). Познакомить детей с балетом и правилами поведения в театре.
| Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.
| C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).
| Создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.
| -
| В детском музыкальном театре (опера). Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.
| Играем мини оперу. С. Прокофьева «Великан».
| C.Прокофьев. Опера «Великан».
| Усваивать правила поведения в оперном театре.
| -
| Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). Способствовать слышать, чувствовать и оценивать симфоническую музыку.
| Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.
| И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».
| Различать понятия, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.
| -
| Русские народные инструменты.
Познакомить с тембрами народных инструментов.
| Слушание тембров народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).
| В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).
| Различать, что такое опера, балет, хор, солисты.
| -
| На концерте.
Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».
| Импровизируем музыкальный театр, слушаем и исполняем концертную музыку.
| А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».
| Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.
| -
| Музыкальная прогулка по выставке. Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.
| Импровизируем поход на выставку.
| М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».
| Усваивать понятия музыкальность, мелодия.
| -
| Легко ли стать музыкантом?
Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом.
| Музыкант – не только композитор и исполнитель, но и слушатель.
| И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».
| Анализировать средства музыкального языка произведений.
| -
| Что значит услышать музыку?
Обобщить знания по теме года.
| Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?
| Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».
| Определять роль музыки в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|