Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Пояснительная записка_________________________________




Содержание

Пояснительная записка_________________________________

Тематический план____________________________________

Содержание курса_____________________________________

Список литературы____________________________________

Пояснительная записка

Античная литература – одна из первых историко-литературных дисциплин, которую изучают студенты первого курса филологического факультета. Задача курса – дать представление об общем процессе развития античной литературы как древнейшей европейской литературы; рассмотреть творчество наиболее выдающихся древнегреческих и древнеримских писателей; раскрыть художественную ценность отдельных произведений, их значение в античной литературе и влияние на литературу нового времени, в том числе русскую. Данная программа нацеливает преподавателя и студентов на изучение античной литературы как первой европейской литературы, поэтому особое значение приобретают межпредметные связи. Данная программа учитывает и специализацию студентов педагогического вуза – “учитель русского языка и литературы в средней школе”.

На курс античной литературы учебным планом отводится 38 часов, из них - 20 лекционных и 18 часов практических занятий.

Лекции строятся на сочетании обзорных и монографических тем. Особое значение имеет вводная лекция-консультация, на которой студенты получают общее представление обо всём литературном курсе, формах отчётности, а также советы по организации самостоятельной работы. В качестве условия, способствующего успешному усвоению курса, студентам предлагается график “опережающего чтения” произведений античной литературы – таким образом, чтобы к очередной лекции студент уже успел прочитать рассматриваемые в ней художественные тексты. Это избавляет преподавателя от пересказа сюжета и даёт возможность обратиться непосредственно к анализу текста.

Самостоятельная работа студентов по усвоению лекционного материала включает также работу с терминологией: к каждой лекции приводится список понятий, значение которых студенту необходимо знать. Работа с текстом художественного произведения находит отражение в читательском дневнике.

Среди обзорных тем важное место занимает тема “Античная мифология”, поскольку без знания мифологии невозможно понимание и усвоение античных произведений. Данной теме посвящена отдельная лекция и практическое занятие. На лекции рассматриваются понятие о мифологии, теория мифа, своеобразие греческой и римской мифологии. На практическом занятии анализируются типы и циклы мифов, сюжеты и образы греческой и римской мифологии, периоды развития мифологии; студенты определяют, каково значение мифологии в древнем общественном сознании, религии, искусстве; получают представление о мифологической школе в литературоведении. Особый интерес вызывает задание: “Привести примеры и объяснить значение “крылатых” слов и выражений, связанных с античной мифологией”. В практическое задание к зачёту входит лексический комментарий к текстам с античными реминисценциями (используются отрывки из произведений русской классической литературы).

В обзорных лекциях ставится задача дать общее представление о литературном процессе рассматриваемой эпохи, о литературных жанрах и стилях; историко-литературный материал сочетается с теоретическим. Таким образом, обзорные темы становятся своеобразной базой для монографических тем, которые посвящены творчеству отдельных авторов.

На практических занятиях анализируются произведения различных литературных жанров, ставятся вопросы об их возникновении и особенностях развития. Главная задача на практических занятиях – конкретный анализ художественных произведений с опорой на имеющиеся у студентов-первокурсников теоретические знания. Здесь активизируются межпредметные связи, студенты используют информацию, полученную не только в курсе античной литературы, но и по “Устному народному творчеству”, “Введению в литературоведение”.

Проблеме античных реминисценций и влияний в русской литературе по возможности уделяется внимание и на лекциях, и на практических занятиях. Так, практическое занятие, посвящённое античной лирике, содержит вопрос “Традиция литературного памятника в античной и русской поэзии”. Данное занятие нацеливает студентов на сравнительно-типологическое изучение стихотворений разных эпох, народов, художественных направлений. Кроме того, занятие имеет определённую педагогическую направленность, поскольку оно непосредственно связано со школьной программой по литературе: при изучении в школе “Памятников” Державина и Пушкина учителю необходимо рассказать об истоках этой традиции, которые уходят в античную лирику. Кроме того, студенты осваивают методику сопоставительного анализа античных и русских стихотворений, прослеживают возникновение и развитие традиции литературного “Памятника” (Солон – Гораций – Овидий; Ломоносов – Державин – Пушкин). Студентам предлагается ответить на вопросы: “Какова структура стихотворений- памятников? “В чём каждый поэт видит ценность своего труда, чем мотивирует бессмертие своего творчества? и т.п. Анализируя стихотворения, студенты используют подготовленный заранее лексический комментарий к ним (объяснение античных слов и выражений) и сравнительную характеристику текстов.

Каждый студент в течение семестра работает над рефератом, который будет защищать на экзамене в качестве третьего вопроса. Общая тема рефератов – “Античность в русской литературе XVIII – XIX вв.”. Работая над конкретной узкой тематикой, студент должен выявить, каковы особенности восприятия и изображения античности в творчестве избранного им поэта, каковы особенности использования в его произведениях античных сюжетов, мотивов, образов. В реферате обязателен самостоятельный анализ художественных произведений с “расшифровкой” и комментированием античных реминисценций. Интересные, самостоятельные рефераты станут основой для выступлений на студенческой научной конференции.

 

Тематический план






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных